наверх
07.05.202412:15
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Как потратить военный бюджет? Импровизации Кабмина

(обновлено: )1820111
Шел второй год АТО. Кабинет министров Украины в начале сентября 2015 года совершенно неожиданно вспомнил, что у Украины есть ПВО.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Трудно было понять, почему Кабмин вспомнил о существовании ПВО только сейчас: то ли появилась секретная информация о готовящемся акте воздушного терроризма, то ли опасность воздушного нападения со стороны РФ, которая с 20 февраля 2014-го осуществляет агрессию, но российские самолеты по-прежнему так и не бомбят Киев и Львов.  Тем не менее, 8 сентября появилось распоряжение № 921 "О генеральном конструкторе по созданию и модернизации зенитных ракетных систем и комплексов противовоздушной обороны".  Оно включало три пункта.

Во-первых, утвержден "перечень видов продукции, подлежащей разработке и внедрению в производство и эксплуатацию, а также модернизации под руководством генерального конструктора по созданию и модернизации зенитных ракетных систем и комплексов противовоздушной обороны", включающий практически все типы вооружения ПВО, оставшиеся на территории Украины после 1991 года. В него вошли: зенитные ракетные комплексы с дальностью действия до 50 километров и их составные части, зенитный ракетный комплекс "Стрела" (модернизация), зенитный пушечно-ракетный комплекс "Тунгуска" (модернизация), зенитный ракетный комплекс "Оса" (модернизация), зенитный ракетный комплекс "Бук М1" (модернизация, доработка), зенитный ракетный комплекс "С-125" (модернизация), зенитная ракетная система (комплекс) "С-300П" (модернизация, доработка) и зенитные ракетные системы и комплексы средней дальности и зенитные управляемые ракеты к ним.

Во-вторых, полномочия генерального конструктора по созданию и модернизации зенитных ракетных систем и комплексов противовоздушной обороны были предоставлены генеральному конструктору — генеральному директору государственного предприятия "Государственное Киевское конструкторское бюро "Луч" Олегу Петровичу Коростелеву.

Читайте также: Десантники не нужны. Оборона Украины невозможна без изменений в армии – эксперт

В-третьих, было признано утратившим силу распоряжение Кабинета Министров Украины от 13 декабря 2001 г. № 580 "О генеральном конструкторе по созданию и модернизации зенитно-ракетных комплексов и систем малой дальности и ближнего действия", которым на эту, фактически общественную, но чрезвычайно ответственную должность, назначался Николай Захрабов, директор Государственного предприятия "Завод "Генератор".

Появление такой должности 15 лет назад и назначение на нее директора столичного предприятия объяснялись тогдашними украинскими кураторами ОПК необходимостью создания полного цикла производства и модернизации и ремонту зенитных ракетных комплексов "Бук М1" и "Оса-АКМ", комплектующие к которым выпускал "Генератор", создавший также кооперацию из киевских заводов "Арсенал", "Артем", "Радар" и др., выпускавших в общей сложности до 60% комплектующих указанных ЗРК. Выбор, казалось, был неслучаен. Завод около 50 лет занимался производством электровакуумных и полупроводниковых приборов СВЧ диапазона, предназначенных для работы в радиолокационных станциях, бортовой аппаратуре самолетов и кораблей, зенитных ракетных комплексах, технике связи и измерительной СВЧ технике. Поэтому после прекращения их выпуска в связи с отсутствием госзаказа, наладил ремонт и модернизацию ЗРК малой и средней дальности, включая и свои изделия. Предполагалось, что головной исполнитель в лице "Генератора" под руководством свежеиспеченного генерального конструктора доберет недостающие 40% в других регионах Украины и обеспечит выполнение работ как в интересах министерства обороны Украины, так и для инозаказчика. ЗРК С-125 на тот момент были признаны бесперспективными и сняты с вооружения, ремонтом и модернизацией С-300 занималась другая кооперация под эгидой спецэкспортера "Укроборонсервис", который также выполнял работы по "Стрелам" и "Тунгускам" с помощью ремонтных предприятий того же Минобороны.

Как видим, все было сделано вполне продуманно и логично, хотя уже тогда возникли некоторые сомнения в правильности персональных назначений. Институт генеральных конструкторов в Украине был создан для того, чтобы возглавить организацию работ по созданию стратегически важных систем вооружения, поэтому директор производственного предприятия не очень соответствовал предъявляемым требованиям. Ситуация ухудшилась после того, как в феврале 2009 г. Захрабов был уволен с завода, на котором началась процедура банкротства, а Контрольно-ревизионное управление обнаружило нарушения на 13 млн. грн. Разумеется, о каком-либо творческом процессе разработки и модернизации, не говоря о производстве, речь уже не шла. Правда, о том, кто и как почти 6 лет (!) официально закрывал вопросы, доверенные генеральному, неизвестно. Во всяком случае, о том, чтобы немедленно заменить его новым  генеральным конструктором систем ПВО руководство государства как-то не подумало. Поэтому, с одной стороны, можно только приветствовать хоть и запоздалый, но вроде бы правильный шаг правительства. Тем более, что назначенный Олег Коростелев действительно является одним из немногих профессиональных руководителей предприятий ОПК Украины, многие годы возглавляющий киевский "Луч" — головное КБ по целому ряду направлений, среди которых авиационное вооружение, средства противовоздушной обороны армейских систем ПВО, вооружение ВМС, системы и агрегаты для противотанковых систем и некоторые другие. В августе т.г. он получил из рук президента Порошенко награду за успешную разработку и запуск в серийное производство ПТУР "Стугна" и "Корсар", призванных заменить в войсках вожделенные, но так и не полученные американские "Javelin".

Турчинов и гендиректор ГП "Государственное Киевское конструкторское бюро "Луч"

Крайний слева — Генеральный конструктор — Генеральный директор Государственного предприятия "Государственное Киевское конструкторское бюро "Луч" демонстрирует продукцию своего КБ секретарю СНБО Александру Турчинову.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что на сегодняшний день указанное КБ и без того перегружено работами. Кроме успешной разработки и производства, в основном, на экспорт, целого семейства ПТУР, ведутся ОКР по корабельному береговому ракетному комплексу "Нептун", продолжается модификация ракеты Т-382 для ЗРК "Стилет" производства Беларуси и по-прежнему незавершенными остаются ОКР "Грань", "Копер" и "Модернизация", которые КБ ведет с начала 90-х гг. прошлого века в интересах Воздушных Сил Украины. Кроме того, с советских времен "Луч" специализировался на авиационных управляемых средствах поражения и контрольно-проверочной аппаратуре к ним, а по задачам ПВО выступил лишь  недавно, да и то в качестве соисполнителя у белорусских  головников, в части зенитной ракеты. Сумеет ли он "потянуть" роль сопровождения шести перечисленных в распоряжении комплексов и разработку неизвестного числа новых – большой вопрос. Причем, вопрос и финансов, и времени, и компетентности, так как все они создавались в 60-70-е гг. в КБ Советского Союза, а теперь находятся на территории России, именно "агрессия" которой и вызвала, по официальной версии, необходимость проведения данных работ. Будет ли она дожидаться их окончания, или помогать с документацией, результатами испытаний и поставками комплектующих – вопрос, оставшийся за рамками распоряжения правительства. Насколько целесообразно на втором году АТО запускать добрый десяток новых ОКР, требующих существенного финансирования, но не гарантирующих скорого результата? Тем более, что авианалетов противника по-прежнему не ожидается, а если уж они начнутся со стороны российских Воздушно-космических сил, то АТО завершится столь же быстро, как сопротивление иракской армии в ходе вторжения коалиционных сил в Ирак в 2003 г..

Вариант ответа на этот вопрос можно найти в официальных данных по уже проведенным в 2015 г. тендерам и предполагаемым закупкам услуг по ремонту зенитно-ракетных комплексов Воздушных Сил Вооруженных сил Украины. Они включают: средний ремонт ЗРК С-300ПС – 835769,96 грн., средний ремонт ЗРК С-300ПС – 21983749,8 грн., ремонт по техническому состоянию и перевод на эксплуатацию по техническому состоянию 3PK "Бук M1" — 12000000 грн., ремонт по техническому состоянию и перевод на эксплуатацию по техническому состоянию 3PK "Бук M1" — 4080953,49 грн., текущий ремонт типовых элементов замены ЗРК "Бук М1" — 1476000 грн., средний ремонт ЗРК С-300ПС — 16031666,8 грн., средний ремонт низковысотного обнаружителя 5Н66М — 1000000,00 грн., средний ремонт ЗРК С-300ПС — 30000000,00 грн., средний ремонт низковысотного обнаружителя 5Н66М — 9000000,00 грн., средний ремонт 5Н83С — 9000000,00 грн., текущий ремонт типовых элементов замены ЗРК С-300 – 2700000 грн., средний ремонт ЗРК С-300ПС — 1000000,00 грн.

Таким образом, всего предполагается профинансировать работ на общую сумму около 120 млн. грн., а ведь год еще далек от завершения! Очень похоже, что именно этим фактом и объясняется внезапное внимание правительства к давно забытым и не очень-то нужным для АТО вопросам ПВО. Как только в сегмент наметилось поступление определенной суммы денег, сразу возникла необходимость, чтобы за их плавным течением присмотрел кто-то "свой", а другие тоже "не чужие" организовали с ними работу, ибо, как оказалось, потратить весь военный бюджет только на перманентный ремонт танков и закупку новой формы в полном объеме не удается

Самое читаемое
    Темы дня