наверх
25.04.202411:01
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Кино современного разлива, а также Вертов, Порошенко и еще какие-то люди

(обновлено: )650182
Во время активного использования разного рода соцсетей, когда количество подписчиков страницы приближается к двум или пяти тысячам, аксиома "скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты" уже не работает, не правда ли?
Кадр из фильма Дзиги Вертова Одиннадцать

Андрей Лысенко

Сейчас характеристику вам как личности и индивидууму могут другие вещи дать. Ну, например реакция на какое последнее художественное произведение в виде книги. Типа, читал? Нет. Ну, тогда с тобой все ясно. В этом же ключе работают художественные произведения в виде кинофильмов. Типа, видел? Да. Ну и как? Да, так. Здесь вам уже становится все ясно: если кинокартина впечатлила собеседника также как и вас, значит, перед вами свой человек и довериться ему можно, а когда реакции не совпадают, то отношения складываются туго, или вообще не складываются. В редких случаях, когда, например, молодой человек знакомится с молодой девушкой с определенной целью, реакция на ту или иную картину значения не имеет, потому что цель молодого человека – важнее. Но чаще всего, по реакции на фильм мы многое понимаем о другом человеке.

Такой же алгоритм, когда конкретно кто-то вроде вас пытается что-то узнать или понять какую мелочь или важность о целом народе, стране. Бергман, Трюфо, Феллини многое расскажут о шведах, французах и итальянцах, это понятно. Кто из кинорежиссеров расскажет миру об Украине и украинцах? Версий тут сразу много появляется. Есть мнение и у меня – я кинематограф изучал, смотрел, кое-что в нем понимаю. Есть версии у вас, уважаемый читатель, я в этом не сомневаюсь даже, у Порошенко, Яценюка, Гройсмана если такой вопрос им задать ненароком, тоже название фильмов всплывут в памяти. Не факт что любимого ими украинского фильма, и ярко презентующего Украину фильма, но если хоть что-то им вспомнится уже хорошо, правда? Не одними баблосами мозги их заняты, есть там и извилина, отвечающая за культуру. У Госкино есть варианты ответов на этот вопрос, у Минкульта и даже у министра культуры есть приготовленный и вычитанный его пресс-секретарем ответ на вопрос: какой фильм наиболее представляет Украину и украинцев? 

Не буду выстраивать угадывательные версии, кто из названных персон, что ответил бы и какой фильм назвал бы, остановлюсь на своем варианте ответа как, мне кажется, наиболее правильном. Украину и украинцев ярко и полно презентует да, конечно, "Земля" Александра Петровича Довженко и "Пропавшая грамота" Бориса Ивченко. Первый фильм покажет всем, какие люди живут в замечательной стране Украина – чувственные, понимающие, душевные… любящие все вокруг себя и страдающие из-за этого. Второй, собственно, показывает, кто такие есть украинцы. Тут Иван Мыколайчук просто на своем месте. Кажется, что он появился на свет только для того, чтобы оказаться в этой картине. И он собрал и показал все, что есть в каждом из нас – простых людей. У не простых людей, то есть тех, кто периодически избирается в органы власти, другие ценности, потому герой Мыколайчука к ним не относится, как бы им не хотелось к этому образу примазаться. Герой Мыколайчука – козак Васыль – он ведь ребенка не обидит, у соседа не украдет. У него честь есть, и, конечно же, ум и совесть, хоть и Черт его все время по пятам преследует. А у тех, кто избран и избирается, у них всего этого нет, пусть хоть с десяток раз на день национальные гимны они исполняют, от этого музыкального процесса советь не просыпается и руки красть не перестают. Мы-то с вами, с таким трудом выживающие в этой стране в это нелегкое время понимаем, что патриотизм Порошенко, Яценюка, Гройсмана и всех подбегающих, он ведь у них в дензнаках измеряется и не факт что в национальной валюте. Потому, оставим их пока, вернемся к сути.

К чему вообще весь этот разговор, про кино, которое как бы показывает Украину и украинцев? К референдуму в Нидерландах по ассоциации Украина-ЕС. С ним ведь не все так просто. Думаете, голландцы придут и выскажут свое мнение? Да, но так не интересно, правда? Мы, то есть не я и вы, уважаемый читатель, а всякие государственники и общественники Украины должны поехать (и поехали, и вернулись, и новые скоро поедут) непосредственно в Нидерланды и рассказать нидерландцам как они должны проголосовать на референдуме и почему именно так, а не иначе. Вот ведь, какая сверхзадача. Дело с одной стороны благородное, потому что они ж (голландцы) о нас ничего не знают, подумают еще всякое, а с другой стороны дело это выгодно привлекательное, потому что сами посудите, ну когда еще представится возможность по амстердамам, роттердамам и утрехтам за государственный счет погулять? Ну, когда? Да, может и никогда. Потому десант высадился мощный, думается, что голландцы ощутили присутствие наших людей на своих улицах.

