наверх
25.09.201716:21
Курсы валют НБУ
  • USD25.780.00
  • EUR30.420.00

Европа построит свой "Шелковый путь"… при участии Китая?

(обновлено: )132010
Согласно подсчетам, Китаю понадобилось бы 10 лет и около 15 миллиардов долларов, чтобы построить балканский канал. Вопрос лишь в том, как составит Поднебесная список своих приоритетов и на каком месте в нем окажется эта транспортная артерия.
Флаг Китая

Мира Канкараш-Тркля, Sputnik, для РИА Новости Украина

Все каналы в мире — от Панамского до Суэцкого —  строили мощные государства. Поэтому строительство канала Дунай-Морава-Вардар, который бы соединил даже не Белград с Салониками, а — в перспективе и через Дунай — Северное море с Эгейским, не надо воспринимать как утопию. Если расчеты покажут, что эта транспортная артерия будет выгодна, в Европе бы мог появиться свой "Шелковый путь"

"Мы решили развивать наши  глобальные идеи", — заявил на днях в Белграде греческий премьер Алексис Ципрас

Речь шла не о только о скоростной железной дороге Белград-Солоники, но и об идеи связать два города  - Белград и Салоники — с помощью рек.  Таким образом актуализирована идея, которой более 100 лет. 

В 2013 году об этом проекте говорил тогдашний министр горнодобывающей промышленности и природных ресурсов Сербии, а ныне посол этой страны в Китае Милан Бачевич. В середине того же года китайская компания "China Gezhouba" исследовала Великую, Западную и Южную Мораву и подготовила соответствующий отчет. 

Вывод китайцев следующий: проект строительства моравского канала через Сербию реален и оправдан с экономической точки зрения, и с точки зрения расходов на перевозку грузов, и с точки зрения производства электроэнергии, снабжения регионов пресной водой, обводнения сельскохозяйственных угодий и защиты от наводнений.  

В ноябре прошлого года о проекте говорил и президент Сербии Томислав Николич. Тогда в Белграде он принимал македонскому коллегу Георге Иванова и заявил, что канал Вардар-Морава — это исторический шанс для региона, которые Сербия и Македония, если они думают о будущих поколениях, не имеют права упустить.  

Тогда же было отмечено, что Китай готов найти финансового партнера для строительства канала, если по поводу этого проекта договорятся Сербия, Македония и Греция. 

Но углубимся в историю. Проект канала Морава-Вардар (или — шире — создание транспортного пути Дунай — Салоники) впервые подготовил профессор  Технического факультета Белградского университета Никола Стаменкович еще в 1904 году. Американская фирма из Нью-Джерси в 1908 году подготовила проект речного пути. В 1909 началась подготовка сербско-турецкого соглашения по строительству, но через некоторое время грянули Балканские войны и проект был заморожен. 

В 1961 Югославия и Греция подготовили новый проект, эксперты ООН в 1973 посетили Югославию и дали добро на реализацию, а Европейское сообщество до 1990 года финансировала средства в необходимые исследования реки Вардар. Но все планы опять спутали войны и развал Югославии. Может быть, сейчас мы свидетели нового этапа?  

Читайте также — Украина и Белоруссия: пришло время поменяться местами

Профессор Строительного факультета Белградского университета Миодраг Йованович, который в восьмидесятые годы был одним из соавторов работы, посвященной потенциалу реки Морава, сказал Sputnik, что канал Дунай-Морава-Вардар для одной только Сербии проект "нереальный", максимум, на что хватило бы ресурсов у Белграда — на ту реку, которой он посвятил научные исследования. По его словам, речь идет о "фараонском" проекте, предусматривающем обильные финансовые вливания и нестандартные технические решения, а также серьезные эксплуатационные расходы. 

Для реализации таких проектов нужна мощная экономика, например — китайская, недаром ведь Поднебесная начала битву за европейские рынки как раз через с ее юга. Например, 67% доли крупнейшего греческого порта Пирей уже в руках у китайского холдинга. Китайские вложения в транспортную инфраструктуру южной Европы обеспечат роль "окна в Европу" для Пекина и Сербии.

Читайте также — Германия: активистка-пацифист отказалась платить "налог на войну"

Согласно некоторым оценкам, Китаю, как новому лидеру экономического глобализма, понадобилось бы десять лет и около пятнадцати миллиардов долларов, чтобы построить долгожданный балканский канал. Миссия отнюдь не невозможная, вопрос лишь в том, как составит Поднебесная список своих приоритетов и на каком месте в нем окажется эта транспортная артерия. 

Темы дня