наверх
20.04.202405:58
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Сверхзадача для Украины – вернуться на дорогу гуманизма

(обновлено: )76671
Проблема дегуманизации в современном мире, в условиях глобализации, все чаще становится темой для обсуждения, пишет Юрий Городненко.

Юрий Городненко, для РИА Новости Украина

Объект критики, как правило, западное общество потребления; отмечается, что западными демократиями давно управляют не идеи, а капитал. Безграничное накопительство становится самоцелью.

Потребление при отсутствии нравственных ограничителей ведет к возникновению таких явлений, как "золотой миллиард", когда небольшое количество развитых стран контролирует основные мировые природные и производственные ресурсы — где силой, где манипуляциями. При этом большинство населения мира по-прежнему существует на грани выживания. Это делает мир нестабильным, ведет к росту политических, социальных и военных конфликтов.

Изменить данную ситуацию может, по мнению большинства современных философов, социологов, возврат к ценностям гуманизма.

Гуманизм импортный, с Запада

В Украине сегодня гражданский конфликт обострен до предела, ситуация все хуже. Казалось бы, о каком гуманизме говорить в этих условиях? Выжить бы.

Но если исходить из этой точки зрения, то надо признать, что ограничителей на пути украинского общества к самоуничтожению больше нет.

Нет возможности опереться на нормы права, получить защиту со стороны властных институтов. Если право не работает, а власть самоустранилась, то дальнейший распад общества могут сдерживать лишь культура, воспитание, традиции, а также сформированные благодаря им ценностные установки в человеческом сознании.

Украина провозгласила курс на евроинтеграцию. Может ли Запад способствовать укреплению ценностных ориентиров украинских граждан?

Если рассмотрим организации, пропагандирующие гуманистические идеи в странах ЕС и США, то, прежде всего, заметим, что многие из них исходят из атеистической взглядов.

Одна из крупнейших — это Международный гуманистический и этический союз (МГЭС) — объединение 117 организаций из 38 стран мира, в основном западных, пропагандирующих гуманизм; штаб-квартира расположена в Лондоне. В принятом Советом по светскому гуманизму (Советом по секулярному гуманизму), который входит в состав МГЭС, Гуманистическом манифесте 2000 года прямо сказано: "Упорная приверженность традиционным религиозным воззрениям обычно способствует нереалистичным, пассивистским, мистическим подходам к социальным проблемам, сеет недоверие к науке и слишком часто становится на защиту отсталых социальных институтов… Мы думаем, что для человечества настало время осознать собственную зрелость — отбросить пережитки первобытного мистического мышления и мифотворчества, подменяющие истинное постижение природы".

В Гуманистических манифестах, принятых МГЭС в 1973 и 2003 годах, заложены те же принципы. Их суть в следующем: любая религия признается ненаучным мировоззрением и на этом основании отвергается.

Если подобные идеи перенести на украинскую почву, то в результате к разрушению правового поля получим еще и дискредитацию Церкви. А ведь в Украине практически не осталось иных общественных институтов, которые не разъединяют, а связывают народ.

Еще опасней другие тезисы Гуманистических манифестов Запада, которые провозглашают, что моральные ценности, критерии добра и зла, каждый человек устанавливает для себя самостоятельно, исходя из собственных представлений. Ни государство, ни общество, ни религия, ни традиция не имеют права навязывать индивидууму какие-либо нравственные правила. Человек — превыше всего, что подразумевает право на все. Декларируется полная и ничем не ограниченная "свобода личности".

Конечно, с чисто философской точки зрения, ценности носят личностный характер. Они существуют только тогда, когда воспринимаются в сознании конкретного человека как таковые. "Но суть в том, — замечает немецкий историк философии Владимир Янцен, анализируя творчество украинского философа Дмитрия Чижевского, — что ценности становятся для нас таковыми, поскольку мы живем в определенном социальном окружении и должны принимать правила существования (а вместе с ними и ценности), которые нам это окружение диктует и передает по традиции".

Таким образом, любая ценность имеет социальное значение только тогда, когда сформирована определенной общественной традицией. Отбрось последнюю (религиозная они или светская — не важно) — и нет объективного критерия любой ценности. Получаем нигилизм в чистом виде, полное отрицание всего.

В результате видим в Гуманистическом манифесте Запада 2003 года такие пассажи: "Женщины должны иметь право самим распоряжаться собственным телом. Это предполагает свободу иметь или не иметь детей, право на добровольную контрацепцию и прерывание беременности. Совершеннолетним людям дозволяется вступать в брак с теми, с кем они пожелают… Общество не должно лишать равных с другими прав гомосексуалистов, бисексуалов и транссексуалов. Супружеские пары одного пола должны обладать теми же правами, что и гетеросексуальные пары. Не должны запрещаться смешанные браки, в частности… браки между родственниками… Недопустимо стеснять, ограничивать или воспрещать человеку свободу в том, что является законной широкой сферой его личного выбора".

К социальной и политической нестабильности так называемое "гуманистическое движение Запада" может добавить лишь еще большую дезориентацию человеческого сознания.

Путь возвращения к ценностям

Азербайджанский культуролог Фуад Мамедов в ходе видеоконференции "Гуманизм как ценность в условиях глобализации" сказал: "Главным критерием ценностей человека независимо от места его проживания, убеждений, религиозных взглядов является культура — культура разума, культура сердца… Есть три вещи, которые невозможно ни купить — ни продать ни за какие деньги — это истинная любовь, это истинная дружба, это высокая духовная культура".

Эти ценности универсальны для любого общества.

Чтобы остановить деструктивные процессы на Украине, общество должно очнуться и вернуться к своим истокам.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

    Самое читаемое
      Темы дня