Владимир Матвеев
"У нас нет необходимости принимать ни закон об амнистии, ни закон о специальном статусе Донбасса. У нас существует вся правовая база для того, чтобы урегулировать эти проблемы. Эта правовая база полностью отвечает минским соглашениям", — сказал заместитель главы администрации президента Украины Константин Елисеев.
"У нас есть и остается действующим закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Там есть статья 3, которая четко предусматривает механизм амнистии. Амнистия не будет происходить автоматически, амнистия будет происходить согласно украинскому законодательству. У нас есть закон 1996 года", — добавил он.
Наряду с этим, лидеры стран "нормандской четверки" на встрече в Париже договорились о последовательности выполнения пунктов минских соглашений, в частности, о проведении амнистии перед выборами в республиках Донбасса.
Ранее президент Франции Франсуа Олланд заявил, что для выборов в Донбассе нужно принять отдельный закон и призвал обеспечить иммунитет кандидатам от ДНР и ЛНР.
"Мы обсудили очень сложные проблемы, это проблемы, которые не были точно описаны в минском соглашении, в частности, что за чем должно следовать — закон об амнистии, закон об особом статусе, внесение данного закона в конституцию", — заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель по окончании переговоров лидеров "нормандской четверки" в Париже.
О частичной амнистии нынешних сторонников "народных республик" ранее говорил и председатель Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский. "Мы должны готовить амнистию для людей, у которых руки не в крови. Мы должны вернуть их в правовое поле Украины. Нужно будет инициировать такие амнистии ежемесячно – будем делать это ежемесячно", сказал он в интервью ВВС.
Идея не нова. Накоплен опыт урегулирования подобных конфликтов в Европе. Подобным образом действовали многие государства, которые хотели улаживания конфликтной ситуации и решения вопроса с интеграцией того или иного региона в зону своих интересов на компромиссных условиях.
Подобные шаги совершали власти Израиля, чтобы уменьшить количество сторонников сепаратистских и террористических движений палестинских боевиков.
В свое время подобную амнистию объявляли власти Великобритании по отношению к сторонникам ИРА. Так, только после того, как в октябре 2006 в шотландском городе Сент-Эндрюс произошли переговоры лидеров всех североирландских партий, премьер-министров Великобритании и Ирландии по вопросу о возвращении Ольстера под управление местных органов власти (вместо прямого управления из Лондона), острая ситуация с ИРА была разрешена.
Ранее спикер Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко сказала, что принятый украинским парламентом закон об особом статусе Донецкой и Луганской областей поможет укрепить мирный процесс в соседнем государстве.
"Вспомните, когда появилась информация, что в Шотландии большинство граждан намерены проголосовать за отделение от Великобритании, как поступил премьер-министр Кэмерон? Он не отправил туда танки и самолеты, а тут же заявил, что британские власти готовы предоставить Шотландии дополнительные широкие полномочия, чтобы сохранить целостность государства", — сказала Матвиенко.
Рецепт мирного урегулирования между Лондоном и Эдинбургом заключается в том, что до референдума официальный Лондон пошел на целую серию уступок. В частности, предоставление автономии в принятии политических решений. В 1997 году официальный Лондон сказал "да" созданию парламента Шотландии; право парламента Шотландии создавать собственное правительство; новый пакет автономных полномочий. Спустя несколько дней после референдума кабинет Дэвида Кэмерона создал Комиссию по передаче полномочий для Шотландии.
Межпартийное соглашение предлагает передать парламенту Шотландии право самостоятельно принимать законы о выборах и определять избирательную систему.
В контексте украинского кризиса, интерес представляет опыт законодателей Косово. Так, внеся поправки в конституцию страны, парламент Косово сделал возможным создание специального трибунала по военным преступлениям косовских албанцев в войне за независимость региона.
Многие годы многие жители Косово полагали, что военные преступления совершали лишь другие — сербы и их соратники. О возможных военных преступлениях ОАК практически не упоминалось. Однако, специальный докладчик ПАСЕ Дик Марти в декабре 2010 года выступил с докладом, в котором выдвинул серьезные обвинения против руководства ОАК.
Дипломат заявил, что в ходе косовского конфликта в конце 1990-х годов были совершены военные преступления в отношении сербского национального меньшинства, цыган и так называемых "албанских коллаборационистов".
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини назвала решение о создании суда "непростым, однако необходимым, чтобы восторжествовала истина".
Более того, сегодня, в результате большого потока беженцев и стагнации экономики Евросоюза, грозящей перейти в рецессию, ряд регионов в Европе, прежде всего, Шотландия в Объединенном Королевстве Великобритании, Каталония в Испании и некоторые другие, считают отделение от центральных государств также одним из инструментов преодолеть тяжелую экономическую ситуацию.
Напомним, среди требований ополчения ДНР и ЛНР — закрепление постоянного характера особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей, принятие закона о местных выборах в отдельных районах, проведение амнистии участников событий на Донбассе, отмена АТО и снятие экономической блокады.
Желая уладить конфликт, ЛНР и ДНР согласились на перенос выборов на следующий год при условии полного соблюдения минских договоренностей Киевом. Решение принято после изучения итогов парижского саммита нормандской четверки, который прошел 2 октября.
Читайте также: Москва, Вашингтон, Берлин и Париж одобрили перенос даты выборов на Донбассе
Справка: Амнистия (греч. αμνηστια — забвение, прощение) — мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания, замене наказания на более мягкое или в прекращении уголовного преследования.
Применение амнистий обычно обосновывается соображениями гуманизма, однако амнистии имеют и чисто практические задачи: они могут служить уменьшению населения учреждений, исполняющих наказания, либо способствовать достижению конкретных политических целей (например, прекращения вооружённого конфликта.
Согласно действующему украинскому законодательству, амнистия не применяется для осужденных к пожизненному заключению; для имеющих две и больше судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления; для осужденных за преступления против нацбезопасности Украины, терроризм, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах; для осужденных за убийство двух и больше лиц; для ранее амнистированных и снова попавших в тюрьму.