Кроме наших людей голландцам – чтоб они нас лучше поняли и, чтобы у них не было никаких внутренних противоречий в день референдума – покажут еще наше УКРАИНСКОЕ кино. В списке картин "Русский дятел" (производство Украина, Великобритания, США; режиссер Чад Грация, американец, очевидно) и на двух сеансах документалку "Зима в огне" (производство – те же три страны, режиссер Евгений Афинеевский, место рождения Казань). Анонсируется еще показ киноконцерта "Одиннадцатый" Дзиги Вертова, что является особой заслугой некоторых кинодеятелей Украины, таких как заместитель (может уже и бывший заместитель) генерального директора Национального центра Александра Довженко Ивана Козленко. И тут, знаете, прямо душа уже не на месте. И не потому, что не привезли голландцам Довженко и Ивченко, а потому что ментально патриотическое раздвоение начинается от таких непродуманных и не согласованных действий.

Читайте также — Храм Малой Софии: Кириленко подбросил дров в войну церквей

Со дня на день в Киеве в рамках декоммунизации улицы будут переименовывать и, не исключено что дело дойдет до драк, как первого в наше время аргумента правоты той стороны, сторонников которой больше собралось. Иногда их бывает и меньше, но тогда они говорят "нас мало, но мы в балаклавах", и все равно дискуссия начинается с мордобоя. Но не в них дело, а в том, что декоммунизация хоть и не нужна никому, хоть и идет в разрез с мнением общественности, хоть и стоит денег, которых в бюджете нет, хоть и опоздала по срокам выполнения и не один даже раз, но все равно – проходит, как процесс очищения страны от всего коммунистического. И тут Дзига Вертов (Давид Кауфман) едет в Голландию презентовать украинское кино. Вертов, который как сказал на одной пресс-конференции сам Козленко "выдающийся украинский кинорежиссер". Как еврей из Белостока Гродненской области Российской империи, может быть «украинским» режиссером? Наверное, по духу, по творчеству своему? Фильм "Одиннадцатый" это документалка. Видели его, нет? Сразу после непосредственно титра-названия идет другой титр: "СОВЕТСКОЙ УКРАИНЕ И ВСЕМУ КРАСНОМУ СССР ПОСВЯЩАЕТ ЭТОТ ФИЛЬМ ВУФКУ". (Прописные буквы это из титра, а не специально так написано, чтоб ваше внимание обратить). ВУФКУ это всеукраинское фотокиноуправление — государственная кинематографическая организация, период существования с 1922 по 1930 год. Фильм Вертова посвящен достижениям Украинской ССР к одиннадцатой годовщине Октябрьской революции. Сам Вертов писал: "Фильма "Одиннадцатый" написана непосредственно киноаппаратом, не по сценарию. Киноаппарат заменяет перо сценариста. "Одиннадцатый" написана 1) на чистом киноязыке, 2) документальном языке — языке фактов и 3) социалистическом языке". Как бы, классика, не придерешься, не понятно только как это кино репрезентирует нынешнюю Украину, украинцев и ее кинематограф пусть и в историческом ключе? Да, снята фильма на территории Украины (советской), но для такого случая этого мало, не правда ли? Почему тогда не другая работа Вертова "фильма" "Энтузиазм. Симфония Донбасса", 1931 года поехала в Голландию? Тут не менее качественная документалистика и трудовой украинский (советский) народ и его подвиг и извините Донбасс, который сейчас настолько украинский, что за него каждый день люди гибнут? Как-то, ребята, не понятно, и даже подозрительно как-то, что самый украинский из всех украинских режиссеров Довженко негласно декоммунизирован, а человек, который снял "Три песни о Ленине" (1934) и, например "Серго Орджоникидзе" (1937) назван "великим украинским режиссером". Очень-очень странно все это.

Читайте также: Радиопомехи. Власть наступает квотами на контент радиостанций

Если на то пошло, то гений документалиста Вертова и так всеми признан как мировое достижение, потому что само по себе документальное кино родилось благодаря Вертову. Его "Человек с киноаппаратом" (1929) до сих пор никем не превзойденная работа. Как ТАКОЕ можно было снять, просто невозможно объяснить ни умом, ни логикой. Может у господ кинодеятелей появилась, как бы идейка приписать себе Вертова со всем его пусть и очень коммунистическим творчеством, пока на него кто другой лапу не наложил – Белоруссия или Россия? Не исключен и такой вариант, но если честно, по большому счету, если мыслить в государственном, репутационном и имиджевом ключе, то полудекоммунизированный Довженко гарантированно бы затронул сердца голландцев своим очень украинским творчеством накануне референдума по Украине. Но Довженко голландцам не нужен и знаете почему? Потому что его творчество и кино такого высокого полета, что в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Амстердаме и Токио можно сегодня или завтра найти кинотеатр, в котором показывают "Землю" Довженко. Да, за пределами Украины эту работу знают много лучше и показывают много чаще, чем в самой Украине. Здесь пока не решили еще, разрешать Довженко или пока помолчать о нем в тряпочку, гордиться им или пришло уже время снимать памятные доски со стен домов, переименовывать улицы и киностудию, названную его именем, которую, собственно, он – Довженко – сам организовал и построил. 

Или другой тогда вопрос. Почему Вертов, а не Тёмкин Дмитрий Зиновьевич. Знаете такого? Место рождения город Кременчуг, Полтавская губерния. Правда, ближе, чем гродненский Белосток? Тёмкин обладатель четырех (!) премий Оскар как автор музыки к кино, дважды (!) награждался Орденом почетного Легиона. У него за плечами музыка к сотне фильмов. Тарантиновские "Бесславные ублюдки" начинаются, чьей музыкой? Нет, не Морриконе, он позже звучит. Тёмкина музыка понадобилась Квентину, чтобы сразу взять внимание зрителя за рога. Вот такая ерунда получается, что не понимаем мы, чем гордиться, да, и не знаем попросту. Скажет кто сверху, граждане, пришло время гордиться Шевченко Тарасом потому, что у него юбилей на днях – гордимся. Будет разнарядка на кого другого, на Ивана Франко или на Лесю Украинку – тоже цветы понесем, всплакнем, погордимся по самое не хочу и гимн национальный споем, а тех, кто с Украины и Украину эту давно на весь мир прославил – не помним. А зачем, они ж на Майдане не стояли! Тех, кто велик в своей гениальности из ныне живущих помним? Например, Лину Костенко. Нет, конечно, а почему знаете? Потому что как было сказано выше, все в нашей жизни измеряется баблосами. Пока президент страны подсчитывает, сколько ему денег приносят шоколадные фабрики и одноименные магазины, поставленные на каждом углу каждого города и села в этой стране, а не интересуется здоровьем, слава Богу, пока еще живущей Лины Костенко, мы тоже будем интересоваться исключительно баблом. 

Тут на днях кинорежиссеры письмо написали Порошенко, мол, не дадим давить на кинематограф, так и так, примите участие и защитите политику Госкино и лично его главу, потому что он правильную политику проводит, ну и все такое в аналогичном ключе. На это скажу я вам просто: глава Госкино Филипп Ильенко столько фильмов поназапрещал, что нет, и не будет его действиям никакого оправдания, это первое. А второе, очевидно, после смены Кабмина и главы Минкульта пойдет смена руководителей вниз по цепочке и кого-то уже прочат в руководители Госкино, а это значит, что те немногие кинорежиссеры – авторы вышеупомянутого письма и друзья Ильенко – просто не получат финансирование на те фильмы, которые вроде бы как бы уже Госкино утверждены и разрешены. Потому они Ильенко и просят защитить. Ничего, как говорится, личного, это все бизнес, бабло, просто говоря. Их, конечно, можно понять. Сложно понять другое, почему эти и другие кинорежиссеры бегают в Госкино за бюджетом на фильм как за милостыней, если все решается просто: напиши хороший сценарий, собери хорошую команду, найди хорошего продюсера – одного или пять, которые найдут деньги и снимай себе как Вуди Аллен по фильму в год, без проблем. Дело ведь не сложное, весь мировой кинематограф по такому принципу существует. Дело-то за малым, быть режиссером, который своей картиной может сделать кассу, потому что если режиссер одни убытки продюсерам приносит, то ему одна дорога – в Госкино, побираться. 

Вот другой Ильенко – Михаил, уже третий год доснимает принципиально важную для Украины, для всех нас экранизацию стиха Тараса Шевченко, фильму под названием "Толока". Ему там какого-то занюханного миллиона не хватает, который каждый день обесценивается. Вот тут один миллион, а напротив великая и гениальная кино идея. Слабо, скажите, олигарху Порошенко профинансировать это дело? Нет, конечно, но на кой оно ему надо? Так ведь?  

Самое читаемое
    Темы дня