наверх
19.04.202404:55
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Карасев: речи Гройсмана и Яценюка показывают, какая слабая у нас элита

(обновлено: )4535125
Премьер-министр Арсений Яценюк и спикер ВР Владимир Гройсман подвели итоги годовой работы Кабмина и ВР. Политический эксперт Вадим Карасев в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал выступления глав правительства и парламента.

Премьер-министр Арсений Яценюк дал пресс-конференцию по итогам своей работы в 2015 году. Основной неудачей работы правительства премьер назвал реформу среднего образования.

Тем временем о дальнейшей судьбе правительства на своей итоговой конференции сообщил спикер Верховной Рады Владимир Гройсман. Он заявил о необходимости переформатирования Кабинета министров, отметив, что кадровые ротации не коснутся премьер-министра Яценюка.

Итоги работы Кабмина и парламента в уходящем году в эфире радиостанции Голос Столицы подвел эксперт, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

Читайте также: Политолог дал оценку отчету главы Кабмина Яценюка и спикера ВР Гройсмана

Яценюк на итоговой своей пресс-конференции заявил, что отставка Кабмина повлечет за собой создание новой коалиции либо досрочные выборы. Как понимать его слова?

— Это попытка напугать людей плохими, негативными последствиями отставки. Ни один премьер не хочет уходить со своей должности. Интересно, что Гройсман говорил об экономике. Надо восстанавливать экономику, рабочие места. Хотя это премьер должен говорить. А Яценюк как раз об этом и не сказал. Он говорил много о борьбе с коррупцией, о реформе высшей школы. То есть наши ключевые политические игроки не до конца понимают сферу своей компетенции. Либо специально не хотят говорить по существу, а предлагают нам обсуждать то, за что они ответственность прямую не несут. Страна попала в долговую ловушку. В стране огромный суверенный и коммерческий долг. Как мы будем выходить из этой долговой петли? Главный приоритет сегодня для власти – это возврат долгов. Их ведь придется возвращать. Как, с помощью каких средств, методов? А они мантру повторяют о том, что сотрудничество с МВФ показало свою продуктивность, и мы боремся с коррупцией. Вот опять зарплаты будут повышать депутатам. Это надо было два года потратить на то, чтобы сначала спорить о том, сколько депутат должен получать, а через два года все-таки прийти к выводу, что он должен получать 25 000 грн. Понимаете, два года страна потеряла. И так по многим другим ключевым направлениям нашей политики. Это говорит о том, что слабо представляет наша элита, какой должна быть политика, политический курс страны.

Какую оценку работе украинского парламента вы можете дать в этом году?

— Удовлетворительно, "троечка". Потому что парламент все-таки делал какую-то работу. Антикоррупционные законы, закон о госслужбе. С трудом, но госбюджет приняли к концу года. Но были и скандалы, и тех законов, в которых нуждается сегодня Украина, которые направлены именно на восстановление экономического роста, было мало. Говорить, что парламент заработал как эффективная фабрика качественных законов, конечно же, пока рано.

Какие законы этого года можно считать наиболее полезными?

— Закон о государственных закупках, который дает возможность их отслеживать, более прозрачно экономить деньги для бюджета. Второй – многострадальный закон о государственной службе, который может привести если не к нейтрализации, то уменьшению кумовства, патронажа и патрон-клиентских назначений, которые генерируются во время коррупционной практики как в государственном аппарате, так и в обществе. Может быть, еще государственный бюджет. Все-таки так мы продолжили сотрудничество с МВФ, который сегодня для Украины является единственным кредитором.

А что касается провальных законов?

— Провал главный – по приватизации. Остается около тысячи государственных предприятий, которые лежат мертвым грузом на бюджете, высасывают из бюджета последние деньги, служат "кормушками" для многих структур.

Какой должна быть реформа в парламенте, чтобы он продуктивно работал?

— Это какая-то не совсем понятная, мутная история. Что такое реформа парламента? Это двухпалатный парламент будет у нас? Или что-то существенно поменяется, поменяет свою форму деятельности? В парламенте есть коалиция, она может там функционировать успешно или неуспешно. Она может существовать де-юре, но не существовать де-факто. Вот как сейчас в парламенте. Может быть, что-то в регламенте предполагается поменять. Но это технические детали. Для этого не надо писать какую-то особую специальную концепцию реформирования парламента. Может, Гройсман имеет в виду отказ от депутатской неприкосновенности. От нее отказываются уже больше 10 лет, да все никак не могут отказаться. Все заявления о реформе парламента связаны с политическими амбициями Гройсмана, он ведь молодой политик, способный, набирается опыта, и, конечно же, амбиции его идут намного дальше, нежели пост спикера ВР. Кроме того, спикер ВР никакой не начальник. Он обычный депутат из 450 своих коллег, которого избрали организовывать работу ВР. В данном случае глава ВР претендует быть больше, чем народным депутатом и главой ВР. Он претендует уже на какое-то политическое лидерство в стране. Это уже компетенция президента и премьера, а не спикера.

Ранее политический эксперт Вадим Карасев заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что начала процесса распада парламентской коалиции можно ожидать в 2016 году.

Среди руководства страны существует политический консенсус о том, что досрочные выборы в ВР состоятся не ранее июня 2016 года, однако из-за своей неэффективности нынешняя Рада может быть распущена и ранее, заявил в эфире радиостанции Голос Столицы политолог Николай Спиридонов.

Самое читаемое
    Темы дня