наверх
29.03.202413:14
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Сложный выбор верховного главнокомандующего Украины Петра Порошенко

Бойко, Ахметов и план Порошенко по Донбассу. (315)

(обновлено: )196915312
У Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Украины президента Петра Порошенко остается все меньше времени на совершение выбора между началом полномасштабной войны или мирного урегулирования ситуации на Донбассе.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Противоречивые выступления украинских политиков уже давно не удивляют ни граждан страны, ни иностранных наблюдателей. Не прошло и недели с момента заявления президента Петра Порошенко в интервью турецкому телеканалу TRT World о том, что "Украина мирно вернет Донбасс в течение одного года", как уже 16 марта, выступая на торжествах по случаю 2-ой годовщины со дня создания батальона оперативного назначения имени Героя Украины генерала Сергея Кульчицкого 27-ой бригады Национальной гвардии Украины, он же заявил, что "Ситуация на фронте никак не дает нам оснований для самоуспокоения. Бои, которые сейчас ведутся в районе промзоны возле Авдеевки, где сосредотачиваются вражеские вооруженные формирования вместе с танками, артиллерией, никак не дает нам оснований надеяться на гарантированное мирное развитие событий". Подобное проявление расщепления личности у лица, являющегося Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, один формальный приказ которого может начать или, напротив, окончательно завершить боевые действия, давно настораживает внимательных наблюдателей.

Читайте также: О перспективах Донбасса: Ахметов и Бойко между войной и миром

Как известно, именно указ, подписанный в апреле 2014 г. его предшественником в президентском кресле Александром Турчиновым, благословил начало вооруженного конфликта на территории Украины, принесшего колоссальные человеческие и материальные потери, а также создав зону напряженности между Россией и Европой.

Также хорошо известно, что только подписание в сентябре 2014 г. первого Минского соглашения не только приостановило активную фазу братоубийственной войны, но и спасло украинских силовиков от полного разгрома и потери еще больших территорий и крупных городов. Точно так же второе Минское соглашение позволило украинским вооруженным формированиям избежать полного поражения и вновь приступить к восстановлению боевого потенциала за счет резкого усиления налогового, тарифного и ценового пресса на население Украины.

Спустя год после описанных событий и существенного роста и укрепления военной составляющей украинских силовиков Минские соглашения перестали представлять прежний интерес для военно-политического руководства Украины, которое было вынуждено пойти на их подписание только в связи с невозможностью иначе предотвратить свое полное фиаско. 

На протяжении последнего года после февраля 2015 г. нынешние власти Украины реализовывали открыто изложенную советником президента — директором Национального института стратегических исследований Владимиром Горбулиным, который к тому же является представителем Украины в подгруппе по политическим вопросам Трехсторонней контактной группы по Донбассу, тактику постоянного давления на отдельные районы Донецкой и Луганской областей. Названный автором сценарий "ни войны ни мира" или "ограниченной войны и перманентных переговоров" предполагал постоянный беспокоящий или прицельный огонь по всей линии разграничения, проведение диверсий внутри неподконтрольной Киеву территории, экономическую блокаду, ситуативно регулируемую в зависимости от сиюминутных интересов украинского руководства и их партнеров, и изматывание в ходе бесконечных и бесплодных переговоров представителей противоположной стороны. При этом, пользуясь формальным режимом тишины, стараться при любой возможности "откусывать" ничейные участки и захватывать нейтральные территории. Все эти действия, по мнению украинских миротворцев, были призваны принудить мирное население прифронтовой зоны либо к эвакуации, либо к выражению недовольства сложившейся ситуацией, выбивать наиболее боеспособные воинские части и технику противника и деморализовывать личный состав, а также, апеллируя к западным партнерам, наращивать санкционное и дипломатическое давление на Российскую Федерацию, и самопровозглашенные республики Донбасса.

Основной недостаток избранной украинскими руководителями стратегии заключался в том, что все указанные факторы воздействовали и на подконтрольную им территорию Украины, а также проживающее на ней население, тогда как время работало против них. Как выглядела бы реальная, а не телевизионно-пропагандистская война против России, смогли убедиться все желающие в течение последнего полугода на примере вооруженного конфликта в Сирии. Порошенко, в отличие от "кровавого пастора" и многих правоверных последователей священной войны – джихада, числился всего лишь пономарем Ионинского монастыря Украинской Православной Церкви, поэтому перспектива отдать приказ для решения проблемы военным путем по образцу "хорватского варианта" для него означала бы конец не только политической, мирской или бизнес-карьеры. Видимо инстинкт самосохранения и является основной причиной, не позволяющей ему выполнить требование ряда западных партнеров и местных радикалов о начале полномасштабной войны. Тянуть же дальше горбулинский сценарий, который также не сулит ничего хорошего, становится все труднее – нарастающие политический и экономический кризисы, а также маргинализация населения Украины представляют все более серьезную угрозу, чем мифическая "российско-террористическая агрессия", в которую все меньше верят даже самые отчаянные псевдопатриоты.

Читайте также: Донбасс: "ястребы" снова расправляют крылья

Вот и мечется мятежный ум нынешнего украинского президента между "не миром" и "не войной", и псевдопереговорами и откровенной пропагандой, четко понимая, что Будапештский меморандум, призванный обеспечить безопасность Украины, в состоянии выполнить только один гарант, в очередной раз продемонстрировавший свою приверженность международным соглашениям – Россия.

Самое читаемое
    Темы дня