наверх
25.04.202423:56
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Чем рискует Порошенко, отказываясь выплачивать долг РФ

Украина - РФ. Суд и дело на 3 миллиарда (165)

(обновлено: )4204114913
Сериал с 3 млрд долларов, взятыми некогда правительством Азарова из Фонда национального благосостояния Российской Федерации, продолжает развиваться благодаря усилиям украинской власти.

Виталий Филипповский, политический аналитик

В разгар маевок, пользуясь информационной апатией, президент Украины Петр Порошенко подписал скандальный закон "Об особенностях осуществления сделок с государственным, гарантированным государством и местным долгом", которым предусматривается установление бессрочного моратория на выплату кредита в 3 млрд долл. перед Российской Федерацией. Остается абсолютно непонятным, почему опытный финансист и бизнесмен Порошенко игнорирует колоссальные экономические и репутационные последствия подобных решений. Ведь этот "ящик Пандоры" уже в ближайшем будущем ударит вовсе не по Москве, а по неплатежеспособному и непредсказуемому Киеву.

Читайте также: Mediapart: Украина и диктат МВФ

Деньги, как известно, любят две вещи – счет и тишину. В Украине последние два года нет ни первого, ни второго. Сериал с 3 млрд долларов, взятыми некогда правительством Азарова из Фонда национального благосостояния Российской Федерации, продолжает развиваться благодаря усилиям украинской власти.
Любые поползновения политического рода можно было бы понять два года назад, и даже год назад, когда градус противостояния между новой украинской элитой и Кремлем доходил до точки кипения, но сегодня, когда в Украину пришло уже третье правительство после Майдана, находить логику становится все сложнее и сложнее.
12 апреля Верховная Рада проголосовала правки в закон "Об особенностях осуществления сделок с государственным, гарантированным государством и местным долгом", которым мораторий на выплату российского кредита, действующий до 1 июля, теперь стал бессрочным. Учитывая то, какие документы в последнее время принимает украинский парламент, вряд ли стоит удивляться самому факту подобных инициатив – для львиной доли нардепов штамповка законопроектов, в которых упоминается аббревиатура "РФ", стала единственным способом оправдать свое существование. Гораздо важнее факт подписи Порошенко, которому, в отличие от одиозных ястребов украинского парламента, еще рулить этой страной, в том числе и представляя ее на международной арене.

Тем более удивительно, что президента не урезонил новый премьер-министр Владимир Гройсман, которому еще договариваться с Россией и по цене на газ, и по целому ряду других вопросов. Шутки шутками, а РФ как была, так и остается главным торговым партнером Украины. Несмотря на все конфликты, по итогам первого квартала Россия занимает лидирующее место в структуре украинского экспорта с товарооборотом почти в 1 млрд долл. за период январь-февраль 2016 года. Поэтому позиция правительства разочаровывает, особенно на фоне того контраста в позиционировании, которого эксперты ждут от Владимира Гройсмана после пируэтов Арсения Яценюка.

Ведь главное во всей этой истории что? Политика политикой, а экономика экономикой. Темы с 3 млрд Украины уже использовали в медийных целях по полной. "Нет выплатам стране агрессору", "Где видано, чтобы во время войны выплачивались долги", "Это вопрос национальных интересов"… все это мы уже слышали в 2014-м и в 2015-м. Тема явно потеряла свое политическое значение. Что теперь могла бы сделать украинская власть?

Первое – пользуясь паузой в этом конфликте, предложить РФ выгодную для себя реструктуризацию долга (хотя долг был признан МВФ суверенным и, по идее, реструктуризации не подлежит). Например, забросив русским вариант со списанием процентов, погашением части долги и отсрочкой платежа. Мяч был бы уже на стороне Кремля, а значит и ответственность за выполнение международных обязательств.

Второе – продлить мораторий до конца года, аргументируя это переговорами с МВФ. Мол, платить не отказываемся, но ждем кредитного плеча. Тем более, что в начале года, в частности во время Форума в Давосе, МВФ рассматривал возможность своего участия в решении спора с российским кредитом.

Третье – банальный бартер. Хотите заниматься политикой – занимайтесь ею грамотно. Вовсе не обязательно идти на политические уступки с Москвой, придумайте формат взаимовыгодного торга. Неужели в отношениях между Украиной и Россией сегодня нет болевых точек, требующих решения посредством этих 3 млрд долл.? Грузопоток, воздушное сообщение, блокада Крыма, статус "Северного потока-2", цена на газ, секторальные торговые ограничения…Это лишь малая часть того, что могло бы стать предметом для обсуждения. Для Украины – это способ сбросить с себя долговой груз, для России – избавиться хотя бы от части головной боли.

Что вместо этого делает Киев?

Объявляет мораторий бессрочным. Этим, по сути, украинская власть переводит конфликт из политической плоскости в правовую. Дорожка ведет в Высокий суд Лондона (кредит выдавался под гарантии английского права), а там расклад для нас вырисовывается не самый оптимистичный. Чем это чревато? Прецедентом с полной потерей репутации – английскому суду глубоко плевать на политические распри и шлейф взаимной неприязни. Там есть только истец и ответчик – вся остальная лирика выносится за скобки.

Продолжает придавать теме политический контекст. Очевидно, что для радикалов в Украине такие информационные поводы – идеальная возможность для медийного троллинга и пиара. Президенту не надоело жить в бесконечном информационном дурдоме? Но они, по крайней мере, делают себе на этом рейтинг, что с этого имеет девальвирующий на националистической риторике, как на дрожжах, президент Порошенко?

Льет воду на мельницу скептиков Украины в мире. На практике это обернется еще большим падением кредитных рейтингов. Рейтинговые агентства нас и так не слишком жалуют, а с невыплаченным ярмом в 3 млрд долл., которые мы еще и выплачивать отказываемся, ни о какой лояльности и говорить не придется. А на рейтинги Fitch, Moody’s, Standart&Poors ориентируются далеко не только на Западе. Или власть думает, что сотрудничество с МВФ – это навсегда? Понадобятся когда-нибудь и деньги на Востоке. Интересно, об Украине как о заемщике после истории с 3 млрд какого мнения будут в Пекине, Токио, Дели или Сингапуре? Вряд ли они будут думать о "зраде" и "цінностях", скорее о кредитной истории и деловом портфолио украинского правительства.

Ситуацию еще можно развернуть в выгодном для Украины направлении. Шанс на политическое решение сохраняется, как минимум, до осени. Опыт он же, как писал поэт, сын ошибок трудных. В жизни же не поверю, что корпорация "Roshen" не имела долговых конфликтов за рубежом.

Самое читаемое
    Темы дня