наверх
19.04.202403:39
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Ложь и правда об эвакуации заводов из ЛНР в Воронежскую область РФ

Кредит МВФ и кризис в Украине. (241)

(обновлено: )10022144
О вывозе луганских заводов в Россию заговорили еще прошлым летом. Недавно история получила продолжение: сообщается о подготовке к переезду еще двух крупных предприятий в Воронежскую область.

Александр Белокобыльский, РИА Новости Украина, Харьков

Эту тему охотно подхватывают и российские, и украинские СМИ – первые с энтузиазмом, вторые с яростью. Однако руководство заводов настаивает: покидать Луганск не планируют.

Заводы увозят в Россию?

Нерадостной сенсацией для луганчан стало известие о подготовке к эвакуации в РФ Луганского завода трубопроводной арматуры "Маршал" и компании "Поли-Пак" – одного из лидеров в Украине по производству искусственных колбасных оболочек.

На "Поли-Паке" – около 500 сотрудников, на "Маршале" в довоенные времена работало до 700 человек. Закрытие заводов стало бы ощутимой потерей для Луганска. 

Новость принес авторитетный российский "КоммерсантЪ".

"Как рассказал „Ъ“ руководитель департамента экономразвития Воронежской области Анатолий Букреев, луганские компании "три-четыре месяца назад" обратились в облправительство с просьбой о предоставлении земельного участка для переноса производств в регион",пишет издание.

По сведениям Букреева, "Маршал" планирует начать выпуск продукции в первом квартале будущего года, а "Поли-Пак" – уже до конца нынешнего, 2015-го. Предприятиям выделены по 7-8 гектаров на территории индустриального парка "Масловский". Инфраструктура "практически готова", говорит гендиректор управляющей компании "Масловского" Владимир Чуфенев.

До этого было лишь два случая подтвержденного переезда луганских промпредприятий в Россию.

В августе наделал шуму переезд в Чувашию предприятия "Луганский машиностроитель-43". Тогда многие СМИ решили, что речь идет о крупном машиностроительном заводе им. Пархоменко, а на деле под Чебоксары перебрался небольшой цех, где в лучшие времена работало полсотни человек.

А осенью в приграничном Каменске-Шахтинском Ростовской области обосновался Луганский электромашиностроительный завод. Впрочем, и с этой новостью оказалось все не совсем так.

Эвакуировали, но недоэвакуировали

Вряд ли те, кто с радостью или ненавистью пишут о вывозе заводов, представляют себе масштаб и стоимость подобной операции.

"Переезд завода длился несколько месяцев и запомнился каждому как день свадьбы, до самых мелочей. Первые два месяца ушли на демонтаж оборудования и его разборку. Чтобы перевезти один станок весом до двадцати тонн каждый, требовалось три грузовика. А всего разных станков не менее двух десятков",описывает "Российская газета".

Тем не менее Луганский электромашиностроительный завод (ЛЭМЗ) на самом деле никуда не делся. Это предприятие, где трудится почти 500 человек, продолжает работать в Луганске. В Каменск-Шахтинский, на площадях пустовавшего не один год Каменского завода транспортного машиностроения собственник за несколько месяцев перевез лишь часть производства! И это не было бегство, строительные работы на новой площадке начали еще в августе 2013-го. Часть заказчиков российские (в том числе Российские железные дороги), сырье для этих заказов с Урала – зачем дважды пересекать таможенную границу?

На оставшихся участках ЛЭМЗ работа продолжается.

"Производство грохотов для горной и химической промышленности работает, причем в две смены. На электроаппаратном производстве загрузка меньшая: людей разбили пополам, часть работает одну неделю, другая – следующую. Такая же ситуация и на инструментальном участке", – рассказывает Сергей, станочник с ЛЭМЗ.

Деньги людям платят, как в довоенное время, два раза в месяц – аванс и зарплата.

На территорию РФ перебазировали новые высокоточные станки для транспортного машиностроения, причем этот процесс начался задолго до начала войны. Вместе с оборудованием из Луганска вывезли и тех квалифицированных работников, которые согласились менять место жительства. Зарплаты, рассказывают рабочие, 22-26 тысячи рублей.

