наверх
24.04.202402:03
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Выживут сильнейшие? Эксперты о "бреде и профанации" медицинской реформы

Протесты. Профсоюзы шумели в Киеве (602)

(обновлено: )5238304
По мнению экспертов, перед командой Минздрава Украины стоит единственная цель – полностью уничтожить остатки безоплатной медицины в стране, причем реализовывают они эту задачу с нарушением действующего законодательства.

Анна Лаба, РИА Новости Украина

Кабинет министров Украины на заседании 30 ноября утвердил план внедрения медицинской реформы. Введение новой модели финансирования будет осуществлено в три этапа, полная реализация запланирована до 2020 года.

В январе-июне 2017-го будет обеспечиваться возможность заключения договоров на первичное медико-санитарное обслуживание между гражданами и избранными ими семейными врачами, педиатрами и терапевтами.

На втором этапе (2018-2019 гг.) – будет вводиться в действие государственный гарантированный объем медпомощи на всех уровнях и начнется его финансирования через национального заказчика.

Смотрите также: Эксперт о медпомощи во время эпидемии гриппа: это тихий ужас

На третьем этапе (2020 г.) предполагается, что будет налажено полноценное функционирование новой системы финансирования здравоохранения.

Каковы шансы, что заявленная правительством реформа системы здравоохранения заработает в полном объеме и что это означает для граждан? Этот вопрос на пресс-конференции в РИА Новости Украина обсудили эксперты медицинской отрасли

Катастрофа с медицинскими кадрами

Президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк подчеркнул, что жизнь и здоровье каждого украинца находятся в зоне риска из-за отсутствия в стране системы здравоохранения как таковой.

"Например, больного с кишечным кровотечением нужно везти за 200 км к колоноскопу, который в это время может быть на профилактике, на ремонте и так далее, то есть пациент однозначно умрет в сельской местности, в районной больнице.

Не нужно принимать никакие новые законы, у нас уже все есть: существует третья статья  Конституции, где человек, его жизнь и здоровье признаются в Украине наивысшей социальной ценностью, а утверждение этих ценностей – это наибольшая и главная забота государства.

Есть у нас и закон про основы законодательства о здравоохранении, принятый в 1992 году, где написано: предоставлять всем гражданам гарантированный уровень медицинской помощи, который рассчитывается Кабмином.

За столько лет ни один Кабмин не рассчитал гарантированный минимум медпомощи, но может быть, это правительство все-таки рассчитает. Ведь Гройсман – первый премьер-министр в истории Украины, который взял под личный контроль здравоохранение", – сказал Сердюк.

По его мнению, в первую очередь правительству нужно было обратить внимание на катастрофу с медицинскими кадрами в стране.

"Кто будет выполнять то, что принято, даже наилучшие предложения, постановления и решения? Где эта армия медработников? Ее уже нет. Уже сейчас в Украине не хватает 200 тысяч медсестер. А отсутствие медсестер – это паралич здравоохранения. Например, из 8 ставок санитарок в реанимационных отделениях заполнены только две. Они физически не могут обеспечивать выполнение постановлений. Кадры разбегаются, кадров нет", – констатировал Сердюк.

Сердюк уверен, что  инициативы Минздрава по заключению договоров врачами первичного звена негативно отразятся на качестве предоставляемых услуг.

Эксперт предупреждает, что врачи, которые будут самостоятельно выбирать себе пациентов и заключать с ними договоры, будут выбирать себе молодых и здоровых, чтобы не перерабатывать, а дети, беременные и старики останутся без медицинской помощи.

В нарушение всех законов

Зампредседателя Совета Киевского городского профсоюза работников здравоохранения Сергей Кубанский обратил внимание на то, что новые порядки, которые намерено внедрить в здравоохранении правительство, не согласуются с действующим украинским законодательством.

"В Украине действует 49 статья Конституции и непосредственно ее третья часть, кроме того, существует решение Конституционного суда. Еще в 2002 году Конституционный суд пришел к выводу, что могут быть платные услуги, безоплатная медицинская помощь, государственное или негосударственное социальное страхование, но все эти вещи должны четко определяться законом. Причем не законом в широком смысле законодательства, а узким законом.

На прошлой неделе наше правительство решило разрешить эти вопросы подзаконными нормативно-правовыми актами, которые абсолютно не согласовываются с решением Конституционного суда", – сказал Кубанский.

Как отметил эксперт, сейчас в Украине не найдется ни одного человека, который бы сказал, что система здравоохранения не нуждается в изменениях.

"И мы, как представители общественности, медицинского сообщества их поддерживаем изменения. Но то, что произошло 30 ноября, спокойно воспринимать нельзя, и мы усматриваем в этом очень много рисков.

На сегодня мы рассматриваем подобное как угрозу существования медицинской отрасли. Вопреки действующему законодательству все решения, которые принял Кабмин, не согласовывались с социальными партнерами: Минздрав Украины не предоставлял их на согласование объединению репрезентативных профсоюзов Украины.

