наверх
19.04.202420:52
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Бензин по 30 гривен — уже реальность, не фантастика

(обновлено: )125662
Вслед за подорожанием доллара резко подорожал и бензин. Цена топлива самой популярной марки А-95 в большинстве столичных АЗС уже перешагнула отметку доллар за литр и приблизилась к отметке евро за литр.

Сергей Чигирь, РИА Новости Украина 

Под конец ноября цены на бензин побили очередные рекорды. Самая популярная марка А-95, в среднем, стоила 27,8 грн — почти на гривну больше, чем месяц назад. На столичных заправках цены сильно разнятся, однако в некоторых местах бензин уже перешагнул отметку в 30 грн за литр. 

Корреспондент РИА Новости Украина побывал на паре киевских заправок. На АЗС одной столичной сети бензин марки А-95 стоит уже 29,99 грн. К слову, аналогичную цену выставила рядом и сеть WOG. Очевидно, что обе компании пытаются держать цену в рамках психологического минимума. После того, как цены перешагнут отметку в 30 грн, продажи бензина этой марки сильно упадут. Что касается премиального вида марки А-95, то он уже несколько дней торгуется в сетях в пределах 31-32 гривен, тогда как А-98 в ряде сетей уже стоит 33-34 грн за литр. Таким образом, цена бензина в Украине уже, фактически, стоит один евро за литр, как в большинстве стран Западной Европы.

Реакция водителей на заправке на такое "покращення" была ярко негативной: 

— Я сюда заехал кофе купить. Бензин тут слишком дорогой. Вероятно, поеду на другую заправку, — заявил пожилой водитель автомобиля Lanos.

— Меня спасают дисконтные карточки. Так получается дешевле. Но цена все равно кусается, — бросил на лету владелец Nissan.

— Мне дают талоны на работе. Сам бы по такой цене не заправлялся, — пожал плечами водитель Toyota.

Потребитель выбирает дешевизну

На относительно дорогих заправках стало заметно меньше клиентов. Часть посетителей заказывает кофе, еду или другие товары, часть — меряет давление в шинах или пользуется туалетом, либо другими услугами АЗС. В тоже время, на дешевых заправках малоизвестных брендов заметно больше посетителей, хотя качество бензина на таких АЗС не очень высокое. Бензин А-95 тут пока стоит 26,5-27 грн за литр. 

Мелкие сети АЗС пока еще не адаптировались к новым оптовым ценам, поэтому повышают "розницу2 значительно медленнее крупных сетей, сообщил СМИ эксперт в сфере энергетики Дмитрий Марунич. По его словам, крупные сети повышают цены заранее, тогда как мелкие – затягивают этот процесс, поскольку им сложнее конкурировать с крупными сетями, если они выставят одинаковую цену.  

При этом, значительная часть АЗС работает с нарушением закона: не платят налоги, используют присадки для повышения октанового числа 92-го бензина, "бодяжат" топливо, пользуясь полным отсутствием контроля. Значительная часть сомнительных заправок использует контрабандную продукцию. Поэтому у них цены на 2-3 гривны ниже, чем у крупных сетей. Законопослушные сети не могут снизить цены, поскольку налоги составляют около 40% стоимости бензина. 

Тридцать гривен  — не предел? 

По данным экспертов, бензин в Украине дорожает из-за роста мировых цен на нефть и осенней девальвации доллара. С августа по сентябрь американская валюта выросла на 7%, нефть — на 12%. Розничный рынок реагировал на этот скачек в течение длительного периода, ведь нефть должна попасть на заводы, переработаться в бензин и попасть в опт, после чего — в розничные сети страны. Оптовые цены в течение ноября постоянно росли. Учитывая что акциз на бензин уплачивается в евро (213,5 евро за 1 тонну), то это приводит к еще большему подорожанию нефтепродуктов. 

"Обесценивание гривны влияет на розничную стоимость нефтепродуктов, причем влияет очень быстро и очень конкретно, и очень даже не косвенно, а слишком буквально, потому что у нас валютная составляющая в нефтепродуктах. Потому что у нас налоги начисляются в евро, в валюте, потом все умножается на курс НБУ, поэтому, если гривна теряет часть своей стоимости по отношению к доллару, то это означает, что они могут повышать цены в рознице на шесть копеек на литре. И так же, если нефтепродукты на внешнем рынке дорожают на 1%, то это 10 копеек на литре. Мы понимаем, что операторы рынка, торгующие сегодня нефтепродуктами, они меньше всего заинтересованы в повышении цен на нефтепродукты, потому что чем больше цена, тем меньше объем потребления", — заявил в эфире радиостанции "Голос Столицы" эксперт рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук. 

Судьба цен на бензин в Украине напрямую зависит от мировых цен на нефть. 30 ноября страны-участницы ОПЕК соберутся в Вене, где будут решать, продлевать или нет соглашение о сокращении объемов добычи нефти, которое они заключили в 2016 году. Эти действия позволили в прошлом году приостановить падение цен на нефть, и уже в конце 2016 года цена нефти превысила 50 долларов за баррель. 

Пролонгация соглашения будет тянуть вверх мировые цены на нефть, и как следствие, розничные цены на бензин. Тоже самое касается курса доллара. Учитывая тот факт, что в госбюджете заложен курс 30 гривен за доллар, то есть опасения, что девальвация и дальше будет повышать цены на бензин в Украине. 

Читайте также: И бензин превратился в золото. Кто раскручивает цены на топливо?

В поисках альтернативы 

Повысив цены на топливо, автозаправки рискуют потерять в зимний период значительную часть клиентов. Количество «подснежников» (автолюбители, не использующие машину зимой) может сильно подрасти. Кроме того, растет количество автомобилей с газобаллонным оборудованием (ГБО), ведь цены на сжиженный газ в 1,5 раза дешевле бензина. Не стоит забывать, что Украина переживает бурный рост продаж электрокаров. За январь-октябрь они выросли в 3,2 раза по сравнению с тем же периодом 2016 года — до 2,225 тыс. единиц. Общий парк электромобилей, которые эксплуатируются в Украине, уже превысил 4 тысяч машин, при этом только за восемь месяцев этого года автопарк вырос в два раза. Себестоимость проезда  100 километров на электрокаре составляет 7 гривен, тогда как на бензиновой машине — 224 гривны (!), то есть в 30 раз дешевле. 

Дальнейшее подорожание бензина может привести к кардинальным изменениям на рынке АЗС. Дорогие автозаправки могут окончательно превратиться в сервисы дорожного обслуживания, заправки машин на ГБО и зарядки электрокаров. Львиную часть бензинового рынка захватят 

Самое читаемое
    Темы дня