наверх
26.04.202423:16
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Изменения в Конституцию Украины: феодализация вместо децентрализации

Судебная и конституционная реформы в Украине (543)

(обновлено: )2697112
Верховная Рада в ближайшее время будет рассматривать изменения в Конституцию Украины, которые, теоретически, должны были дать больше прав и возможностей регионам страны.

Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности

В реальности предлагаемые поправки в Основной Закон вносят больше хаоса в существующую систему, закладывают законодательные основы для деструктивного противостояния президента и премьера и помогают формированию квазифеодального устройства украинского государства.

Что же предлагается поменять? 

Для начала, парламент лишат возможности влиять на административно-территориальное устройство страны. Теперь это будет делать… Кабмин (ст 116)! В частности, согласно изменениям в ст. 85 Верховная Рада лишается права на образование и ликвидацию районов, установление и изменение границ районов и городов, отнесение населенных пунктов к категории городов, наименование и переименование населенных пунктов и районов и назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления. Кстати, внеочередных местных выборов, скорее всего, вообще не будет, так как согласно изменений в ст. 141 внеочередные выборы сельских, поселковых, городских, районных, областных советов сельских, поселковых, городских голов назначаются по закону в месячный срок с момента наступления соответствующих правовых оснований. А вот как раз закона-то и нет, как и правовых оснований, поскольку в новому закону о выборах это не прописано, а ВРУ потеряет право назначать досрочные выборы.

Читайте также: Читайте также: Децентрализация — основной двигатель изменений в Конституцию

Само же административно-территориальное устройство претерпит существенные изменения. Согласно правкам в ст. 133, вместо АР Крым, областей, районов, городов, районов в городах, поселков и сел предлагается трехуровневая схема деления на: регионы, районы, общины. При этом эта схема не вертикально-иерархическая, а дисперсно-горизонтальная. Так как община может быть образована в порядке, определенном законом, как административно-территориальная единица, включающая в себя один или несколько населенных пунктов (село, поселок, город), а также прилегающие к ним территории.

Управлять таким монстром предлагается тоже "по новому". Достигается эта цель за счет создание непонятных органов власти, которые не соответствуют новому административно-территориальному устройству (ст. 140). В частности, предлагается организовать:

— органы местного самоуправления, которые представляют общие интересы общин района (!) в виде районного совета и его исполнительных органов, которые… не будут иметь никаких полномочий! Так как органами исполнительной власти на местах станут государственные представительства и их главы. Кроме того, интересы отдельных районов никто не будет представлять, так как совет будет представлять интересы общин. А в общине может быть несколько районов. Следовательно, вся надежда только на депутатов. Но… вот незадача, депутатов от районов тоже не будет, так как мажоритарку на местных выборах предлагается отменить соответствующим законом;

— органами местного самоуправления, которые представляют общие интересы общин области, должен стать областной совет и его исполнительные органы. Но… самых же областей не будет, они заменены на регионы, так что кого именно эти советы будут представлять – непонятно.

Органами местного самоуправления общины является соответственно председатель общины — сельский, поселковый, городской голова; совет общины — сельский, поселковый, городской совет; исполнительные органы совета (городов, как Админ. тер единиц, при этом — не будет, что такое "исполнительные органы совета" — не определено).

Читайте также: Украина отмечает 19-ю годовщину Конституции

Да, органам местного самоуправления могут (согласно изменениям в ст. 143) предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти. То есть, мэры, например, могут иметь, а могут не иметь полномочий исполнительной власти. Государство может их финансировать, а может и не финансировать – все решать неизвестно кто, потому ответственного за порядок финансирования в Конституцию не заложено. 

Но и это еще не все. Государственные администрации заменяются на… государственные представительства. Согласно изменениям в ст. 118 исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и в Севастополе осуществляют председатели государственных представительств. При этом главы государственных представительств назначаются на должность и освобождаются от должности президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины.

Вот все бы хорошо, но перед общинами или местными советами эти главы представительств вообще не будут отвечать, ни за что. В порядке, определенном законом (непонятно, правда, каким) они становятся подотчетны президенту, а подконтрольны…  Кабинету министров.

Таким образом, общины фактически устраняются от влияния на исполнительную власть на местах. Вместо этого регионы получают местных князьков, связанных оммажем сразу с двумя сюзеренами и не зависящих от местных жителей. К тому же, такое порядок назначения и ответственности устанавливает фактическое двоевластие на главу госпредставительства по параллельным веткам – президентской так премьерской. При этом премьер получит больше полномочий, поскольку согласно ст. 119 решения глав государственных представительств, противоречащие Конституции и законам Украины, могут быть в соответствии с законом отменены Кабинетом Министров Украины. На этом фоне, механизм контрассигнаций, действовавший во времена Ющенко-Тимошенко, покажется детской игрой в записочки. Ведь премьер, посредством решения КМУ, получат возможность блокировать любое решение местной исполнительной власти.

Читайте также: Порошенко с "московскими "парашютистами" не разговаривает

В свою очередь, главам госпредставительств, частично делегируются полномочия судов общей юрисдикции, специализированных судов и Конституционного Суда Украины и предоставляется право на обращение в КСУ. Так, согласно изменениям в ст. 144, решения органов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции и законам Украины в порядке и сроки, определенные законом останавливаются председателями соответствующих государственных представительств с одновременным обращением в суд.

Интересно, а  где здесь децентрализация и в чем именно она заключается?

Смотрите видео: Порошенко: не будет никакой федерализации

Самое читаемое
    Темы дня