Янина Соколовская, политэксперт
Согласно документу, украинские силовые структуры, концерн "Укроборонпром" и даже служба занятости получают особые возможности. В случае введения режима военного времени они не только обеспечивают "работу государственно важных объектов и жизнедеятельность населения". Они вводят трудовую повинность, могут использовать "мощности и ресурсы предприятий", принудительно изымать частное и коммунальное имущество, вводить комендантский час и особый режим передвижения украинских и иностранных граждан, запрещать гражданам проживать на отдельных территориях.
Митинги и собрания, деятельность политических партий и гражданских объединений будет запрещена. А чиновники, заподозренные в недобросовестном исполнении обязанностей, уволены.
Президент своим указом и по согласованию с Верховной Радой может объявлять режим военного положения на всей территории Украины или в отдельных ее районах. Поводом для этого может стать чрезвычайная ситуация, вызванная военным вторжением или его угрозой.
С помощью Военного кабинета, который, кстати, заседает сегодня, 4 августа, президент может легитимизировать заявления о том, что на Донбассе происходит не АТО, а война, угрожающая территориальной целостности. Именно такую формулировку предлагает закон.
Как только он будет задействован, имущественные и гражданские права людей, проживающих на этой территории, будут законно ущемлены.
Вся власть от советов перейдет к военному командованию – верховному главнокомандующему (президенту), Генеральному штабу и Совету нацбезопасности. СНБО становится ключевым элементом власти, так как руководство страной производится из ставки верховного главнокомандующего, а ее формирует Совбез.
Для введения военного положения нужно сделать все три шага:
— Совбез готовит предложение по введению положения,
— президент пописывает соответствующий указ,
— парламент его утверждает 226-ю голосами.
Затем официальные издания оглашают введение военного положения. А украинское руководство заявляет о своем шаге в ООН, сообщив, на какой срок вводится военное положение и на какой территории.
Отмена военного положения происходит не автоматически. Для этого нужен указ президента, инициировать который может Совбез или парламент.
На время военного положения ставка верховного главнокомандующего отбирает у избранных народом граждан управленческие права, а у самих граждан – имущественные и политические возможности, а также свободу передвижения.
После отмены военного положения граждане могут потребовать компенсацию за экспроприированное имущество, но на практике этот вопрос трудно будет решить: как изъятие допустимо и без документального оформления. Надеяться скорее можно на возвращение имущества, к примеру, техники, если она уцелеет.
Политически важно, что во время военного положения запрещается изменять Конституцию, проводить выборы и акции гражданского неповиновения, а также мирные митинги и шествия. С этим связаны высказывания украинских политиков о том, что власти могут ввести военное положение, чтобы избежать провала на октябрьских местных выборах и чтобы не вносить поправки в Конституцию, не проводить децентрализацию.
Читайте также: Донбасс и экономическая катастрофа Украины
Военное положение – это не режим АТО, говорят гурманы от политики, и они правы. Во время АТО ограничения прав и свобод могут быть только адресные и временные, в виде превентивного задержания подозреваемых в терроризме. При военном положении ограничиваются права всех граждан, проживающих на данной территории.
Во время АТО часть предприятий может быть закрыта. При военном положении заводы работают на нужды армии, а граждане привлекаются к работам "для фронта, для победы".
Во время АТО страна может утверждать, что борется с террористами и сепаратистами. Во время военного положения власти должны объяснить, против какого государства сражается страна.
Есть короткий перечень прав и свобод, которые не ограничат военные власти. Это равенство перед законом и право на жилище. То есть военные администрации могут подселить к вам в дом бойцов, но не имеют права вас из него выгнать и не должны никого карать без суда и следствия.
При этом военное положение не является препятствием для выдачи социальных пособий и зарплат бюджетникам. Оно не становится препоной для траншей МВФ, о чем сообщило его представительство в Украине.
Читайте также: Соцопрос: рост цен интересует людей больше, чем Донбасс
Международные эксперты оглашают две основные причины нежелания украинских властей вводить военное положение. Первая – политическая. Это надежда выйти на "худой мир" с Россией. Вторая - юридическая. При военном положении следующий шаг — официальное объявление войны. И страной-агрессором считается страна, которая первой ее объявила.
Для Украины эта миссия – нежелательна и невыполнима. Она скорее согласится быть в "интересном и горестном положении" АТО, чем в положении военном. Она пойдет на замораживание конфликта, а не на его разжигание. Украина против "недоброй ссоры". Ее путь – холодный мир.