наверх
18.04.202405:38
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Тарифная политика Украины из-за МВФ – из ступора плавный переход в пике

МВФ и пересмотр бюджета Украины 2015. (147)

(обновлено: )5184251
Выполнение рекомендаций МВФ относительно роста тарифов на газ в условиях падения промышленного производства и неконтролируемой девальвации нацвалюты приведет к дисбалансу в энергоотрасли Украины и росту неплатежей со стороны потребителей, считает Землянский.

Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ

Как и предполагалось, вброшенная в СМИ информация о 6-кратном росте тарифов на газ, оказалась зондом и подготовкой общественного мнения к, по сути, 4-кратному росту тарифов на газ. Для понимания, базовый тариф для потребителей до 2,5 тыс. кубометров в год составит от 4,5 тыс. грн (со счетчиком), до 4,94 тыс. грн за тыс. кубометров при отсутствии счетчика. Для успокоения общественности цифру увеличения тарифа перевели в проценты — 285%.

Читайте также: Землянский: меморандум МВФ ставит крест на украинской электроэнергетике

При этом, по мнению МВФ, рост тарифов на тепло составит всего 67%. Это явно противоречит логике и здравому смыслу, поскольку цена на газ для ТКЭ, скорее всего, так же будет рассчитываться в лучшем случае по минимальной цене для населения, или того хуже — по цене промышленности. В таком случае, тариф на тепло может подняться с сегодняшних среднеукраинских 10 грн за квадратный метр до 30 грн, поскольку большую часть в себестоимости производства тепла и горячей воды занимает именно газ. Дальше простая математика. За обогрев квартиры в 50 квадратных метров необходимо будет выложить 1,5 тыс. гривен без учета горячей воды и прочих коммунальных благ цивилизации. Да, субсидии предусмотрены, безусловно. Но о них чуть позже.

Вполне ожидаемо, что население, загнанное в угол такими "мудрыми" решениями правительства Яценюка под руководством МВФ, попытается минимизировать затраты путем перехода на электрооборудование, поскольку тарифы на электроэнергию не попали в поле зрения всевидящего ока МВФ. Но и здесь незадачливых украинцев может ждать серьезный подвох — электричества всем не хватит.

Последние события в электроэнергетической сфере свидетельствуют о том, что отрасль находится на грани финансового коллапса, сопоставимого с проблемами, которые энергетики хорошо помнят со времен лихих 90-х: падение уровня платежей и бартеризация расчетов.

К примеру, в январе задолженность потребителей перед поставщиками э/э составила порядка 2,5 млрд грн. Причем среди наибольших должников — промышленность, водоканалы и предприятия ЖКХ. Основная причина — это практически полное отсутствие контроля со стороны государства за расчетами в энергосекторе. В свою очередь это привело к росту неплатежей со стороны облэнерго до 50%.

Свою лепту в нарастание системного кризиса внесло и НКРЕКУ, обязавшая своими постановлениями облэнерго сдавать 100% полученных средств и запретившая расчеты с генерациями, чьи станции находятся на неподконтрольных Украине территориях. При этом забыв один момент, что алгоритм расчетов на оптовом рынке не предполагает расщепление генерации на отдельные электростанции. В итоге, генерации, у которых лишь часть станций находятся в зоне боевых действий, также остались без оборотных средств.

Ну, и финальный аккорд тарифной дисгармонии. Предположим, что часть "газовых абонентов", не рассчитывая на субсидии от государства и не желая переходить в категорию злостных неплательщиков (коих в ближайшее время будет предостаточно), решит перейти на элетрообогрев. И вот тут начнется самое интересное.

Большинство из нас на сегодня потребляет около 190 кВтч/мес. А то и меньше. Если перейти на электрообогрев, то потребление э/э возрастет до около 1100 кВтч/мес. Поскольку тарифы для населения у нас дотируются за счет промышленности, то при переходе из обычного в "обогретые" абоненты дополнительный объем дотаций на э/э составляет около 850 грн/мес (за счет роста потребления).

При переходе хотя бы 1% абонентов в режим электрообогрева будет необходимо порядка 200 млн грн/мес дополнительных дотаций (по текущим ценам для населения). Если предположить, что таковых вполне может быть не менее 30% (да еще с учетом прошлогодних призывов премьера Яценюка), то размер необходимых дотаций в электроэнергетику составит 72 млрд грн за год. При этом промышленность у нас явно летит в пропасть, сокращая потребление э/э и, следовательно, возможность дотировать низкие тарифы для населения. А на субсидии в бюджете в текущем году, если мне не изменяет память, предусмотрено всего лишь 12,5 млрд грн, чего явно будет недостаточно ни для покрытия газово-тепловых тарифов, ни для дотирования возросшего потребления э/э населением.

Читайте также: "Нафтогаз" проще ликвидировать, чем спасти – Землянский

Вот и выходит, что, пытаясь спасти "Нафтогаз", МВФ своими рекомендациями, по сути, загоняет всю энергетическую отрасль в ступор. Хочется напомнить правительству, что помимо "Нафтогаза" в украинском ТЭК еще присутствует угольная отрасль, которую напрочь лишили дотаций и предложили самовыживать; атомная генерация, которой необходимо аккумулировать средства для финансирования продления срока службы атомных энергоблоков; тепловая генерация, чьи убытки уже в первом квартале могут достигнуть 8 млрд грн. И для того чтобы эти отрасли нормально функционировали, необходим генеральный план развития украинской экономики, на базе которого должен быть сверстан энергобаланс страны, позволяющий избежать тарифного диссонанса и финансовых перекосов в отечественной энергетике.

Самое читаемое
    Темы дня