наверх
28.03.202414:42
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

ВР на волоске, новая политсила Саакашвили. Оценки политолога

(обновлено: )156851
В парламент планируют внести законопроект про изменения в Конституции, Михаил Саакашвили провел антикоррупционный форум в Харькове, а Кировоградский горсовет обнаружил брешь в законодательстве.

Одним из главных ньюсмейкеров дня стал Кировоградский городской совет, который обратился к Верховной Раде с предложением отложить переименование Кировограда. Причина проста: парламент до сих пор не принял закон о местных референдумах.

Впрочем, депутаты на этой неделе будут заняты решением другого вопроса. Заместитель главы фракции БПП Игорь Кононенко анонсировал на 28 января внесение на повестку дня законопроекта про изменения Конституции в части децентрализации.

Тем временем, в Германии тысячи беженцев из Украины оказались под угрозой депортации. В 2014-2015 годах около 7 000 украинцев обратились в Германию с просьбой о предоставлении убежища. Многие из них в итоге получили сообщения об отказе предоставить убежище – но с требованием покинуть страну.

Эти и другие ключевые новости дня в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировала директор консалтинговой компании "Партия власти" Елена Дяченко.

Кировоградский городской совет обратился к ВР Украины с предложением отложить переименование города до принятия законодательства о местных референдумах. Как вы прокомментируете это предложение?

– Я полностью поддерживаю Кировоградский городской совет. Это, пожалуй, единственный городской совет, который обратил внимание ВР на то, что отсутствует закон о местных референдумах. 

Это проблема действующей коалиции, потому что это правовой вакуум, это огромная часть социальных отношений в Украине, которая остается неурегулированной. 

Уже два года демократическая, европейская коалиция не хочет принимать этот закон. Я коротко расскажу предысторию, почему же такой вакуум образовался. В начале 90-х был принят закон о всеукраинском и местных референдумах. Он действовал до 2009-2010 года. Позднее этот закон разделили на два. Был принят закон о всеукраинском референдуме, а также готовился к принятию закон о местных референдумах. Однако последний принят так и не был.

По какой причине закон о всеукраинском и местных референдумах был разделен на два?

– Закон был не идеален, потому что, по сути, без разрешения местных властей местный референдум провести было нельзя. Разделили для того  чтобы украинское законодательство соответствовало европейскому, чтобы дать больше полномочий местным громадам решать свою судьбу. 

При этом, порядка полутора сотен местных референдумов были проведены. К слову, переименование населенного пункта – областного центра – будет касаться не только жителей самого Кировограда, но еще и всей области. 

И такая же ситуация у нас с городом-миллионником Днепропетровском. Коалиция предлагает создавать при горсоветах какие-то комиссии из этнографов, активистов и других уважаемых и среднеуважаемых людей, но это не представительство громад. Это люди, которые думают, что они имеют право что-то придумать.

В данном случае обязательно нужно провести референдум?

– Форма прямой демократии – это выборы или референдум. Опрос – это достаточно условная вещь, потому что сразу возникает вопрос к репрезентативности опроса, к тому, кто его проводит. 

Опрос – это вспомогательный инструмент, заменить им форму прямой демократии нельзя. И на сегодняшний день, по сути, местные громады лишены права определить, как будут называться населенные пункты, в которых они проживают. По большому счету, у нас огромная пробоина в демократии на сегодняшний день. 

Я догадываюсь, почему коалиция боится закона о местных референдумах – хотя в тех перечнях вопросов, которые имеют право выноситься на местные референдумы, ни в коем случае нет темы федерализации, которой сейчас все очень панически боятся. 

Поэтому, парламент должен пойти навстречу Конституции и украинскому народу.

Законопроект изменения Конституции в части децентрализации планируется внести в повестку дня работы Верховной Рады на четверг. Сможет ли нынешний состав ВР проголосовать за него?

– Я думаю, что если будет внесен законопроект в повестку дня, то это будет свидетельством того, что 300 голосов уже есть.

То есть, без предварительного согласия вносить законопроект не будут?

– Внести и не проголосовать – это не очень будет красиво. Однако процедура требует, чтобы эти изменения были проголосованы, поэтому не закрывается сессия аж до конца января. 

То есть, они должны быть проголосованы именно на текущей сессии, а следующая должна начаться не позже 1 февраля. Поэтому тянуть дальше некуда, и я думаю, что вчерашний законопроект, который был зарегистрирован Сергеем Тарутой, Егором Фирсовым и Игорем Луценко о том, что новая Конституция будет приниматься на всеукраинском референдуме в обход парламента, это некоторый сигнал со стороны президента своим партнерам по коалиции. 

"Если вы не проголосуете, то, возможно, я подвешу каким-то образом парламент", – хочет сказать этим президент. К

онечно, шансы на принятие законопроекта, который внесли народные депутаты, мало, но эти же нормы могут быть приняты либо президентским указом, пусть и не очень конституционным путем, либо каким-то другим документом, который не предполагает участие парламента. Я думаю, что это своего рода страшилка для того, чтобы пригласить к политическому диалогу своих партнеров.

Почему мало шансов на принятие депутатского законопроекта?

– Это отличный законопроект, просто парламент не проголосует за сужение собственных функций. Но это не значит, что президент волевым указом не может этого сделать и без парламента. 

Он может сказать, что коалиция не справилась, за год мы не выполнили то, что обещали, мы не выполнили минские соглашения, а времени нет. Поэтому давайте спросим у народа, не прочь ли он начать внепарламентский конституционный процесс, собрать конституант – некоторый орган, который будет разрабатывать эту Конституцию. 

Например, областные советы и городские советы, как единственные легитимные органы власти, смогут делегировать своих представителей. И я думаю, что кроме этого рычага есть еще некоторые закулисные, о которых мы не знаем.

Для принятия решения по изменениям в Конституции в обход парламента прописана законодательная база?

– Это будет не очень идеально с точки зрения закона, но это будет принцип политической необходимости, который будет превалировать, потому что нужно понимать, что давление на украинского президента по выполнению минских договоренностей огромное. 

А то, что жертвуют идеальностью процедуры, мы видим на каждом шагу.

В Харькове в понедельник вечером состоялся антикоррупционный форум с участием главы Одесской ОГА Михаила Саакашвили и ряда народных депутатов. Какие-то результаты этого форума для себя вы отметили?

– Главный итог, который очевиден на сегодняшний день всему политикуму и обществу, заключается в том, что происходит формирование новой политической силы. Поэтому, никто не исключает вероятности парламентского кризиса. 

Скоро мы увидим, как будут проголосованы президентские изменения в Конституцию в части децентрализации, потому что истекает срок, в который можно их проголосовать. Поэтому, я думаю, что президент не исключает возможности роспуска парламента и досрочных выборов. 

В связи с этим появится необходимость формирования большинства. По тем текущим рейтингам, которые мы имеем, у президента очень мало шансов это большинство сформировать. 

Я не исключаю, что на проект Михаила Саакашвили возлагаются надежды, ведь он может стать основой будущей парламентской коалиции.

Почему Саакашвили проводит именно антикоррупционные форумы?

– Ряд социологических исследований в последнее время показывал, что коррупция является главной проблемой, которая беспокоит украинцев. Поэтому, эта тема взята в качестве флага данного проекта. 

Новые грузинско-украинские политики поднимают эту тему для того чтобы создать какое-то минимальное электоральное ядро, попасть в следующий парламент.

Когда можно ожидать парламентского кризиса?

– Ждать еще примерно полгода. За полгода выборы должны быть объявлены. Неформально в кулуарах все готовятся на осень: к концу октября, к ноябрю.

У действующего парламента остались какие-то важные задачи, без выполнения которых его не распустят?

– Это голосование по децентрализации. Если наберется сейчас 300 голосов, то таким образом парламент продлит свое существование. Но последние рейтинги говорят о том, что состав следующего парламента будет практически таким же, только без "Народного фронта", который, по сути, теряет свою политическую субъектность и не войдет уже под этим брендом в следующий парламент.

В Германии тысячи беженцев из Украины оказались под угрозой депортации. Это говорит об определенном отношении к украинцам?

– Нет, в Германии существует достаточно жесткая процедура принятия беженцев. Они должны были доказать, что они являются либо политическими беженцами, и преследуются здесь действующей демократической властью, либо, как в ситуации с Сирией, где идут боевые действия, должно быть очевидно, что в Украине идет война. 

Однако, украинская власть это не признает, не называет конфликт на Донбассе войной. Так что причина абсолютно бюрократическая и процедурная. Украинцы здесь попали под общие правила, которые достаточно жесткие в Германии.

Насколько сложно доказать, что человека преследует действующая власть?

– Должны быть какие-то очевидные доказательства того, что его преследуют. Возможно, это уголовное преследование. Но не стоит забывать о том, что сейчас в Германии достаточно сильный миграционный кризис. Власти поддаются жесткой критике со стороны населения. 

Поэтому, делать какие-то поблажки Украине, думаю, никто не хочет. Тем более, что беженцы из зоны конфликта негласно могут рассматриваться как потенциальные преступники или люди, которые могут нести какую-то угрозу Германии.

Ранее политолог Руслан Бортник заявил, что проект изменений в Конституцию является проектом централизации и феодализации.

В то же время, экс-спикер Верховной Рады, эксперт по вопросам конституционной реформы Александр Мороз также считает, что проект изменений в основной закон предполагает не децентрализацию, а еще большее усиление центральной власти над регионами. По его словам, заявленная децентрализация в законопроекте является фикцией.

Самое читаемое
    Темы дня