наверх
24.04.202422:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Кинопремьеры недели: украинское Племя, Ровер с Паттинсоном и неудачный Объезд

(обновлено: )195522
Национальная премьера украинского фильма "Племя" Мирослава Слабошпицкого совпала с объявлением решения украинского оскаровского комитета, в обязанности которого входит выдвижение фильма в длинный список претендентов на "Оскар" в категории "лучший фильм на иностранном языке".

Алексей Першко

Так уж случилось, что национальная премьера лучшего украинского фильма времен Независимости – "Племени" Мирослава Слабошпицкого – совпала с объявлением решения украинского оскаровского комитета, в обязанности которого входит выдвижение фильма в длинный список претендентов на "Оскар" в категории "лучший фильм на иностранном языке".

Решение это, как может догадаться проницательный читатель, не в пользу "Племени", в послужном списке которого победа в престижнейшей секции Каннского фестиваля "Неделя критики", призы других фестивалей (числом около шести десятков), восторженные отклики практически во всех самых солидных профессиональных изданиях и тот факт, что ленту эту купили для проката 24 страны мира (в том числе и основные игроки мирового прокатного рынка – Франция и США). Оставим это решение на совести членов оскаровского комитета, но заметим лишь, что западные коллеги, восторгающиеся "Племенем", имеют для этого  все основания.

Без недостатков в ленте Мирослава Слабошпицкого тоже не обошлось, но они полностью искупаются ее достоинствами: смелостью авторского замысла (действие фильма разворачивается в интернате для глухих и за 130 минут экранного времени не будет произнесено ни одного слова, о чем зрителя предупреждает первый же титр), отточенной режиссурой, невероятно экспрессивной работой непрофессиональных актеров и фантастической операторской работой Валентина Васяновича, выступившего также и в качестве продюсера этой ленты.

"Племя" — лента, как и большинство снятых за всю историю кинематографа фильмов, о любви, но о любви запретной, любви, в условиях "репрессивного общества". Можно, конечно, упрекнуть авторов "Племени" и в некоторой вторичности (в повествовательной манере усматривается влияние так называемой "новой румынской волны", накрывшей кинематографический мир в первом десятилетии нынешнего века), и в излишней затянутости, и в своего рода конъюнктурности. Но есть ощущение, что никогда ранее в истории независимой Украины не снималось столь современное, столь европейское (пардон за пафос) и столь универсальное по своему внутреннему посылу кино. И все же, при всех восторгах, советовать смотреть кино неподготовленному зрителю мы не будем: "Племя" Мирослава Слабошпицкого, который хоть и заявил в интервью одному французскому изданию, что «заниматься любовью, страдать и умирать – это вещи, понятные всем во всем мире», адресуется нишевой аудитории радикального артхаузного кино. Резюмируя: будем надеяться, что нынешний инцидент с "Оскаром" не сломит талантливых авторов "Племени", которые в самом ближайшем будущем поддержат реноме кинематографической Украины.

"Племя"
Украина, 2014, 130 минут
Режиссер – Мирослав Слабошпицкий
В главных ролях – Яна Новикова, Григорий Фесенко, Роза Бабий, Александр Сидельников

Выходит на украинские экраны и еще один заметный представитель артхаузного кино – на этот раз австралийского производства. "Ровер" Дэвида Мишо вполне способен привлечь внимание широких зрительских масс, в одной из главных ролей  занят бывший (после этой роли об этом можно говорить со всей уверенностью) романтический вампир из саги "Сумерки" Роберт Паттинсон. Но спешим предупредить воздыхательниц томного Эдварда Каллена – их ждет жесткое разочарование.

В жестком и одновременно ироничном вестерне, действие которой разворачивается в не столь уж далеком будущем, носящего все признаки антиутопии, Паттинсон играет Рея – парня с явными признаками умственного развития, которого собственный брат бросает умирать на одной из пыльных дорого постапокалиптической Австралии. При этом он играет так, что наконец-то избавляется от прилипшей к нему маски Эдварда Каллена. Вообще принято считать, что играть умственно отсталых так чтобы не уподобится Бену Стиллеру в "Громе в тропиках", под силу единицам. И Паттинсон с блеском с этой непосильной задачей справился и ни в чем не уступает привычно сильной работе Гая Пирса. Добавим к этому стильный видеоряд и удивительный саундтрек из произведений итальянского авангардиста Джакино Шелси, а так же Уильяма Басински и других лидеров современного радикального эмбиента, и получим поистине гурманское блюдо для самого взыскательного киномана.

"Ровер"/The Rover
Австралия, 2014, 103 минуты
Режиссер – Дэвид Мишо
В главных ролях – Гай Пирс, Роберт Паттинсон

Предлагается украинскому зрителю и весьма своеобразная лента, которая больше похожа на инструкцию по выживанию. В камерном "Объезде" Уильяма Дикерсона главный герой попадает на своем джипе под оползень и проводит в этом весьма ограниченном пространстве определенное количество времени – сначала надеясь на скорое прибытие спасателей, а затем и активно борясь за выживание. Фильм сделан мастеровито (особенно с учетом ограниченности бюджета и замкнутости пространства), но подобного рода кино становится по-настоящему интересным лишь тогда, когда его авторы умудряются подняться до философских обобщений и превратить тем самым свое произведение в притчу. Увы, Уильяму Дикерсону это не удалось.

"Объезд"/Detour
США, 2013, 87 минут
Режиссер – Уильям Дикерсон
В главной роли – Нил Хопкинс

Самое читаемое
    Темы дня