наверх
20.04.202408:19
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Дерусификация и декоммунизация Украины – первый год, полет корявый

На металлолом. Украина против советских памятников. (688)

(обновлено: )5673541
С построением "светлого будущего" в Украине как-то не заладилось. Страна уже два с лишним года находится в глубочайшем финансово-экономическом кризисе, протекающем на фоне широкомасштабной социальной катастрофы.

Андрей Ваджра

Судя по всему, именно по этой причине- причине кризиса и не возможности с ним справиться, украинская власть пытается себя утвердить в непримиримой борьбе с "тёмным прошлым". С точки зрения официальной идеологии, всё, что было в Украине до момента провозглашения ею независимости это – "адский ад".

К тому же, бороться с прошлым не сложно, надо лишь его запретить, а символы прошлого – разрушить. И всё. Победа обеспечена. Ведь ничего строить-то и создавать не надо. Разрушать всегда проще. Тем более что к непрерывному разрушению Украина за годы своей независимости привыкла.

Очевидно, именно поэтому 21 мая 2015 года в стране стартовала т.н. декоммунизация. Ей предшествовало принятие четырёх законов, запрещающих советскую символику, осуждающих коммунистический режим, открывающих архивы советских спецслужб и признающих борцами за "светлое будущее" УПА и другие подобные ей националистические организации.

В связи с этим руководство приняло решение разрушить все памятники советской эпохи, а также переименовать города, сёла, улицы, скверы, площади и проспекты Украины, в названиях которых упоминается советская эпоха и её деятели. Запланировано переименовать 941 населённый пункт (в том числе 32 города).

Интересно и то, что в процессе практической реализации декоммунизации, украинские чиновники столкнулись с феноменом её невольной русификации. Внезапно оказалось, что возвращение насёлённым пунктам Украины их исконных, исторических названий, означает возвращение к их русским названиям, неразрывно связанным с русской историей и русским прошлым Украины.

В данном случае чрезвычайно показательна история с Кировоградом. В этом городе был проведён плебисцит относительно его переименования. В голосовании приняли участие почти 46 тысяч человек, из которых более 35 тысяч проголосовало за возвращение городу исторического названия – Елизаветград.

Однако, несмотря на волеизъявление граждан, и рекомендации городского совета, Верховная Рада велела присвоить этому городу весьма странное название – Ингульск. Данные действия украинского парламента обусловлены тем, что Кировоград был основан русской императрицей Елизаветой Петровной, дочерью Петра I, а это, с точки зрения украинского национализма содержит в себе "имперско-колониальные коннотации" – город построен "клятыми москалями". А ведь таких городов в Украине непозволительно много.

Поэтому, чтобы избежать в дальнейшем подобных ситуаций, когда вместо коммунистического названия местные жители хотят вернуть историческое, связанное с русским прошлым, украинские власти подготовили законопроект "о внесении изменений в Закон Украины “О географических названиях” относительно установления географических названий", который предусматривает "недопущение пропаганды империалистического порабощения Украины, а также присвоение географическим объектам названий, которые являются именами или псевдонимами монархов, государственных, политических, военных деятелей Русского (Московского) царства, Российской империи ХIV—ХХ вв. или производными от них". Т.е. в украине должно исчезнуть не только всё коммунистическое, но и всё русское.

Интересно то, что, принуждая территориальные общины проводить переименование различных объектов в рамках законов декоммунизации, центральные власти Украины повсеместно сталкиваются либо с саботажем, либо с открытым сопротивлением народа, вплоть до физической защиты памятников местными гражданами.

Наиболее забавным примером саботажа декоммунизации является история переименования Красного Лимана Донецкой области, который решением городского совета "во исполнение" закона о декоммунизации переименовал город вновь в Красный Лиман, мотивировав такое решение тем, что прилагательное "красный" теперь следует понимать как "красивый", а не как "коммунистический" или "советский".

Аналогичным образом сохранил своё название мариупольский металлургический комбинат им. Ильича. Теперь Ильич в названии – это металлург Зот Ильич Некрасов, а не Владимир Ильич Ленин.