С заводским начальством ЛЭМЗ нам пообщаться не удалось, зато мы сумели связаться с руководством двух предприятий, которые будто бы собрались переезжать под Воронеж.

"Никто никуда не идет на экскурсию"

Слухи о скором вывозе оборудования давно окружают оба завода – и "Маршал", и "Поли-Пак". Однако там подготовку к эвакуации категорически отрицают. В комментарии РИА "Новости Украина" заместитель директора "Маршала" Вячеслав Светлов заявил:

"О переезде завода речи не идет. Зачем? Мы запустились с 15 ноября, завод работает, у нас 5-дневная рабочая неделя. Хотите – на экскурсию приезжайте. Мы действительно планируем открыть производство в Воронежской области, но площадку мы искали давно – с 2012 года. Рассматривали варианты в Краснодарском Крае, Ростовской области, Воронежской. Ни одной единицы оборудования перевозить не планируем – тогда разорвалась бы технологическая цепочка".

Работники подтверждают, что выходят, правда, особой загрузки нет. Некоторые за прошлый месяц работали лишь около недели, и на руки получили по 1200-1500 гривен. Окрестные жители, которым раньше были очень слышны звуки производства, теперь говорят: "Тишина почти все время". Но о демонтаже станков и активном движении большегрузных машин свидетельств нет.

"Фантазиями журналистов" назвал возможность "переселения" завода и владелец компании "Поли-Пак" Игорь Чаплыгин. В то же время слухи, будто на "Поли-Паке" станки демонтированы и стоят запакованными, появились еще пару месяцев назад.

"Действительно, в 2015 году администрация города Воронежа выделила компании "Поли-Пак" земельный участок для строительства нового завода. Но речи о переезде и тем более о вывозе оборудования с Луганска не идет. Это фантазии журналистов! Оборудование для нового завода будет закупаться в Европе. Запуск планируется после завершения строительных работ. А луганский завод "Поли-Пак" сегодня продолжает работать и будет работать в Луганске", – рассказал бизнесмен.

Местные жители, которые привыкли видеть территорию вокруг админкорпуса предприятия ухоженной, обратили внимание: зимой возле заводоуправления "Поли-Пака" даже снег не убирали. Да и окна светились там редко.

Индустриальная кома

"Я не знаю ни одного настоящего завода (цеха "три станка и четыре станочницы" не в счет), которые бы приняли решение о переезде в Россию. Открытие новых производств на территории РФ – да: это уже сделал ЛЭМЗ, планирует "Маршал". Но уничтожать производство в Луганске и лишать луганчан работы не собирается никто", – говорит Андрей Недовес, председатель наблюдательного совета ЧАО "Автомотозапчасть".

Его завод, который специализируется на автоклапанах, действует, хоть и с большими проблемами. Из полутысячного коллектива работает больше половины, производство достигло 80 процентов довоенного.

"Но мы, к сожалению, не типичный пример. Те несколько крупных предприятий, которые работают в городе – такие, как "Глория-Джинс", "ЛугЦентроКуз", – загружены процентов на 5-10. Это минимум, который позволяет удерживать предприятие от необратимых процессов, – как поддерживают жизнь человека в коме", – сравнивает Андрей Недовес.

Среди других предприятий он выделяет Луганский мясокомбинат и "Луганскмлын", которые стали по-настоящему стратегическими для региона.

Одним из лозунгов, под которыми начиналась эпопея с отделением Донбасса от Украины – "Донбасс кормит страну". Здесь и вправду была сосредоточена значительная часть промышленного потенциала страны. С отключением от системы электронных платежей и вообще от банковской системы, с началом блокады непризнанной республики оказалось, что прокормить даже самих себя – проблема.

Читайте также: "Укрнафта": противостояние Украины и Коломойского продолжается

Кому же выгодна ложь о "бегстве" предприятий из непризнанной республики? Очевидно, это один из "флангов" информационной войны. Из "дезы", как ни парадоксально, выжимают максимум обе стороны конфликта. Проукраинские СМИ доказывают таким образом, что будущего в Луганске бизнес не видит. А российские СМИ "эвакуацией" иллюстрируют, как Украина блокадой душит Донбасс.

Самое читаемое
    Темы дня