наверх
01.05.202404:37
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Гол как сокол. Нацбезопасность Украины, неподкрепленная деньгами

(обновлено: )119790
В связи с исчерпанием бюджетных средств для украинских силовиков, поддержать военные планы Киева призваны сокращения расходов по всем статьям и малообоснованные конфискации.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

На прошлой неделе в сфере национальной безопасности Украины произошли несколько событий, на первый взгляд, не связанных друг с другом.

Во-первых, президент Петр Порошенко в ходе визита в Запорожскую область сообщил: "Я принял решение: вместо объявления новой волны мобилизации резко увеличить денежное обеспечение украинского воина. Сейчас, несмотря на то, что говорили, что я должен с января объявить очередную волну мобилизации, вместо этого я принял решение, и в тесном сотрудничестве с правительством, волонтерами, областными руководителями мы приняли решение об увеличении денежного обеспечения, и, начиная с 1 января текущего года минимальное денежное обеспечение военных составляет 7 тыс. грн. Результат – с 1 января в ряды армии на контрактную службу пришли 22 тыс. военнослужащих".

Во-вторых, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Александр Турчинов заявил об угрозе нацбезопасности из-за нехватки средств в спецфонде госбюджета на 2016 г.: "Дальнейшее промедление с финансированием оборонных программ угрожает национальной безопасности и обороне страны". По его словам, до сих пор не разблокировано финансирование производства новых видов вооружения и военной техники, а также подготовки производственных мощностей для внедрения важных военно-технических проектов. Это, в свою очередь, угрожает национальной безопасности и обороне Украины: "Такая ситуация возникла вследствие того, что значительную часть финансирования Государственного оборонного заказа в бюджете на 2016 год предусматривается выделить из специального фонда, который, в свою очередь, должен наполняться за счет конфискации средств, которые были украдены у украинского народа экс-президентом Януковичем и его окружением".

В-третьих, министр обороны Степан Полторак принял решение об "оптимизации структуры министерства". По его словам, реформа министерства должна служить примером для территориальных подразделений управления. Полторак добавил, что "суть оптимизации заключается не в механическом сокращении, а в основательной работе по пересмотру роли каждого военнослужащего при исполнении служебных обязанностей".

Кроме того, президент Украины Петр Порошенко 29 марта т. г. подписал указ №122/2016 о весеннем и осеннем призывах на срочную службу в Вооруженных силах Украины и других воинских формирований в период с 5 мая по 30 июня и в октябре-декабре. Призыву подлежат 16 615 мужчин в возрасте 20-26 лет, половина из которых будут служить в ВСУ. Напомним, что предыдущему осеннему призыву в 2015 году подлежали всего 11 тыс. чел. Также утвержден объем средств, необходимых для проведения мероприятия, в сумме 54 млн 328,8 тыс. грн. Отметим, что если бы на месте призывников оказались контрактники с анонсированным президентом денежным содержанием в 7 тыс. грн в месяц, то указанной суммы хватило бы ровно на две недели их службы.

Как видно из всех приведенных фактов, практически все текущие и перспективные проблемы национальной безопасности и обороны Украины упираются в деньги. Вернее, в их отсутствие. Ранее уже было показано, что в результате демобилизации весной 2016 г. ряды украинских силовиков покинут около 45 тыс. человек, что не полностью компенсируется суммарным призывом срочников и набором контрактников. Если к этому добавить объявленную Полтораком "оптимизацию", в которой любой опытный чиновник безошибочно опознает сокращение штатов, выяснится, что результатом перечисленных действий должно стать сокращение финансирования на обеспечение функционирования силовиков.

То же самое касается и той части госбюджета, которую предполагается потратить на Гособоронзаказ. Первый заместитель министра обороны Иван Руснак сообщил, что из спецфонда в бюджет министерства должно поступить 4,5 млрд грн, 3,6 млрд из которых предполагается получить от "реализации конфиската". Он не уточнил, какие именно статьи военного бюджета будут покрыты из спецфонда, но логика подсказывает, что содержание армии должно быть обеспечено защищенными средствами, объем которых вырос в связи с ростом денежного довольствия с 14 до 29 млрд грн. Следовательно, из спецфонда будет финансироваться именно Гособоронзаказ. В этом случае его доля может составить от 30 до 45% запланированных финансовых средств. По данным, приведенным Руснаком, "на сегодняшний день до 70% договоров на ремонт и поставку техники в украинскую армию заключены, идет процедура взятия обязательств через казначейство".

Таким образом, армия уже выгребла все закрома бюджета на вооружение и военную технику. Не стоит забывать и о персональных военных гешефтах. Многомиллионный заказ "Ленинской кузне", принадлежащей президенту, на постройку четырех бронекатеров "Гюрза", видимо, крайне необходимых в степях под Донецком, уже оформлен, несмотря на то, что первые два таких корабля, принятых украинским флотом осенью прошлого года, не смогут полноценно функционировать до конца нынешнего года из-за отсутствия ряда систем. Также не чужая Порошенко корпорация "Богдан" агрессивно выходит на и без того переполненный рынок легкой бронетехники с бронеавтомобилем "Барс" собственного изготовления, ранее не работая в данной сфере. И эти примеры далеко не единичны…

Подводя итоги краткому анализу перечисленных фактов, можно сделать вывод  о том, что бюджетные средства, выделенные для украинских силовиков, либо уже исчерпаны, либо близки к исчерпанию. В сложившейся ситуации последней соломинкой, которая призвана поддержать военные планы Киева, становятся сокращение расходов по всем возможным статьям и малообоснованные конфискации.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня