наверх
02.05.202422:26
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Изменения в Бюджет-2015: большая денежная мечта

Экономика кризисного времени: 2015-2016 (619)

382590
Почти месяц украинцев благополучно кормили сказками о повышении базовых социальных стандартов, а именно: прожиточного минимума, минимальной зарплаты и минимальной пенсии.
Экономика. Архивное фото

Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности

И вот 9 сентября 2015 года правительство подало в парламент законопроект №3060 "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2015 год". Проголосовать за этот документ народные депутаты смогут не ранее 17 сентября, потому рост зарплат и пенсий с 1 сентября, как того обещали чиновники явно не произойдет. Впрочем, у нас могут нормы закона и задним числом ввести в действие.

При детальном рассмотрении оказалось, что предлагаемые изменения коснутся не только социальных стандартов. Да и не столько их.

Доходы и расходы бюджета планируется повысить на 14,3 млрд грн. При этом, в Кабмине отмечают, что по итогам января-августа текущего года наблюдается перевыполнение доходной части общего фонда государственного бюджета на 24,6 млрд грн. В основном за счет средств от продажи 3G-лицензий на 8,8 млрд грн и авансовых платежей налогов. Кроме того планируется увеличить сборы налога на доходы физических лиц на 0,3 млрд грн за счет повышения минимальной заработной платы с 1 сентября 2015 на 13,1%, что увеличит фонд оплаты труда работников. Согласно проекту изменений в бюджет-2015 с 1 сентября на 160 грн (с 1 218 до 1378 грн) предлагается повысить минимальную зарплату, а на 154 грн прожиточный минимум (с +1176 до 1330 грн). Как следствие, увеличится размер минимальной пенсии (125 грн), стипендий, социальных выплат, пособий и т. Да, рост зарплат и пенсий приведет к тому, что повысится сумма дохода, дающего право на получение налогового кредита, которая и является основным критерием для оформления субсидий. Так что часть денег, которые пойдут на рост социальных стандартов правительство заберет в виде экономии на отказе от предоставления права на субсидии.

Также чиновники хотят еще больше ограбить бизнес, предлагая взыскать дополнительно 1,6 млрд грн в виде налога на прибыль. Кабмин хочет и в кошелек к каждому украинцу залезть. Для этого планируется рост доходов от НДС на 9,2 млрд грн. Но и это еще не все.

С ввозной пошлины предлагается собрать дополнительно 3,8 млрд грн за счет дальнейшего увеличения эффективной ставки налогообложения ввозной пошлиной импортных товаров. Напомню, что в течение I полугодия текущего года ее размер вырос с 1,61% в январе до 1,78% июне. Импортеров и экспортеров предлагается ограбить еще на 0,8 млрд грн, взыскав с них пеню за нарушение сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности. Кстати, прогнозируемый объем НДС с произведенных в Украине товаров снижен на 1,5 млрд грн, что говорит об углублении рецессии в стране.

С расходами все не менее интересно. Основными статьями, по которым пройдут изменения, будут следующие:

— на погашение задолженности разницы в тарифах 2,9 млрд грн;

— на покрытие дефицита средств Пенсионного фонда 2,7 млрд грн;

— на образовательную субвенцию 1,6 млрд грн

— на медицинскую субвенцию 1,4 млрд грн

— на оборону и безопасность, в том числе и АТО 0,95 млрд грн

— на помощь малообеспеченным, семьям с детьми и детям-инвалидам 0,6 млрд грн

— на создание и содержание подразделений патрульной службы в регионах (новой "полиции") 0,39 млрд грн

— на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций 0,3 млрд грн.

И так далее, по нисходящей, включая 144 млн грн на "обустройство украино-российской границы" и 100 млн грн на создание и распространение фильмов патриотической тематики. То есть на еще несколько "стен" на границе, которые можно эффективно использовать для противостояния стадам хомячков и видеомусора, мало кому интересного, но весьма затратного для налогоплательщиков.

Если рост расходов на финансирование бюджетной медицины с образованием вопросов в общем-то не вызывает, то дополнительные почти 3 млрд грн на "покрытие разницы в тарифах" — настораживают.

Небольшие подсчеты показывают, что поскольку цена газа для ЕС зимой была заявлена "Газпромом" в 195,5 долларов США за 1000 куб. м. то даже с учетом 200%-ной девальвации гривны за тот же период стоимость тепла и газа для украинских потребителей не должна быть не больше, чем на 16% относительно уровня 2013 года. Почему? Да потому что в долларах это в 2,5 раза ниже, чем было четвертом квартале 2013 года для Украины. Но при этом цены на газ выросли в 7 раз, а тарифы на тепло в 3-4 раза. И никто их снижать не собирается. То есть тарифы и так дают владельцам предприятия ТЭК 300% прибыли. Так откуда же взялась "разница в тарифах"?

С ростом расходов на армию и полицию все еще интереснее. Когда эту самую "полицию" презентовали, то чиновники обещали, что никаких дополнительных расходов на нее не будет, а все покроют "добрые дяди Сэмы из США". Но в реальности оказалось все не так. И теперь обеспечение "полицейских" стало одной из расходных статей государственного бюджета. С армией также все грустно и печально. Согласно данным Минобороны, за последний год численность украинской армии выросла на 144 тыс. человек. Как сообщил министр обороны Степан Полторак численность армии увеличилась со 146 до 280 тыс человек. Вырасти то она выросла, но бюджетное финансирование ее оставалось неизменным с начала года. То есть дополнительные 134 тыс. бойцов надо одеть, обуть, накормить, вооружить и расселить. И на все это выделяется… 948 млн грн, то есть по 7 074 грн на нос на 4 месяца (сентябрь-декабрь). Сложно представить, что этих денег хватит на все вышеперечисленное. Не исключено, что именно нехватка денег и стала основной причиной приостановки мобилизации в Украине.

Подобные изменения в бюджет текущего года надо было вносить в марте-апреле. На тот момент они были бы актуальными. Сейчас же мы наблюдаем исключительно предвыборный PR власти и попытки залатать бюджетные дыры за счет полученных кредитов. Нет ни малейшего основания полагать, что доходы госбюджета будут увеличиваться в силу роста экономики. Увеличение социальных стандартов даст небольшой прирост по платежам в местные и центральный бюджет за счет увеличения сбора налога на доходы физических лиц и на этом все и закончится. Денег не будет хватать ни на социалку, ни на армию, ни на что другое.

Читайте также: Гонтарева закончила реформу НБУ досрочно. Мнение эксперта

Напомню, что если доходы бюджета это величина прогнозная, то расходы — плановая. То есть ее правительству надо выполнить в любом случае. И здесь есть всего один единственный вариант — эмиссия гривны. (Скрытая или нет, это уже второстепенно). По факту мы будем иметь все больше ничем не обеспеченных денег в обороте. И каждый сможет это заметить по совершенно простому и понятному показателю — росту цен на товары и услуги.

 

Самое читаемое
    Темы дня