наверх
23.04.202409:10
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Порошенко и Яценюк продолжают антисоциальную пенсионную политику Януковича

(обновлено: )96252912
Президент Украины Петр Порошенко продолжает антисоциальную политику своего предшественника Виктора Януковича в отношении украинских пенсионеров.

Юрий Гаврилечко, эксперт "Фонда общественной безопасности"

Решение президента Украины ветировать закон Украины № 1086 "О внесении изменений в закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» относительно усовершенствования пенсионного обеспечения" четко свидетельствует о именно такой позиции нынешнего главы государства. Этим законом Верховная Рада попыталась пусть немного, но исправить ситуацию, возникшую после 2011 года, когда пенсионный возраст для женщин был поднят с 55 до 60 лет. Принятым 14 января законом предусматривалась возможность продления до 1 января 2022 года действия положения относительно права выхода на пенсию после достижения 55-летнего возраста женщинам, которые уволены с работы и имеют на данный момент не менее 30 лет страхового стажа, необходимого для получения пенсии по возрасту.

В своем обосновании отказа подписывать этот закон, принятый, между прочим, 256-ю голосами народных депутатов, Порошенко заявил: "…учитывая наличие в течение последних лет дефицита бюджета Пенсионного фонда Украины, который покрывается за счет средств государственного бюджета, на сегодня отсутствует финансовое обеспечение реализации указанного положения, что, по информации Кабинета Министров Украины, потребует в 2015 году дополнительных расходов в размере 387,5 млн гривен".

Сложно сказать, как и что считал Кабмин, но уволенные с работы 55- летние женщины, которым до пенсии осталось 2,5-3 года (так как приведение к 60-ти летнему рубежу пенсионного возраста рассчитано на период до конца 2021 года) не смогут найти работу в большинстве случаев. И у них остается только три выхода:

— регистрироваться на бирже труда и надеяться трудоустройство (это просто невероятно, так как служба занятости трудоустраивает в год всего 30-40 тыс человек). При этом государство должно им выплачивать пособие по безработице, но на этом оно может и сэкономить; 

— устроиться на работу нелегально (ну кому нужен легально трудоустроенный сотрудник, которого через два года на пенсию отправлять?);

— умирать с голоду, побираясь и попрошайничая.
Да, еще можно попробовать пожить за счет детей или других родственников. Что из этого выйдет в нынешних условиях даже страшно представлять.

Пять лет назад, под диктовку МВФ в Украине были разработаны и оформлены в виде секвестра бюджета Пенсионного фонда меры, направленные на снижение социальных гарантий для пенсионеров и повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет. Эти изменения в Пенсионный фонд получили название "пенсионная реформа им. С.Тигипко" и вступили в силу с осени 2011 года. Кроме повышения пенсионного возраста, этой реформой были снижены социальные гарантии для военных пенсионеров, урезаны в правах работающие пенсионеры и пенсионеры-инвалиды.

Когда четыре года назад, будучи вице-премьером, Сергей Тигипко презентовал свой вариант секвестра Пенсионного фонда Украины, он называл цифру в 30 миллиардов гривен – это та сумма, которую можно сэкономить за 10 лет, за счет повышения пенсионного возраста, сокращения уровня пенсий и тому подобных вещей. Но никакой экономии не получилось. Дефицит бюджета Пенсионного фонда только увеличивался. Потому что основная проблема с его наполнением заключается в низких зарплатах украинцев. Львиная доля ответственности за эти самые низкие зарплаты лежит на правительстве Украины и Верховной Раде. Кабмин готовил, а парламент принимал законы о государственном бюджете, в котором были заложены совершенно нереальные и заниженные в несколько раз показатели прожиточного минимума на соответствующий год. Именно поэтому рост средних зарплат за последние годы был невысоким, а в 2014 году оказался ниже официального уровня инфляции.

Мало того, снижение доходов Пенсионного фонда Украины в этом году было запрограммировано тем, что базовые социальные стандарты до декабря 2015 года остаются на уровне 2013 года. И это при том, что инфляция в 2014 году составила почти 25%, а в 2015 году прогнозируется 26% (Кабмин 14 февраля этого года пересмотрел свой прогноз по инфляции с 13,1% до 26%).

И это еще не все. Те жалкие 387,5 млн грн, о которых в своем обосновании для ветирования закона вспоминает президент, это чуть больше 15 млн долларов США по текущему курсу. В ближайшие 4 года Кабмин планирует одолжить 40 млрд долларов США или по 10 млрд в год. То есть рост расходов правительства на то, чтобы пожилые украинки, заработавшие себе право на пенсию 30-ю годами работы из прожитых 55-ти, ее получили, составляет… 0,15% от одалживаемого! Если же сравнить с бюджетом Украины на 2015 год, то 387,5 млн грн от 475 млрд грн это 0,08%. Это ничтожные деньги в масштабах госсредств. Можно сравнить эту сумму и с теми 108 млрд грн, которые НБУ раздал в виде рефинансирования банкам и которые не были возвращены на 1 января 2015 года. Кстати, розданные банкам деньги, скорее всего, были конвертированы в валюту и выведены из Украины, а вот выплаченные пенсии – в полном объеме останутся в стране и будут работать на ее экономику.

Да, чтобы получить в Пенсионный фонд недостающие для выполнения закона №1086 деньги, с учетом его более чем 200 миллиардного бюджета и действующих нормах отчислений в него, средний рост зарплат в Украине должен составить… около 1%. При том, что Кабмином прогнозирует инфляцию в 26%, а базовые социальные стандарты, в том числе и размер минимальной пенсии пересматриваться не будут почти весь год, этот показатель будет не только достигнут, а и многократно превзойден. Так что деньги – будут. Основная же причина для президентского вето, скорее всего, это требования МВФ. Точно так же, как это было и в 2011 году с "пенсионной реформой им. С.Тигипко".

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня