наверх
19.04.202413:59
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Экономика 2016. Жизнь завтра будет хуже, чем вчера

Экономика кризисного времени: 2015-2016 (619)

(обновлено: )5689446
Начало года - традиционное время для подведения итогов года прошлого и составления прогнозов на будущее. И актуальность данного занятия не теряется со сменой десятилетий, веков и тысячелетий. Итоги и прогнозы. Прошлое и будущее. Две стороны одной медали.
Экономика. Архивное фото

Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности

Подведение экономических итогов прошлого, 2015 года логичнее всего сделать после обнародования хотя бы большей части официальной статистики, которая, как обычно, несколько запаздывает. Прогнозы же можно начинать делать уже сейчас, благо основные документы, определяющие вектор развития страны в текущем, 2016 году были приняты парламентом "под елочку".

Правительство бодро обещает экономический рост на уровне 2% ВВП, рост социальных стандартов меньше показателя инфляции (12% против 12,5%), незначительную девальвацию национальной валюты до 24,1-24,4 грн за 1 доллар США, а также "широкие перспективы" для отечественного товаропроизводителя в связи с началом вхождения Украины в Зону свободной торговли с ЕС. Проще говоря, нам обещают небольшое улучшение при некоторых незначительных трудностях.

Реальность будет иной.

Как показали последние годы, все так называемые "прогнозы" Кабмина базировались на обязательствах перед внешними кредиторами и обнародовались с одной-единственной целью: ради получение очередной порции кредитных ресурсов. Особенно хорошо это было заметно по 2015 году, когда правительственный "прогноз" на 100% совпадал с "прогнозом" от МВФ — падение ВВП на 2%, инфляция 14,1%, доллар по 21,7 грн. На самом же деле экономика обвалилась примерно на 15-20%, инфляция превысила 42%, а доллар уже продается по 25,5-26 грн.

Приняв нереалистичный бюджет на текущий год и резко увеличив налоговую нагрузку на все виды бизнеса, парламент заложил основы для дальнейшего спада экономики, роста коррупции и снижения уровня жизни населения.

В этом году падение ВВП — продолжится. Да, оно вряд ли выйдет на показатели в 15-20%, да и скорее всего будет даже не двузначным, а однозначным (если не повлияют какие-то форс-мажорные обстоятельства). Это произойдет по пяти основным причинам:

1. Из-за снижения цены на нефть падают в стоимости основные экспортные позиции Украины — сырье и зерно, следовательно даже при возможном росте объемов продаж, денег будет получено меньше;

2. Рост налоговой нагрузки, особенно на малый и средний бизнес, приведет к его дальнейшему уходу в тень;

3. Изменение системы налогообложения сельхозпредприятий приведет к ликвидации части хозяйств и снижению производства сельхозпродукции;

4. Падение объемов внешнего кредитования вынудит правительство продолжать воровать деньги у бизнеса посредством махинаций с возвратом НДС, что будет способствовать снижению объемов производства;

5. Сохранение Нацбанком самой высокой в Европе и одной из самых высоких в мире учетных ставок продолжит ограничивать украинские предприятия в возможности развития за счет использования кредитных ресурсов. Они будут проигрывать конкурентную борьбу с иностранными производителями даже на внутреннем рынке, что усугубится вхождением Украины в Зону свободной торговли с ЕС. Напомню, что европейский бизнес не испытывает никаких проблем с привлечением кредитов, а их стоимость в десять раз ниже (3-4% против наших 30-40%).

Скорее всего, пиков резкой девальвации, которые наблюдались в феврале-марте 2015 года, в это году не будет. Падение гривны будет постепенным и достаточно плавным. Поскольку покупательная способность населения продолжит снижаться, то в давлении на курс эффект спада поступлений от экспорта будет нивелироваться падением импорта. Мало того, не исключен вариант, что девальвация национальной валюты будет идти параллельно с ростом позитивного сальдо внешнеторгового баланса. И произойдет это потому, что объемы выплат по внешним долгам превысят размеры внешних заимствований. Также, на девальвацию повлияет и рост государственных расходов на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда, который вырастет за счет снижения размера Единого социального взноса при сохранении низкого уровня оплаты труда работников.

С начала года продолжится и снижение уровня жизни населения. В первую очередь это произойдет потому, что заложенные в бюджет социальные стандарты намного ниже реального прожиточного минимума. Напомню, что Министерство социальной политики Украины в соответствии со статьей 5 Закона Украины "О прожиточном минимуме" установило, что фактический размер прожиточного минимума в ценах ноября 2015 в расчете на месяц на одного человека составлял 2487 грн (с учетом суммы налога на доходы физических лиц — 2651 грн) для детей до 6 лет — 2401 грн, для детей от 6 до 18 лет — 2930 грн, для трудоспособных лиц — 2591 грн (с учетом суммы налога на доходы физических лиц — 2875 грн), для лиц, утративших трудоспособность, — 2052 гривны. Понятно, что декабрьские данные будут отличаться от ноябрьских только в сторону повышения стоимости жизни. При этом, с 1 января 2016 года, согласно госбюджету, прожиточный минимум составит всего лишь 1330 грн, для детей до 6 лет — 1167 грн, для детей от 6 до 18 лет — 1455 грн, лиц трудоспособного возраста — 1378 грн, лиц, утративших трудоспособность — 1074 грн.

Поскольку рост социальных стандартов запланирован только в мае и декабре текущего года, а индексация зарплат и пенсий предусмотрена только в случае роста инфляции за предыдущий месяц свыше 3%, то даже при 35%-ной инфляции, увеличение зарплат и пенсий к концу года составит не более 12%, заложенных в бюджет. И это еще не все. Особенно пострадают те, у кого есть маленькие дети, так как с нового года питание в детских садиках и школах станет платным для всех, кроме некоторых категорий льготников. Так что размеры прожиточных минимумов для детей до 6 лет и от 6 до 18 лет с прошлогодними и сравнивать-то получается некорректно в свете таких изменений.

Читайте также: Порошенко, Гройсман, Аваков. Особенности национального политического похмелья

Тарифы на ЖКХ продолжат свой рост в текущем году. И не смотря на резкое снижение стоимости энергоносителей, тепло и электроэнергия будут только дорожать. На субсидии же предусмотрено в бюджете примерно на половину больше денег, чем в прошлом году. Это означает, что к концу 2016 года половина всех украинских семей не будет иметь возможности платить за коммунальные услуги сама, из своих доходов и не пользуясь субсидиями.

Да, чуть не забыл, так называемая "децентрализация" приведет к тому, что передача местным властям функций по финансовому обеспечению школ, больниц, поликлиник, библиотек, музеев, театров и т.д. не будет сопровождаться передачей им средств на это самое обеспечение. То есть уже сейчас можно прогнозировать, что зарплаты у учителей, врачей, работников культуры будут выплачиваться с перебоями, а в зданиях будет холодно зимой и жарко летом. О ремонтах же, на долгое время можно будет забыть. Ну разве что школы отремонтируют родители, а больницы — пациенты.

Перефразируя слова известной песни, экономический прогноз на 2016 год можно определить одной строкой: завтра будет хуже, чем вчера. Впрочем, а чего иного можно было ожидать от этого состава парламента и правительства?

Самое читаемое
    Темы дня