наверх
27.04.202401:20
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Реален ли постоянный закон об особом статусе Донбасса. Опрос экспертов

Донбасс, мир и пролонгация Минских соглашений. (507)

(обновлено: )1647101
Эксперты считают, что заявления представителя РФ в контактной группе Бориса Грызлова о придании закону по особому статусу Донбасса постоянной основы соответствуют минским соглашениям, но киевские власти на это не пойдут.

РИА Новости Украина

Верховная Рада в конце августа 2015 года одобрила в первом чтении президентский проект изменений по децентрализации власти, направленных на расширение полномочий местных властей. В проекте изменений также содержится норма об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Предлагаемые изменения предусматривают внесение в переходные положения Конституции нормы, согласно которой особенности местного самоуправления на неподконтрольных Киеву территориях осуществляются в соответствии с принятым Радой в марте 2015 года отдельным законом.

Читайте также: Грызлов, украинский закон о статусе Донбасса и будущее региона

Согласно этому закону, Киев гарантирует недопущение уголовного преследования участников событий в Донбассе, право на языковое самоопределение, поддержку русского и других языков в сфере образования и СМИ. Кроме того, власти намерены оказывать поддержку в социально-экономическом развитии отельным районам Донбасса. Однако в законе указано, что его действие распространяется только на территории, на которых органы местного самоуправления были избраны по украинскому законодательству.

Ранее в среду Грызлов заявил, что в новой редакции украинской Конституции необходимо закрепить гарантии закона об особом статусе Донбасса и придать ему постоянный статус. Согласно нынешней редакции этого закона, он действует три года.

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отметил в комментарии РИА Новости Украина, что придание закону об особом статусе Донбасса бессрочного характера может повлечь внутриполитическую дестабилизацию, поэтому украинские власти на это пока не готовы пойти.

"Та часть минских соглашений, законодательство, которое касается Донбасса, должна быть постоянной. Сегодня у президента есть 226 голосов (депутатов Рады – Ред.), необходимые для внесения правок в 1 и 10 статью закона об особом порядке местного самоуправления (придания ему статуса постоянного – Ред.). Но за этим существуют огромные риски, что последует внутриполитическая дестабилизация. Я думаю, пока, невзирая на давление, президент Украины на это не пойдет", — считает Бортник.

Политолог допускает, что на такой шаг украинские власти могут пойти после переформатирования правительства или парламента — или после проведения референдума по децентрализации.

"Возможно, после переформатирования правительства, должности в котором могут стать своего рода авансом для политических сил, которые согласятся поддержать такие изменения, или после переформатирования парламента, или после референдума", — заявил Бортник.

Украинский эксперт Михаил Павлив также считает, что Киев не пойдет на придание закону об особом статусе Донбассу постоянной основы. Но он связывает это в первую очередь с опасениями руководства страны за свой политический имидж.

"Действующая власть на это не пойдет. Это удар по имиджу", — сказал Павлив.

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский в комментарии агентству напомнил, что, согласно минским соглашениям, права и статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей должны быть указаны непосредственно в Конституции, а не в отдельном законе. Однако, по его мнению, этого не стоит ожидать в обозримом будущем.

"Если следовать букве и духу минских соглашений, то закон об особом статусе должен действовать постоянно. А если строго следовать достигнутым договоренностям, так вот права этих территорий должны быть прописаны в Конституции. Тогда не будет возникать никакого вопроса о времени их действия. Но, похоже, что в ближайшей перспективе это выглядит нереально", — сказал Погребинский.

Вместе с тем, добавил он, если не прописать указанные в этом законе нормы в самой Конституции, то о выполнении "Минска-2" говорить нельзя.

"Если не вписать (права этих территорий – Ред.) прямо в Конституцию, я думаю, что пока говорить о полноценной реализации "Минска-2" не приходится", — считает аналитик.

Украинский политический эксперт Вадим Карасев считает, что сейчас не имеет смысла рассуждать, готова ли украинская власть придать статус постоянного закону об особом статусе Донбасса, поскольку это указано в минских договоренностях. Карасев подчеркнул, что президент Украины Петр Порошенко неоднократно заявлял о готовности Киева выполнить взятые на себя обязательства в рамках минских соглашений.

"Российская сторона сразу выступала против формулировки "на временной основе". Минские соглашения все-таки предполагают постоянную основу (этого закона – Ред.). Были заявления президента, что мы выполним свою часть минских соглашений, на протяжении весенней сессии Верховной Рады", — напомнил Карасев.

Вместе с тем эксперт считает, что для выполнения своего обещания у президента нет необходимой для этого поддержки в парламенте.

"Другое дело, что сейчас в парламенте нет необходимых для этого голосов", — добавил Карасев.

Самое читаемое
    Темы дня