Не лучшим образом обстоят дела с т.н. декоммунизацией в Коростене на Житомирщине. Его вообще не коснулась кувалда неонацистского вандализма. Все памятники и названия улиц города остались прежними.

Как недавно заявил городской голова Владимир Москаленко, "в Житомирской области 93 процента жителей районного центра Коростень против переименования улиц и сноса памятников в собственном городе". Поэтому в Коростене остаются улицы советских деятелей – Щорса, Кирова, Дзержинского, Красных партизан. Также на центральной площади города никто не трогает памятник Комсомола с изображением Владимира Ленина.

Стоит подчеркнуть, что случаи сопротивления т.н. декоммунизации не единичны и не случайны. Активное и массовое противодействие ей простых граждан представляет собой осознанное и масштабное явление, охватывающее все регионы Украины. Причём интересно то, что даже когда под мощным давлением Киева не удаётся отказаться от переименования, народ игнорирует предлагаемые ему из столицы новые названия в виде украинских героев.

К примеру, в Тальном, Черкасской области, городские депутаты изменили название улицы Чапаева на Вишнёвую, отказавшись от предложения назвать её именем уроженца села Будище Звенигородского района Юрия Тютюнника, генерал-хорунжего Армии УНР.

Не менее скандальная история случилась и в селе Мокрая Калигорка Катеринопольского района, где местные жители отказались называть свои улицы именами Вячеслава Черновола и звенигородского кошевого атамана Семена Грызло.

Депутаты же села Слобода Черкасской области в суде добились отмены переименования улицы Советская в улицу имени героя АТО Ильи Иделя, уроженца этого района, погибшего на Донбассе.

А в Мариуполе, в апреле этого года, собрание жителей проспекта Жукова, на котором обсуждался вопрос переименования проспекта в Героев АТО, состоялось под лозунгами "Фашизм не пройдет!", "Не надо нас освобождать!", "Не надо проспект переименовывать!" Как заявили собравшиеся, "мы против любого варианта переименования. Жуков наш герой. Наши деды воевали. Не надо переписывать историю".

Не просто протекает т.н. декоммунизация и на Западной Украине. Как недавно сообщило издание "Місто Вечірнє", на Волыни жители села Жовтневе выступили категорически против переименования своего населенного пункта. Также декоммунизация буксует в селе Спасов на Ровенщине. Там селяне не хотят расставаться с советскими названиями четырех улиц. В дело даже вмешалась районная прокуратура.

В Запорожской области борьба с коммунистическим наследием также идёт с большим скрипом. Жители села Партизаны, Юбилейного, Жовтневого и Уральского выступили категорически против переименования.

В Днепродзержинске, Днепропетровской области, чтобы выполнить закон о декоммунизации, запланировано снести 23 памятника времен СССР. В связи с этим, журналисты "ГолосUA" провели опрос жителей относительно их поддержки тотального переименования улиц и сноса исторических символов.

 Оказалось, что все опрошенные – против подобных вещей. Местные граждане не понимают и не принимают желание украинских властей уничтожить их историю. При этом они считают, что только они имеют право решать, чьё имя будет носить в их городе та или иная улица.

В ноябре 2015 года в Харькове население даже вышло на митинг протеста против переименования улиц и районов города. Аналогичная ситуация сложилась и в Харьковской области. К примеру, после того, как был переименован посёлок Комсомольский, несмотря на то, что в ноябре прошлого года в поселке провели референдум, на котором большинство жителей высказались за сохранение исторического названия, посёлок энергетиков взбунтовался. На его центральной площади появилась палатка для сбора подписей под обращением к президенту Украины и спикеру Верховной Рады с просьбой сохранить историческое название. За первые три дня в этом населённом пункте, где проживает 15 тысяч человек, собрали больше тысячи подписей. Как заявляют местные жители, "Комсомольский был им с самого начала его основания и имеет право им оставаться".

К этому можно добавить, что в прошлом году, в ходе очередной сессии Краматорского городского совета, местные депутаты отказались выносить на голосование вопрос о переименовании городских улиц, площадей и других объектов. Единственное, на что согласились депутаты, это переименовать ДК им. Ленина в ДК им. Леонида Быкова, а Центральную городскую публичную библиотеку им. М. Горького в Центральную городскую публичную библиотеку. И не более того.

