Андрей Ваджра, аналитик, публицист, главный редактор информационно-аналитического сайта "Альтернатива"
Как сообщило в середине марта немецкое издание "Bild", по мнению президента Украины Петра Порошенко, посетившего тогда Германию с двухдневным рабочим визитом, минские договоренности на Донбассе не работают.
"Правда заключается в том, что соглашение не работает. Для нас это надежда, не реальность", — отметил он.
Правда уже на следующий день, после того как Петру Алексеевичу его европейские коллеги "навели резкость", на совместной пресс-конференции с Ангелой Меркель он уже не вспоминал о том, что "соглашение не работает", заявив, что считает минские договорённости единственным способом разрешения конфликта на Донбассе.
При этом, подчеркнув, что "наша чёткая и общая позиция: альтернативы Минску не существует. Минск должен работать".
Однако, несмотря на убеждённость украинского президента в безальтернативности минских соглашений (о чем речь пойдет ниже), отсутствие какого-либо прогресса в их реализации было замечено не только в Киеве.
Аналогичным образом, но через три месяца, сложившуюся на Донбассе ситуацию увидел и председатель Народного Совета ДНР Андрей Пургин, заявивший 24 июня о том, что "на сегодняшний день Минские соглашения не работают, идет вялый процесс переговоров".
Но при этом он выразил надежду, что положительные результаты переговоров всё-таки будут достигнуты в июле текущего года.
Однако июль не оправдал ожиданий Пургина. О том, что минские договорённости не работают, 7 июля заявил уже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Правда, вместо слова "не работают" он использовал словосочетание "абсолютная пробуксовка".
"Главная опасность заключается в том, что по-прежнему абсолютная пробуксовка в реализации минских договоренностей", — сказал он.
При этом Песков отметил, что для того чтобы говорить о стабилизации ситуации в Донбассе, необходимо абстрагироваться от ежедневных сообщений об обстреле населенных пунктов.
То есть, на бумаге соглашения достигнуты, а вот в реальности их до сих пор трудно рассмотреть. Поэтому от реальности приходится абстрагироваться.
Чтобы убедиться в "абсолютной пробуксовке" выполнения минских договоренностей, стоит лишь сравнить прописанные в них пункты действий с реальной действительностью — ни один из них не выполнен. В лучшем случае, некоторые выполнены лишь частично.
Прекращение огня не соблюдается. Отвод тяжёлых вооружений вроде бы как произошел, но при этом обстрелы из него каким-то необъяснимым образом продолжаются.
Миссия ОБСЕ продемонстрировала свою неспособность контролировать ситуацию в зоне противостояния.
Диалог между Украиной и ДНР-ЛНР о модальностях проведения местных выборов на Донбассе в соответствии с украинским законодательством не состоялся.
Помилование и амнистию ополченцев Киева также не объявил.
Освобождения и обмена заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех" так же не произошло.
Обеспечение доступа гуманитарной помощи со стороны Украины не наблюдается по причине начатой ею блокады Донбасса.
С полным восстановлением социально-экономических связей тоже не сложилось.
О восстановлении полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта даже говорить смешно. Точно так же, как и о выводе всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ и разоружении всех незаконных групп.
В мечтах авторов минских соглашений осталась и конституционная реформа на Украине, предполагающая децентрализацию власти.
Единственный позитив, который пытаются приписать минским соглашениям, это воздержание противоборствующих сторон от проведения активных, широкомасштабных наступательных операций.
Но это не следствие договорённостей, а результат военной истощенности — как Киева, так и ДНР-ЛНР.
В общем и целом, ни один из пунктов Минских соглашений выполнен не был. Мирные договорённости остались лишь на бумаге. И это сейчас вынуждены признать не только подписавшие их, но и их написавшие. Это уже очевидный для всех факт.
Наверное, неработающие минские соглашения мало бы кого-то волновали, если бы на Донбассе не продолжали гибнуть люди, а Россия не продолжала находиться под мощным западным политическим, финансовым и экономическим давлением.
Если бы не эти два фактора, Москве можно было бы и дальше делать вид, что минские договоренности прекрасны и им нет альтернативы, спокойно ожидая, когда, "труп врага проплывет мимо по реке жизни".
Однако умирание врага может стать очень долгим, когда даже его фактический труп будет считаться живым. А это означает, что тактика ожидания, без каких либо целенаправленных действий, может стать ошибочной.
Неслучайно на днях Сергей Лавров заявил о том, что в Москве "удивлены" позицией США и стран Евросоюза, которые ставят действие односторонних санкций против России в зависимость от выполнения властями РФ минских договоренностей от 12 февраля.
"Каких-либо требований в адрес Киева не прозвучало, хотя подавляющее большинство пунктов договоренностей предполагает инициативные шаги именно Киева, — сказал глава российского внешнеполитического ведомства.- Получается парадокс: чем активнее Киев будет торпедировать минские договоренности, тем более виноватой оказывается Россия".
Судя по всему, в связи с этим 9 июля в Швейцарии запланированы переговоры заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина и помощника госсекретаря США Виктории Нуланд, посвященные как раз неработающим Минским договорённостям.
Сергей Лавров сообщил, что "эти договоренности будут главным критерием на этих консультациях, как и в работе "нормандской четверки". Параграф за параграфом мы будем смотреть, что делается, а что не делается и на какую из сторон необходимо оказать дополнительное воздействие".
Однако крайне сомнительно то, что если даже Карасину удастся доказать Нуланд непричастность России к срыву выполнения минских соглашений, помощник госсекретаря США радостно обнимет заместителя министра иностранных дел РФ и сольется с ним в долгом поцелуе.
В минских соглашениях нет каких-то российских обязательств. В этом смысле их авторы составили документ идеально. Но творцами минских договоренностей — при всей тактической правильности их текста, — не были учтены его стратегические перспективы.
Для Вашингтона минские соглашения это не фактор разрешения конфликта на Украине, а фактор давления на Россию. И пока будет происходить вялотекущее невыполнение этих соглашений, в руках американцев будет оставаться рычаг давления на Россию.
Поэтому они в принципе невыполними, и это было понятно изначально.
Почему минские соглашения не будут работать, я объяснил еще в начале сентября 2014 года, когда процесс минских переговоров только начался.
"Прекращение войны на Донбассе, — писал я тогда, — может произойти лишь в формате российско-американских договоренностей, в рамках которых Москва и Вашингтон смогут найти компромисс, а Украина и "Новороссия" эти договоренности оформят за столом официальных переговоров. Но, судя по всему, на данный момент ещё не сложились объективные факторы, позволяющие России и США найти алгоритм решения украинской проблемы, удовлетворяющий как россиян, так и американцев. И если этот алгоритм не будет найден, военный конфликт в Украине закончится лишь тогда, когда одна из противоборствующих сторон потерпит военное поражение".
Именно поэтому мне сложно не согласиться с Петром Порошенко и авторами минских соглашений относительно того, что у этих соглашений нет альтернативы.
У них действительно нет альтернативы.
В том смысле, что новые неработающие мирные договорённости не могут быть альтернативой неработающим старым договоренностям. Любой мирный договор, который Россия и Европа принудят подписать Украину, реализован не будет.
Можно заключить ещё десяток мирных соглашений, но их результат будет аналогичен Минску-1 и Минску-2. Поэтому Минск-3 точно никому не нужен. Как говорится, два минских соглашения были, а третьему не бывать.
Усиливающееся противостояние между Россией и США, которые активно вовлекают в него своих европейских сателлитов, свидетельствует о том, что до тех пор, пока на Украине существует нынешний политический режим, мирное урегулирование конфликта на Донбассе невозможно.
Американцы не заинтересованы в тушении украинского пожара. Им нужен мощный рычаг давления на Россию. И сейчас такой рычаг — кризис на Украине. Поэтому в их интересах — бесконечно долгое горение украинского пожара.
Ключ от мирного урегулирования конфликта на Украине находится не в Киеве, не на Донбассе, не в Брюсселе или в Москве. Он в Вашингтоне. Но этот ключ ни одна из заинтересованных в мирном урегулировании конфликта сторон не получит.
Однако при определённых условиях этот "ключ" может превратиться в никому не нужную безделушку. Это произойдёт, если Вашингтон потеряет контроль над Киевом. Однако такого эффекта мирными переговорами добиться невозможно. Это предполагает использование совершенно иных методов. Вот только готова ли к этому Москва?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.