наверх
20.04.202416:01
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Эксперт о бесполезной борьбе с оффшорами, институте информаторов и новых тарифах

"Райские бумаги": оффшорные дела Порошенко и Ко (259)

(обновлено: )96020
Управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний рассказал о борьбе Порошенко с оффшорами, новом институте информаторов, а также высказал свое мнение по поводу экстрадиции Надежды Савченко и повышения тарифов.

Президент Порошенко решил бороться с выводом денег за пределы Украины, также в стране появится институт информаторов, который будет помогать бороться с коррупцией. Актуальными до сих пор остаются темы экстрадиции Надежды Савченко и поднятия тарифов на газ для населения.

Читайте также: О чем пишут в мире: интервью Лаврова, авиаудары по госпиталю в Сирии

Боле подробно об этом, подводя итоги минувшего дня, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний.

Порошенко подписал Указ о мерах противодействия уменьшению налоговой базы и перемещению доходов за границу. Иными словами, президент одобрил борьбу с выводом денег за пределы Украины.

– Вы знаете, при всем уважении к главе государства, это больше попахивает популизмом, так что можно с таким же успехом бороться за мир во всем мире, против глобального алкоголизма организовывать общество трезвости. 

Не знаю, кто сказал Порошенко заниматься этим, но это явная подстава, потому что это ничем не закончится. Оффшоры – не украинское изобретение, в первую очередь это изобретение западных стран и западных корпораций. 

Многие корпорации, особенно такие как Facebook и Microsoft, зарегистрированы почему-то в Ирландии. Почему? Потому что там снижены налоговые ставки, там выгоднее платить налоги. Во всем мире идет борьба за привлечение капитала разными способами.

Почему Украина так не делает?

– Каждая здравомыслящая страна думает над тем, как привлечь капитал, Украина тоже должна над этим думать, тем более, что все возможности для этого у нас есть. 

Что касается борьбы с оффшорами, она ни к чему не приведет. Потому что даже я могу назвать вам пять схем, как вывести деньги, которые не имеют никакого отношения к оффшорам. Например, у нас существует так называемое трансфертное ценообразование. То есть, большая корпорация создает дочернее предприятие, не обязательно в оффшорной зоне, которому она продает свою продукцию по заниженной цене. 

По бумагам все заводы или все предприятия в Украине глубоко убыточны, потому что продают по заниженной цене своему трейдеру за рубежом, например в Швейцарии, а уже тот трейдер продает по нормальной цене. Деньги остаются за рубежом. 

Следующая схема: можно застраховать на большую сумму в иностранной компании свое имущество и поставить невероятные страховые премии. То есть, каждый год платить огромные суммы за рубеж. Это законно вы с этим ничего не сделаете. 

Третья схема, когда платятся роялти. Например, регистрируется какой-то уникальный продукт, он регистрируется на зарубежную компанию, и украинская компания платит роялти огромные. То есть, надо изначально понимать: почему деньги уходят за рубеж? По разным оценкам, за двадцать лет ушло около 100-150 миллиардов долларов за рубеж. 

Проблема кроется не в оффшорах. Проблема кроется в беспределе налоговой, отсутствии независимого суда. Инвесторы не понимают, как они могут защитить свое имущество в случае рейдерского нападения, в случае, если они инвестируют сюда деньги. Многое лежит в плоскости отсутствия либерализации возможности взять прибыль.

То есть, мягким оффшором нам не стать при нынешней законодательной базе?

– У нас уже все есть законодательно. У нас больше институциональные проблемы, в действительности, которые напрямую влияют на экономическое положение страны и состояние экономики, но не имеют отношения к ставкам налогов. То есть, я всегда говорил, что не нужно правительству писать программы, которые не будет исполняться. 

Нужно решить две проблемы в стране: наконец-то должен заработать АМКУ, который будет поддерживать свободную конкуренцию. И второе, это независимый суд, который даст возможность инвесторам и предпринимателям чувствовать себя защищенными. Это решит 50% проблем сразу. 

Первыми инвесторами в украинскую экономику, как только более-менее наладится бизнес-климат, будут наши олигархи, которые выводили деньги за рубеж. Потому что они наконец-то почувствуют, что в стране деньги оставлять безопасно.

Министр юстиции анонсировал появление нового органа – института информаторов. Благодаря этой структуре, граждане смогут официально информировать органы о коррупции среди чиновников. Это позитив или негатив?

– Негатив. Потому что сделайте нам нормальный суд и не надо трудоустраивать тех, кого разгоняют: неаттестованных милиционеров, прокуроров и т.д. 

Создаются все новые и новые структуры.  Ни к чему это не приведет. Чтобы создать такой институт, нужно, чтобы доверие к правоохранительным органам было, что информацию не сольют, на следующий день после того, как ты куда-то стукнешь. Поэтому это очередная фикция, ни к чему это не приведет.

Поговорим о Надежде Савченко. Процесс ее экстрадиции официально запущен – об этом заявил ее адвокат Александр Плахотнюк. Насколько реально, что она вернется в Украину?

–  Россия будет требовать от Украины признавать приговор Савченко. И на основании только этого признания будет экстрадировать. Это означает, согласно конвенции 1983 года ООН, что этот приговор должен автоматически признаваться Украиной, и Савченко, согласно этой процедуре, должна сидеть 22 года в украинской тюрьме.

Получается, Тимошенко, поставив на Надежду, промахнулась?

– Вряд ли Тимошенко промахнулась, это был чисто политическим был ход. 

Надежда Савченко – очень крепкий орешек. Я думаю, что она стала духовным лидером страны, то есть уровень доверия, к ней выше, чем к украинским политикам. И не факт, что она будет работать на ту же Тимошенко и на ее рейтинг. Потому что у нее есть принципы, у нее есть железная воля, к ней есть доверие. И не факт, что с ней можно будет играть в такую политическую игру, как думают многие наши политики, которые не понимают, настолько страна поменялась после Майдана. 

Люди не хотят сохранения старой системы и не хотят, чтобы политики продолжали заниматься бурной имитацией деятельности.

Савченко очень непростой человек, с принципами и я уверен, что ее принципы сильно отличаются от той морали, которая существует в украинской политике.

Правительство установило единую цену на газ на уровне 6879 грн. за тысячу кубометров. Это позволит упразднить все схемы, которые позволяли зарабатывать на разнице в цене. Вызовет ли это дискуссии в обществе?

– Это просто перекладывание на плечи населения фактически неэффективной работы НАК "Нафтогаза". Мое мнение – реформирование должно быть. Потому что у нас газ до недавнего времени был самым дешевым в Европе, если посмотреть статистику. 

Фактически, "Нафтогаз" дотировался из бюджета, то есть за счет налогоплательщиков. Существуют мифы вокруг украинского газа, якобы он дешевый и он должен продаваться населению тоже дешево. Украинская добыча в стагнации, потому что "Укргаздобыча" не может продавать ниже себестоимости, потому что труд оплачивался, закладка новых скважин, новая разведка должна быть и т.д. 

У нас нет программ энергосбережения. У нас эти дотации не стимулируют, к сокращению, потребления газа. То есть фактически из одного кармана у людей берут, перекладывают в другой карман и говорят, что якобы это хорошо. Это не хорошо. НАК "Нафтогаз" решает собственные проблемы неэффективно, я до сих пор не понимаю, какие там реформы прошли.

…Это одно из требований МВФ.

– Требования МВФ очень просты. МВФ – это контора, у которой две функции. Первая функция: чтобы во время кризиса банки с иностранным капиталом могли спокойно уйти с рынка, то есть перевести свои гривневые или в локальной валюте деньги в доллары и спокойно уйти с рынка. Для этого стране даются кредиты, которые фактически идут на государственный резерв. Иностранные банки уходят с рынка и мы живем с этим долгом. 

Вторая функция МВФ – это постоянная поддержка спроса украинской экономики на импорт, чтобы западные страны могли нам спокойно продавать свою продукцию. Это главные функции МВФ. 

Субсидий тоже на всех не хватит.

– Конечно, не хватит. Это деньги нужно собрать. Это перекладывание из одного кармана в другой. Более того, это не решит проблему. Люди просто прекратят платить за коммуналку.

У нас до сих пор дома многоквартирные, невозможно отключить одну квартиру. На этом все закончится. В западных странах, если ты не платишь коммуналку, забирают квартиру за долги и дают, предположим, меньшую. У нас это не будет работать. Попробуйте у нас забрать квартиру. Учитывая количество оружия в стране, это закончится плохо.

В селах будут больше страдать, потому что частный дом легче отключить от газа.

Можно подключить автономное отопление.

– Та политика, которую ведет правительство… Уже можно было два раза провести термоизоляцию домов, чтобы сократить потребление газа. Проблема, что НАК "Нафтогаз" ведет себя как коммерческая структура, а не как государственная. Это две разные функции.

Почему Гройсман пошел на шаг, на который не решился Яценюк?

– Они надеются, что им дадут кредит МВФ. Цинизм ситуации заключается в том, что нам не дают кредит с сентября прошлого года. Это при живой Яресько, которая рассказывала, что бюджет соответствует требованиям МВФ, который не дает под это денег. 

Надо находить другие способы. Эта структура не дает возможности появиться независимым добытчикам. Я вижу, что это может привести к социальному взрыву.

Среди руководства страны существует политический консенсус о том, что досрочные выборы в ВР состоятся не ранее июня 2016 года, однако из-за своей неэффективности нынешняя Рада может быть распущена и ранее, заявил в эфире "ГС" политолог Николай Спиридонов.

Самое читаемое
    Темы дня