Если раньше бетонные Ильичи на пьедесталах сами каким-то мистическим образом сопротивлялись людям с кувалдами, иногда даже калеча и убивая украинских "хунвейбинов", то теперь за Ленина заезжим неонацистам самым банальным образом местное население бьёт лица, физически препятствуя сносу памятников.

Недавним примером этого стал случай в Лиманском Одесской области. После того, как заезжий декоммунизаторы из полка "Азов" начали валить памятник Ленину, на площади появились местные граждане и устроили жёсткую драку с неонацистами, заставив их ретироваться.

В феврале 2014 года массовое сопротивление сносу памятника Ленину оказали жители Николаева. Однако тогда они не смогли остановить вандалов.

Очень долго памятник Ленину защищали жители Харькова, вступая в физическое противостояние с завёзёнными в этот город украинскими "хунвейбинами". После разрушения памятника там начались массовые волнения, которые вынудили украинские власти ввести в город подразделения нацгвардии при поддержке бронетранспортёров.

Не обошлось без драки и во время сноса памятника Ленину в Краматорске в апреле 2015 года.

Если исходить из общей ситуации, возникшей вокруг исполнения решения центральной украинской власти относительно декоммунизации страны, то стоит признать, что у большинства украинских граждан желания расстаться с коммунистическим и русским прошлым нет. И их можно понять, если учитывать то, каким является националистическое настоящее Украины.

В прошлом году социологическое агентство "ФАМА" по заказу Львовского медиафорума и Школы журналистики Украинского католического университета провело исследование, результаты которого показали, что 89,5% граждан Украины категорически или умеренно против "декоммунизации".

Что интересно, в опросник львовские социологи поставили весьма провокационный вопрос: "согласны ли вы с тем, что советские символы – это память режима, враждебного Украине, и их обязательно нужно уничтожить?" С этим категорически или частично не согласились 57% опрошенных.

Важно и то, что действия руководства Украины по декоммунизации страны осудила представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович, считающая декоммунизацию угрозой свободе слова в Украине.

"В то время как я полностью уважаю часто чувствительный и болезненный характер исторической дискуссии и её влияние на общество… принятие закона может легко привести к подавлению политических, провокационных и критических высказываний, особенно в средствах массовой информации", — было сказано в обращении Миятович к президенту Украины Петру Порошенко.

Иначе говоря, ОБСЕ критикует Украину не за практику борьбы с прошлым, а за суть происходящего в Украине – подавление свободы слова, политическую цензуру и репрессивные меры по отношению к тем, кто выступает против официальной, государственной идеологии. Для ОБСЕ всё это – признаки возрождения тоталитарного режима.

С другой стороны в украинской стратегии декоммунизации и дерусификации удивляет её странная непоследовательность. Украинские "хунвейбины" неспособны идти до конца во имя своих идеалов.

Главная проблема декоммунизаторов и дерусификаторов в том, что вся Украина в целом это одно сплошное наследие русского и коммунистического "тёмного прошлого". Ведь русские и коммунисты строили в Украине (в отличие от украинских националистов) не только памятники. Именно во времена Российской империи и СССР были построены все дороги, мосты, заводы, фабрики, города и сёла Украины. А за годы независимости всё построенное во времена "тёмного прошлого" лишь варварски эксплуатировалось, разрушалось и уничтожалось. За 25 лет ничего не создано. Поэтому Украины сугубо украинской не существует, и никогда не существовало. А без царской России и Советского Союза Украины вообще не было бы. К её созданию украинские националисты (прошлые и нынешние) не имеют никакого отношения.

Читайте также: АТО в качестве наказания. Переаттестация в МВД и Мамка

Посему если идти в деле дерусификации и декоммунизации Украины до логического конца, то после разрушения памятников и переименования городов, следующим шагом украинских "хунвейбинов" должно быть разрушение всего того, что было создано и построено на территории современной Украины во времена Российской империи и СССР. Иначе избавиться от неукраинского наследия не удастся.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня