наверх
25.04.202415:52
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украина: 15 тенденций и 15 событий 15-го года

Донбасс, мир и пролонгация Минских соглашений. (507)

(обновлено: )72870
Практически ни одно из событий 2015 года не осталось просто "событием" – все они укладываются в определенные тенденции, имевшие продолжение в качестве уже новых событий.

Василий Стоякин, обозреватель

01. Подписание 12 февраля вторых Минских соглашений.

Соглашения должны были положить конец гражданской войне в Украине. Собственно, весь год прошел под знаком выполнения/не выполнения Минска. 

Сухой остаток – соглашения не выполнены ни в одном пункте и перенесены на следующий год. Даже прекращение огня и отвод тяжелых вооружений, о которых стороны уже неоднократно отчитались, к концу года сошли на нет – в Донецке и Луганске постоянно слышна канонада. Правда, число жертв среди мирных жителей существенно сократилось.

02. Равноудаление националистов.

В прошлом году националистические добровольческие формирования были важным фактором государственной политики. 

В 2015 году влияние националистов удалось существенно уменьшить – самостоятельных, вне ВСУ и МВД, вооруженных формирований у них не осталось, были проведены масштабные зачистки, как в информационном, так и в юридическом поле. 

Тем не менее, процесс до конца не завершен и завершен быть не может, поскольку общественные настроения остаются достаточно радикальными.

03. Деолигархизация.

США и ЕС не нужен крупный украинский капитал. Им нужен свободный рынок для капитала транснационального. Именно поэтому олигарха Януковича заменил олигарх Порошенко, которому выкрутили руки с тем, чтобы он… проводил политику Януковича – оставил в стране одного олигарха (себя), которого можно будет потом деноминировать следующим Майданом.

Процесс, правда, идет ни шатко, ни валко – Порошенко гораздо лучше удается развивать свой бизнес, чем уничтожать бизнес партнеров-конкурентов. Правда, успехи все же есть. Достаточно вспомнить скандалы вокруг "Укрнафты" и несостоявшегося визита Фирташа.

04. Декоммунизация.

В Украине, наконец, принят закон о декоммунизации и начата кампания по ликвидации позитивной исторической памяти о советском периоде, которым занялся Институт национальной памяти. 

Впрочем, основные достижения на этой ниве достигнуты еще в прошлом году – масштабная пропаганда негативного "советского опыта" дала свои плоды, и украинцы послушно радуются, что в Крыму "голод" и "нет света". Ведь навязанная "историческая память" о советском периоде сводится именно к уничтожению своих сограждан… В этом отношении надо говорить о негативной рекоммунизации.

05. Реформа МВД.

Речь идет о наиболее успешной и разрекламированной из грузинских реформ. Суть ее заключается в полной замене личного состава органов внутренних дел на людей, не прошедших полноценного правового обучения.

В результате такой реформы: 

— практически полностью ликвидируется коррупция – новые кадры профессионально несостоятельны, не умеют брать взятки, а сама существующая коррупционная система исчезает вместе с носителями;

— новая полиция в значительно большей степени зависит от руководства и более эффективна в плане защиты власти.

Читайте также: Милиция vs полиция: война не на жизнь, а на смерть

06. Энергетический кризис.

2015 год начался с веерных отключений электроэнергии и аварий на АЭС и заканчивается веерными отключениями и авариями на АЭС же. Это – результат политики правительства по отказу от российских энергоносителей. Самое забавное, что при этом Украина продолжает нуждаться в российском газе (правда, закупается он, в основном, через вторые руки в Европе), в российском угле (зачастую – украинского происхождения), российской элекроэнергии. В общем, энергетическая зависимость Украины от России парадоксальным образом выросла, а обеспеченность электроэнергией, даже в условиях остановки значительной части промышленности, уменьшилась.

07. Назначение Саакашвили.

Появление на должности главы областной администрации грузинского экс-президента само по себе было неожиданным и сильным ходом – ведь речь идет о политическом тяжеловесе, медийно раскрученном в мировом масштабе. Хотя ожидания скорого перевода Саакашвили в Киев в прошедшем году не оправдались, он стал значимым фактором украинской политики.

Надо отметить, что приезд Саакашвили является только частью (причем, видимо, не самой значимой) проекта США по дублированию в Украине опыта грузинских реформ. Это очень важный момент, поскольку грузинский опыт до сих пор не считался серьезным из-за разницы масштабов.

08. Конституционная реформа.

Предполагалось, что в прошедшем году будут приняты изменения в Конституцию, реформирующие местное и региональное самоуправление (т.н. "децентрализация"). На самом деле в ходе этой реформы практически полностью ликвидируется региональной и местное (на уровне населенного пункта) самоуправление. Т.о., реформа направлена на исключение возможностей "федерализации" или "сепаратизма", а также ущемляет региональные элиты. При этом в конституционных изменениях содержится упоминание об особом режиме самоуправления на части территории Донбасса, что вызвало противодействие радикалов.

Реформа принята только в первом чтении, а ее темпы и глубина явно будут снижены. Об этом можно судить по заявлениям президента о том, что в ближайшие 4 года выборов не будет – раньше ожидалось, что года через 2 будут досрочные выборы местного самоуправления в виду его новой системы и полномочий.

Так же готовится пакет изменений Конституции, касающийся судебной реформы, но пока он только презентован.

09. Кризис коалиции.

Коалиция из "партий Майдана" в количестве более 300 депутатов создавалась именно для внесения изменений в Конституцию. На протяжении всего времени существования нынешней Рады коалиция в таком составе не работала, конституционные изменения отправлялись в Конституционный Суд и принимались в первом чтении при поддержке не входящих в коалицию фракций, а после голосования из коалиции вышла фракция РП Ляшко. Кроме того, в случае отставки премьера Яценюка вполне вероятен выход (или раскол) фракции НФ.

Кризис коалиции разрешить можно только политико-дипломатическими методами – на перевыборы США согласия не дают, да и, судя по местным выборам, эффективность такой меры будет невысокой. Создать такую коалицию второй раз уже не удастся.

10. Местные выборы.

Местные выборы завершили электоральный цикл 2014-15 годов и завершили переформатирование системы власти. Т.о., закреплена власть "коалиции Майдана", окончательно вытеснены старые политические силы, не вписывающие в эту коалицию.

Формальным победителем выборов (и по полученному результату, и по представительности) стал Блок Петра Порошенко, однако, в масштабе страны ни одна партия, ни даже партии парламентской коалиции (они получили менее 50% голосов, в то время как на парламентских выборах 2014 года – почти 70%) претендовать на какое-то особое место в политической системе не могут. В общем, стабильности выборы не принесли.

11. Блокада Крыма.

Блокада Крыма изначально началась как "общественная" (по инициативе Госдепартамента, судя по всему) инициатива, к которой присоединилась власть.

С формальной точки зрения все логично – как можно торговать с оккупированной территорией? С фактической же точки зрения Украина с Россией не воюет, нового статуса Крыма не признает, а разрыв экономических связей тождественен фактическому отказу от дальнейших претензий на Крым. Очевидно, США планируют отчленение Крыма от РФ, но хотят исключить участие Украины в процессе определения его будущего статуса.

12. События в Сирии.

Операция российских ВКС в Сирии и российско-турецкий конфликт напрямую не связаны с Украиной, однако наглядно показали два момента:

Во-первых, Россия не настолько заинтересована в Украине, как представляется украинским политикам и общественности. Уж очень быстро российские СМИ и общественное мнение переориентировались на Сирию.

Во-вторых, стало совершенно очевидно, как развивались бы события, в случае, если бы российское вторжение действительно имело место. Демонстрация возможностей ВКС доказывает несерьезность претензий Украины на статус одной из самых сильных в Европе даже для самих украинцев.

13. Финансовое состояние Украины.

На протяжении всего года продолжала развиваться тема украинского дефолта, в особенности – по обязательствам перед Россией. Украина не в состоянии обслуживать этот долг и не хочет договариваться с Россией относительно его реструктуризации по иным правилам, чем другие заимодавцы.

На конец года ситуация определяется решением МВФ, который признал возможным продолжать финансирование даже тех стран, которые объявили дефолт; его же решением о признании долга перед РФ суверенным; решение Украины о введении моратория на обслуживание российского долга.

В общем, Украина балансирует на грани дефолта, но его все нет. Более того, фактический дефолт (прекращение платежей) скорее всего не будет иметь юридических последствий – другие должники, в первую очередь МВФ, сотрудничества с Украиной не прекратят.

14. Визит Байдена.

Вице-президент США Джозеф Байден в значительной мере подвел итог прошедшему году и поставил задачи на следующий год.

Главный итог – США разочарованы украинской властью, но не видят сейчас ей альтернативы, а потому дают шанс "исправиться" (собственно, понимание этого обстоятельства украинской элитой намекает, что исправляться не обязательно, равно как не обязательно и следовать рекомендациям "партнеров", но руководители государства связывают свое будущее не с Украиной, а со США).

Основные рекомендации: усилить борьбу с коррупцией и выполнять Минские соглашения. В особенности важным выглядит внесение изменений в Конституцию, причем фактически речь шла о федерализации.

15. Безвизовый режим.

По уверениям Петр Порошенко безвизовый режим (один из основных лозунгов Евромайдана) должен был быть введен еще 1 января 2015 года. На практике же только в декабре Европейская комиссия одобрила положительный отчет относительно выполнения Украиной Плана действий по либерализации визового режима с Евросоюзом.

Украине обещано упростить режим к середине следующего года при условии выполнения ряда требований, касающихся борьбы с коррупцией (т.е., будет ли получен новый режим пока неясно). Однако, отмена виз касается владельцев биометрических паспортов, которые отправляются в страны Евросоюза в краткосрочные поездки. Вообще же круг людей, способных воспользоваться новым режимом, резко сократился вследствие экономического кризиса.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня