наверх
19.04.202414:36
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Как дальше жить будем? Политолог о вандализме в Киеве и реформаторах из АП

Украина: навстречу реформам или катастрофе? (229)

(обновлено: )207547
Группа людей в Бабьем Яру сожгла флаг государства Израиль, Бальцерович и Миклош назвали ключевые реформы в Украине, а тарифы на отопление выросли на 75-90%. События комментирует политолог Василий Мокан.

Случай резонансного вандализма был зафиксирован в Киеве. Группа молодых людей в Бабьем Яре сожгла флаг государства Израиль. Произошло это в Национальный день памяти и скорби еврейского народа.

Тем временем иностранцев теперь предпочитают брать на должности советников. Так, Лешек Бальцерович и Иван Миклош назвали ключевые реформы, которые нужно провести в Украине. Среди них децентрализация, реформа судебной власти и укрепление банковской сферы.

Также стало известно, что НКРЭКУ повысила тариф на тепловую энергию и услуги центрального отопления на 75%, а местами — на 90%. Это было связано с решением Кабмина установить единую цену на газ.

Эти и другие ключевые события в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал политолог Василий Мокан.

Кому выгодно раздувать скандал с флагом Израиля, если мы говорим о политической составляющей этого вопроса?

― Я расцениваю это как провокацию не в пользу Украины, ведь 5 мая такой день, когда евреи всего мира чтят память жертв фашизма. И будут негативно реагировать на подобные инциденты в Украине, тем более, что у нас с этой страной довольно тесные отношения. Поэтому я не исключаю даже, что это может быть сознательно спровоцированный недружественный жест, чтобы подставить нашу страну в глазах международного сообщества.

Вы ожидаете провокации на 9 мая?

― Это тоже благодатная почва для организации подобных провокаций, поэтому надо исключать такую возможность. К этому надо быть готовым не только со стороны правоохранителей, а и со стороны граждан. Мне кажется, например, что свидетели происшествия в Бабьем Яре должны остановить провокаторов.

Недавно директор консалтинговой компании "Партия власти" Елена Дьяченко на 106 FM отмечала, что правоохранители должны задерживать людей, например, которые пытались памятник чекистам снести.

― Правоохранители там присутствовали, их журналисты спрашивали: почему вы не противодействуете им? Они говорили: у этих людей есть разрешительные документы, разрешение на проведение митинга у этого памятника, а то, что они его фактически разрушают — мне тоже было странно, почему полиция не реагировала. У меня возникает риторический вопрос: а разрушение памятника, даже если он нам недружественный и требует декоммунизации, не является нарушением общественного порядка? Поэтому на День победы правоохранителям, как по мне, следует при малейшем подозрении или при малейших проявлениях провокаций или неправомерных действий не только наблюдать, но и активно включаться и этому противодействовать.

Какую роль Бальцерович и Миклош будут играть в новом Кабмине?

― Я бы хотел разделить этот вопрос на несколько составляющих. Первая составляющая — почему в нынешнем правительстве нет иностранцев? Есть разочарование в эффективности или потенциале у иностранцев, судя по предыдущему правительству, которые, по мнению общества, никак себя не проявили. Хотя, если анализировать качественную составляющую того или иного министерства, то те ведомства, которые возглавляли иностранцы, реализовывали необходимые для государства реформы. Но здесь существует проблема гражданства, поскольку иностранцы приглашались и в правительство Гройсмана на те или иные должности. Мы знаем, что и на Минфин был конкурс.

Почему же иностранцы отказались?

― Иностранцам нужно было принять гражданство Украины, чтобы стать министром или работать в правительстве, на что тот же Миклош, который претендовал на должность министра финансов, не был готов. Принятия им нашего гражданства лишало бы его права на словацкое. Поэтому формат привлечения иностранцев с огромным опытом проведения реформ в своих странах в формате стратегических советников или так называемого совета по поддержке реформ, на мой взгляд, довольно неплохой вариант.

Какую они будут выполнять функцию?

― Ключевая функция — это рекомендовать и советовать правительству, президенту и ВР, потому что они не разделяют, что правительство автономно, ВР автономно и президент автономно. Они рассматривают украинскую власть как единое целое. Они рекомендуют в первую очередь правительству, но исходя из позиции, что противостояние трех центров принятия решений — президент, ВР, Кабмин — осталось в прошлом. Реализация четких реформ предусматривает четкое сотрудничество этого треугольника. Их ключевая функция — не отвечать на вопрос, что делать, потому что это уже всем известно, это прописано в коалиционном соглашении в 2014 году; а на вопрос, как правильно это делать, в какой последовательности. Мне кажется, люди с такими именами как Бальцерович и Миклош, соглашаясь возглавлять такой совет, исходили из договоренностей с Порошенко и Гройсманом, что с их мнением будут считаться, что они станут своеобразными коммуникаторами между украинской властью и европейскими институтами на пути евроинтеграции и выполнения соглашения о ассоциации.

Почему не увеличилось количество реформаторов из Грузии?

― Последние полтора года формировалась тенденция о безальтернативности грузинского опыта для Украины и безальтернативности грузинских реформаторов. Сейчас на Банковой решили пойти политтехнологическим путем, формируя альтернативный совет, где нет грузин, а есть поляки, словаки и украинцы. Формируется альтернативная иностранная группа, альтернативная грузинам, правительство будет ориентироваться не на грузинский опыт, а на польский или словацкий. Даже в большей степени на польский, потому что и сама реформа децентрализации, которую Гройсман планирует сделать основной, полностью взята по примеру Польши. И не случайно Бальцеровича пригласили из Польши – как человека, непосредственно в той стране занимавшегося этим процессом. Поэтому, я думаю, от них будет немало полезных советов.

Их преимущество в том, что они не претендуют на должности в Украине и не претендуют на участие в публичной политике, то есть они не заинтересованы в популистских решениях. Они будут говорить все, как есть, как проводить ту или иную реформу. В первую очередь это будет касаться экономической стабилизации, эффективной приватизации и децентрализации.


Каковы ваши надежды на новое правительство?

― Нынешнее правительство будет продолжать курс предыдущего. Это связано не столько с тем, что предыдущее правительство было эффективно, сколько с тем, что выписано коалиционное соглашение, которое составляло основу программы деятельности правительства Яценюка, достаточно неплохо, там прописаны необходимые шаги, которые необходимо осуществить в направлении реформ. Соответственно, существенно менять курс новому Кабмину просто нет смысла. Единственное, что это коалиционное соглашение, этот план будет в определенной степени детализирован.

Кабмин уравнял цены на газ для населения, но уже есть реакция от НКРЭКУ. Как вы это прокомментируете?

― Программа сотрудничества Украины и МВФ предусматривала предоставления пяти траншей помощи Украине, но мы получили не все. Приостановка сотрудничества с МВФ как раз и была связана с тем, что эта международная организация не работает с переходными или нестабильными правительствами. И ситуация с так называемым процессом премьериады, которая была в Украине чуть ли не полгода, просто остановила сотрудничество с МВФ и выделение очередных траншей.

Новое правительство можно считать переходным и временным?

― Была проголосована с третьего раза программа деятельности правительства, которая дала иммунитет на год, поэтому это правительство уже воспринимается как стабильное. И есть высокий шанс на сотрудничество с МВФ и получение очередного транша в размере 1,7 миллиарда долларов где-то уже в конце июня этого года. Тем более, что правительство движется в соответствии с выполнением требований меморандума сотрудничества с МВФ. Это повышение тарифов должно было состояться еще первого апреля, но правительство Яценюка, отложив это решение в месяц, сделало такой "подарок" Гройсману. А второй аспект — МВФ требовал повышения тарифов на газ в несколько этапов, и не на 100%, как это было сделано, а на 75%.


Почему тарифы повысили еще на 25%, которых не требовал МВФ?

― Очевидно, в правительстве решили, что поскольку сейчас идет теплое время, то нечего растягивать этот негатив, который может быть от многоступенчатого повышения тарифов. Вот и решили повысить их за один раз, отметив, что сейчас будут очень сильно проверять все те украинские семьи, которые получают субсидии, чтобы эта помощь действительно стала более адресной, касалась именно малообеспеченных семей. Рано или поздно это надо было сделать. И парадокс заключается в том, что был бы Яценюк, или Гройсман, или даже Тимошенко, которая сейчас критикует этот шаг, я более чем уверен, все пошли бы по этому пути, потому что сейчас альтернативного плана развития для стабилизации экономической ситуации в государстве, чем сотрудничество с МВФ, просто не существует.

Смотрите также — Инициатива Розенко: жителям сел надо отказаться от газа

Но из-за экономических проблем у большого количества украинцев нет возможности оплачивать такие тарифы.

― Понимая низкую платежеспособность населения и общественный негатив по поводу этого решения, делом чести для правительства становится наведение порядка с предоставлением субсидий, мотивировать применение и внедрение энергосберегающих технологий и утепления, потому что сейчас наступает теплое время года, и понятно, что затраты на газ будут минимальными, но следует уже сейчас начинать готовиться к следующему отопительному сезону. Возможно, предусмотреть или более разнообразить предоставления различных кредитных программ под энергосберегающие технологии, чтобы население не искало возможности, как брать субсидии. Иными словами, чтобы общество не искало, где взять деньги на оплату расходов газа, а искало и внедряло технологии, которые сохраняли бы этот газ.

Новый Кабмин будет всячески способствовать установлению безвизового режима с ЕС. Насколько он нужен?

― Я не очень разделяю оптимизм относительно того, что нам безвизовый режим нужен, что это приоритетный вопрос. Больше это нужно Порошенко и его политической команде, потому что соответствующее обещание он давал, баллотируясь на пост президента. Это должно было произойти в 2015 году, затем отложили на начало 2016-го, а сейчас появился реальный шанс получить его в середине года. Президент стал заложником своих обещаний. Для того, чтобы ехать в Европу, мало иметь безвизовый режим, нужно иметь еще и деньги. А цены в Европе не каждому украинцу бы понравилось.

Я разделяю мнение, что безвизовый режим предоставят в 2016 году, ведь полностью дорожную карту Украина выполнила. ВР приняла все необходимые законопроекты, правительство, в свою очередь, выполнило техническую сторону. И здесь нужно отдать должное не только нынешнему правительству, но и предыдущему. Фактически осталось два последних шага. И первый — это рассмотрение этого вопроса Европарламентом, где, в принципе, есть много оснований говорить, что решение будет в нашу пользу.

Введение безвизового режима поможет привлечь инвестиции?

― Кардинально жизнь для рядового украинца не изменится. Я не ожидаю существенного увеличения туристического потока со стороны Украины в ​​ЕС, потому что очень много жителей не до конца понимают суть безвизового режима, который нам предлагается. Это в определенной степени ограниченный режим. Это чисто туристические поездки за рубежом. Он не предполагает обучение за рубежом, возможность трудоустройства. На сегодняшний день, несмотря на сложную экономическую ситуацию, путешествовать может позволить себе не каждый украинец. Я не думаю, что сейчас все массово ринутся в Европу с туристической целью.

С другой стороны, это положительные политические сигналы, это привлечение инвестиций, экономической привлекательности страны, туристического взаимообмена. Здесь много преимуществ. Это один из шагов евроинтеграции. Здесь безусловный позитив. Осталось лишь принятие его Европарламентом и Советом ЕС. Совет ЕС не будет действовать по принципу права вето определенной страны. Не будет такого, что один отдельно взятый член ЕС заблокирует нам эту перспективу. Совет ЕС на уровне министров внутренних дел или министров юстиции принимает это решение простым квалифицированным большинством. И после этих двух решений будет предоставлен безвизовый режим. Даже называются примерные сроки — это середина лета, июль-август 2016 года.

Что будет дальше, после принятия безвизового режима?

― Дальше нас ждет непростой путь реформирования, потому что на этот год достаточно амбициозные планы у Кабмина. Если смотреть рационально на политическую ситуацию в государстве, успешные реформы — если их почувствуют рядовые украинцы — это верный предохранитель от досрочных парламентских выборов, в чем заинтересованы и БПП, и президент, и Гройсман во главе правительства. Поэтому постоянная угроза дестабилизации и досрочных выборов будет стимулировать дальнейшие реформы. Привлечение иностранных советников свидетельствует в пользу этой теории. Это не те люди, которые дадут собой манипулировать, им не нужно это.

После предоставления безвизового режима перед нами возникнут вызовы экономического характера. Нас ждет налоговая реформа, нас ожидает принятие нового бюджета на следующий год, нас ждет и судебная реформа, реформа прокуратуры, реформа ВР. У нас много работы. Но важно понять, что не каждая реформа дает мгновенный эффект. И безвизовый режим — это как раз та вещь, которую можно достичь в 2016 году и представить в качестве достижения новой, постмайданной власти. А реализация реформ в других сферах может дать эффект через 2-3 года. Здесь важно держать постоянный диалог с населением, объяснять каждый свой шаг, так как одной из основных проблем правительства Яценюка было отсутствие коммуникации. Я думаю, что ошибки предыдущего правительства учтены и новое будет каждый свой шаг сопровождать пояснениями и обоснованиями.

Читайте также: Потерянный украинский экспорт

К слову, ранее в эфире 106 FM эксперт-международник Андрей Бузаров заявил, что безвизовый режим с ЕС Украина не получила из-за народных депутатов. Безвизовый режим с Европейским Союзом будет оформлен не ранее конца 2016 года, а стать его членом в ближайшие годы практически нереально, считает эксперт.

Напомним, Петр Порошенко поручил МВД и другим госорганам внедрить концепцию интегрированного управления границами. Это необходимо для введения в будущем безвизового режима с ЕС. В то же время эксперт по международным вопросам Сергей Слободчук отметил, что Украина сейчас в полной мере не контролирует свои границы как на Востоке, так и на Западе.

Самое читаемое
    Темы дня