наверх
27.05.201720:22
Курсы валют НБУ
  • EUR29.37+ 0.01
  • USD26.39- 0.02

Сталин отдыхает. За коллаборационизм могут посадить кого угодно

(обновлено: )1415210
В Верховную Раду поступил для рассмотрения депутатами новый законопроект, касающийся отдельных территорий Донецкой и Луганской областей.

Анна Балева, обозреватель законопроектов

Интерес к вопросу временно неподконтрольных Украине территорий Донецкой и Луганской областей в Верховной Раде по-прежнему не утихает. Вслед за фракцией "Самопомич" подтянулся и "Народный Фронт". 9 марта 2017 года народным депутатом от фракции "Народный Фронт" Игорем Лапиным был разработан законопроект "Про запрет коллаборационизма".

Помимо характерного для нынешних депутатов нежелания допускать в будущем агрессивные действия в отношении Украины со стороны не только Российской Федерации, этот документ содержит ряд весьма неоднозначных норм.

Читайте также: Эксперт: 18 000 закрывшихся ФЛП реально наполняли бюджет

В первую очередь, в тексте пояснительной записки сказано, что "термин "коллаборационизм" использовался во Франции для определения французов, которые сотрудничали с нацистской оккупационной властью в годы Второй Мировой войны, и получил распространение на другие страны, граждане которых сотрудничали с оккупантами". Этим автор законопроекта демонстрирует небрежное отношение к истории возникновения этого термина. В словаре иностранных слов понятие "коллаборационист" объясняется следующим образом: "(от франц. collaboration — сотрудничество) изменник, предатель родины, лицо, сотрудничавшее с немецкими захватчиками в оккупированных ими странах в годы Второй мировой войны (1939-1945)". Понятие "коллаборационизм" именно в таком негативном плане начало использоваться после капитуляции Франции в 1940 году на встрече Гитлера и главы Франции маршала Петена в Монтруа. На ней стороны провозгласили коллаборационизм в качестве политического принципа в своих взаимоотношениях. В понятие "коллаборационизм" стороны внесли для капитулировавшей Франции исключительно политический смысл абсолютной военно-политической и экономической капитуляции перед гитлеровской Германией. Как видим, автор законопроекта в своей пояснительной записке подходит к термину "коллаборационизм" слишком обобщенно.

Одним из существенных противоречий законопроекта является п. 1 ч. 2 ст. 3 "высказывание своей позиции представителями Украины на официальных переговорах по урегулированию вооруженного противостояния на Востоке Украины при условии, если такая позиция не направлена во вред суверенитету и территориальной целостности Украины". Но выше, в п. 1 ч. 1 ст. 1 указанного законопроекта коллаборационизм определяется как "сотрудничество гражданина Украины с российской оккупационной властью и созданными или поддерживаемыми Российской Федерацией незаконными вооружёнными формированиями в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, а также на временно неподконтрольных органам власти Украины территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей". Толковый словарь Ушакова определяет сотрудничество как совместную деятельность. Высказывания отдельных представителей Украины таковой не являются. К тому же высказывания, не несущие вреда государственному суверенитету и территориальной целостности Украины уже сами по себе не могут считаться коллаборационизмом. К чему автор законопроекта включил это определение в текст? Из-за незнания терминов? Или это свидетельство того, что документ проработан крайне небрежно?
Вызывает вопрос п. 3 ч. 1 ст. 3 указанного законопроекта: "Ведение хозяйственной деятельности с российской оккупационной властью и субъектами хозяйствования, которые находятся на территории Автономной Республики Крым, города Севастополя и на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской области, независимо от места регистрации таких субъектов хозяйствования". Выражаясь простым языком, любое физическое лицо-предприниматель, которое приняло заказ, находясь на неконтролируемых Украиной территориях, а также гражданин Украины, который заключил с таким физическим лицом-предпринимателем договор на оказание услуг или выполнение определенных работ, согласно тексту этого законопроекта, уже являются коллаборационистами и подлежат ответственности.

Автор законопроекта предлагает внести изменения в Уголовный Кодекс Украины: "Статья 111-1 Коллаборационизм

1. Сотрудничество гражданина Украины с российской оккупационной властью и созданными или поддерживаемыми Российской Федерацией незаконными вооруженными формированиями в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, а также на временно неподконтрольных властям Украины территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей, кроме случаев, предусмотренных частью второй статьи 3 закона Украины "О запрете коллаборационизма" — наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

2. Не подлежат ответственности за коллаборационизм граждане Украины, которые были вынуждены сотрудничать с российской оккупационной властью и созданными или поддерживаемыми Российской Федерацией незаконными вооруженными формированиями под влиянием физического принуждения, пыток или истязаний".
Автора законопроекта, похоже, не смущает, что пытки и истязания – это синоним и в Уголовном Кодексе статьей 127 предусмотрена уголовная ответственность только за пытки
.

Широкое поле для злоупотреблений и различных трактовок оставляет также п. 6 ч. 1 ст. 3: "Любые другие формы сотрудничества с российской оккупационной властью и созданными или поддерживаемыми Российской Федерацией незаконными вооруженными формированиями". Ведь изначально планировалось, что к уголовной ответственности привлекут не всех. В частности, Виталий Овчаренко представитель общественных организаций "Платформа спільних дій" и "Інформаційний центр Майдан-моніторинг" в комментарии журналу "Фокус" заявил: "Уголовного наказания не должны избежать представители высшего политического руководства "ЛНР/ДНР" и самозваные депутаты "советов". Рядовые чиновники могут не опасаться уголовного преследования, но они должны будут пояснить, почему согласились работать в незаконных органах. Однако в любом случае их необходимо лишить права заниматься профессиональной деятельностью на пять-семь-десять лет — это решать суду или специальной комиссии. Что касается других граждан — предпринимателей, рабочих, врачей, учителей, предлагается следующий механизм: если на человека есть заявление, правоохранительные органы его проверят, если заявления нет — нет и претензий".

Как видим, депутаты в своем стремлении попиариться на популярной (или патриотичной) теме, не учитывают наработок, интересов простых граждан, проживающих на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей, потому что ничем иным такое пренебрежение правами украинцев, которое высказано в этом законопроекте, объяснить нельзя.

Темы дня