Поэтому позиция профсоюзов такова, что и с этой точки зрения решения правительства приняты с нарушением законодательства", – подчеркнул зампред Совета Киевского городского профсоюза работников здравоохранения.

При этом эксперт уверен, что заявление идеологов реформ медицины о том, что с 2017 года в Украине будет внедрено медицинское страхование, так и останется заявлением.

"Те решения, которые были приняты Кабмином, не вводят абсолютно никакого страхования. Это фикция, которая не подпадает под регулирование действующим законодательством страны о страховании, если мы говорим, например, о добровольном страховании, или не подпадает под действие Основ про социальное страхование, если мы говорим об обязательном государственном страховании.

Фактически мы видим ситуацию, когда предлагаются определенны изменения в отрасли, при этом они не комплексные, а касаются определенного уровня медицинской помощи. И снова не повезло первичному звену", – отметил Кубанский.

Вопросов больше, чем ответов

Как отметил эксперт, заключение контрактов с врачами первичного звена опять-таки не соответствует требованиям действующего законодательства.

"Если мы говорим о государственном или коммунальном секторе здравоохранения, то на сегодня все работники этих учреждений – врачи первички – находятся в трудовых отношениях с учреждением и не имеют юридического права заключать любые договоры с гражданами, поскольку такой договор может заключать на сегодня только учреждение здравоохранения.

Когда мы говорим о частнопрактикующих врачах, то в соответствии с действующими нормами Основ законодательства о здравоохранении, таким врачи могут обслуживать обслуживать население, если они находятся в договорных отношениях с центрами первичной медицинской помощи, которые опять-таки являются коммунальными или государственными учреждениями.

Поэтому напрямую с частнопрактикующими врачами заключать подобные договоры не представляется возможным, тем более отчислять им средства", – пояснил Кубанский.

Кроме того, по мнению представителя профсоюзов, неясной остается ситуация с цифрой в 210 грн за каждого пациента в год, которые будет получать врач первичного звена.

"Нетрудно подсчитать, что врач, который заключит договора с 2 тысячами пациентов, будет получать 35 тысяч гривен в месяц "грязными", после уплаты всех налогов – 28 тысяч с небольшим.

Возникает вопрос, за счет чего будет содержаться вспомогательный или обслуживающий персонал в виде той же медсестры, уборщицы? За счет чего будут закупаться самые необходимые медицинские изделия – лекарства, средства медицинского назначения и так далее? За счет чего будут оплачиваться коммунальные услуги или арендная плата, если врачи будут, как прогнозируется физическими лицами предпринимателями?

Кроме того, до сих пор нет четкой информации, войдет ли в эти 210 гривен стоимость анализа крови из пальца, войдет ли кардиограмма, без которых тот же семейный врач или терапевт не сможет поставить элементарный диагноз", – подчеркнул Кубанский.

По мнению представителя столичного профсоюза работников здравоохранения, перед тем, как воплощать в жизнь запланированные реформы, необходимо, во-первых, знать состояние дел в отрасли, а во-вторых узнать мнение тех, кто будет внедрять какие-либо новые изменения.

Цель одна – полностью уничтожить бесплатную медицину

Ответственный секретарь Национальной медицинской палаты Сергей Кравченко не видит в предложениях Минздрава никаких реформ медицинской системы.

"Все, что было нам предложено за последние недели нашей властью, что было проанонсировано и принято постановлениями Кабинета министров – противоречит действующему законодательству – во-первых, а во-вторых, учитывая, что парламент полностью отстранен от процессов в медицинской отрасли, то на вопрос, как все это будет реализовано, существует один ответ – никак. Все это полный бред и профанация.

Кроме того, мы можем констатировать, что министерства здравоохранения, как центрального органа исполнительной власти, в Украине не существует, поскольку центральный аппарат на 50% недоукомплектован и недееспособен, а центр принятия решений находится не Министерстве здравоохранения, а в секретариате Кабинета министров Украины, которым руководит министр кабинета министров Украины и лишь полностью выполняет поручения премьер-министра.

Так что мы можем констатировать, что на настоящее время полный объем ответственности за положение дел в медицинской отрасли и в медицинской реформе несут премьер-министр Владимир Гройсман, как глава исполнительной ветви власти, и президент Петр Порошенко, как гарант конституционных прав граждан Украины", – сказал Кравченко.

По мнению эксперта, вероятно, что перед  командой, которая сейчас существует в Минздраве, поставлена только одна задача, которую они и отрабатывают

"Это задание состоит в том, чтобы уничтожить последние остатки бесплатной медицины в Украине. Нас готовят к тому, что в Украине будет внедрятся национальная система здравоохранения в виде коммерческой отрасли.

Как вы понимаете, самые большие состояния зарабатываются не на богатых людях, а на бедноте и человеческих потребностях. Но ответственность наступит, рано или поздно состоится медицинский трибунал, где люди будут отвечать за свои действия или бездействие", – заключил Кравченко.  

Самое читаемое
    Темы дня