наверх
28.03.202423:42
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Бюджетный процесс. Без МВФ, без интриги, без денег, без процесса

Страна получила "кота в мешке" - бюджет 2017 проголосован (92)

(обновлено: )175480
На этой неделе депутаты рассмотрят проект госбюджета на 2017 год. На фоне скандала с "пленками Онищенко" процесс распределения доходов и расходов государства в следующем году утратил часть интриги.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Поэтому, бюджетный процесс может пройти легче и быстрее, чем в 2014 или 2015 году, когда для голосования за финансовый документ нового года депутатов чуть не к "елке" приковывали и заставляли работать по ночам.

В этот раз интерес к к принятию документа на порядок ниже. Все взоры прикованы к "делу Онищенко" и обсуждение компромата из президентского кабинета, вероятно, оттеснит финансовый план государства на более скромное место в информационной "картинке".

Без сюрпризов?

В последние годы интерес к бюджетному процессу подогревался за счет вопроса: а как на это посмотрит МВФ? В 2015 году принятие госбюджета сопровождалось неким подобием налоговой реформы, которую правительство решило совместить с проектом госбюджета, сверстанном на непринятой еще новой налоговой базе. В итоге получилась "неведома зверюшка" — наиболее жесткие требования МВФ в виде полной отмены упрощенной системы налогообложения не были поддержаны депутатами, и реформа превратилась в плод компромиссов. Естественно, этот вариант не поддержал фонд, что сразу сказалось на интенсивности сотрудничества с правительством Арсения Яценюка. Вплоть до отставки Кабмин министр финансов Наталья Яресько на все вопросы о предоставлении транша отвечала, что "вот-вот дадут". 

После решения МВФ о выделении в сентябре миллиарда долларов, части транша, зарезервированного за Украиной с конца 2015 года, правительство Гройсмана бодро свернуло программу сотрудничества: вместо свободного рынка сельхозземель парламент по представлению Кабмина ввел мораторий до 2018 года, а о пенсионной реформе правительство тоже предпочитает не вспоминать.

В октябре парламент Украины принял в первом чтении проект госбюджета на 2017 год, предусматривающий дефицит на уровне 3% ВВП.

Правительство заложило в проекте документа инфляцию на уровне 8,1% и курс доллара в 27,2 гривны. Исходя из прогноза среднегодового курса доллара, цена на газ составит 245,8 доллара за тысячу кубометров.

По предложению президента страны Петра Порошенко, финансирование сектора обороны и безопасности будет увеличено с 114 миллиардов гривен (около 4,3 миллиарда долларов) до 129 миллиардов гривен (4,9 миллиарда долларов), что составляет 5% ВВП.

При этом, правительство не планирует увеличивать в следующем году общегосударственные налоги, в бюджете закладывается рост социальных стандартов. В частности, если в декабре 2016 года прожиточный минимум в стране будет составлять 1,6 тысячи гривен (около 60 долларов), то 1 декабря 2017 года он увеличится до 1,762 тысячи гривен (около 70 долларов).

На первое чтение минимальная зарплата повышалась  с 1 мая до 1,684 тысячи гривен (около 67,9 доллара), а с 1 декабря — до 1,762 тысячи гривен (около 71 доллара).

Затем премьер заявил, что правительство планирует установить минимальную зарплату на уровне 3200 гривен.

Повышение или пиар?

Вокруг заявления Гройсмана о повышении минимальной зарплаты до 3200 грн (вместо заявленных в проекте госбюджета показателей) разгорелись дискуссии. К уровню минимальной зарплаты привязан расчет налогов и сборов, в частности, для малого и среднего бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения. Кроме того, после повышения минимальной запрлаты автоматически в два раза увеличиваются штрафы, стоимость лицензий, судебный сбор (минимальный размер) по незначительным делам, налог на недвижимость. При этом, в налоге на "дорогие автомобили", то уменьшается база налогообложения, так в объект налогообложения будут попадать авто не свыше 1033500 гривен (750*1378), а только свыше 2 400 000 гривен (750*3200). А по е-декларированию в два раза увеличиваются суммы финансовых обязательства, расходов на сделки, денежных активов чиновников, которые можно не указывать в декларации.

С другой стороны, повышение минимальной зарплаты, судя по всему, больше пройдет "на бумаге". Народный депутат Юрий Деревянко на своей странице в Facebook уже заявил, что анонсированное повышение минимальной зарплаты до 3200 гривен касается исключительно расчетов налогов физлиц.

"Минимальный тарифный разряд по тарифной сетке для бюджетников привяжут к сумме 1600 гривень, а не 3200. Это мошеннический подход правительства к повышению минимальной зарплаты. Тарифная ставка первого разряда остается на уровне 1600 гривень. 3200 — это не минимальная зарплата, а только база для налогообложения, то есть база для того, чтобы увеличить фискальное давление, независимо о того, сколько вы получили. Даже если человек получит 1600 или 2000 гривень зарплаты, придется заплатить налоги из расчета 3200 гривень минимальной зарплаты", — подчеркнул Деревянко.

По мнению экономиста Владимира Дубровского, поскольку Кабмин повышает минимальную зарплату, но не минимум тарифной сетки, поэтому напрямую на зарплаты бюджетников это решение не повлияет.

"Тут немножко хитро сделано: повышается минимальная зарплата, но не повышается минимум тарифной сетки. То есть я так понимаю, что прямого влияния на зарплаты бюджетников, как это было во все предыдущие годы, такой шаг иметь не будет. А сделан он для того, чтобы вынудить как раз частный сектор установить минимальные зарплаты, и те, кто на самом деле платит в конвертах, по замыслу правительства, социального блока — я так понимаю, что именно министр Рева такое придумал — им начнут платить больше официально. Соответственно, у них меньше будет оснований подаваться на субсидии. И за эту зарплату будут перечисляться в бюджет налог с доходов физических лиц и ЕСВ. Соответственно, должны несколько вырасти бюджетные доходы, несколько снизиться расходы", — сказал Дубровский.

"Я думаю, что это шаг очень противоречивый, потому что на самом деле минимальная зарплата, где она действительно работает, это очень плохое дело, поскольку получается, что человека проще не взять на работу и оставить его безработным на содержании общества, чем платить ему эту зарплату. Поэтому тут я против такого шага и против таких мер", — добавил он.

Второе чтение бюджета

Несмотря на дискуссионность вопроса о повышении "минималки", нынешнее рассмотрение госбюджета во втором чтении проходит не "под елкой", как обычно, а в спокойном режиме.

По словам спикера Верховной Рады Андрея Парубия, парламент может принять проект госбюджета на 2017 год на заседании 8 декабря, поскольку доработанный проект государственного бюджета на 2017 год в начале ноября был зарегистрирован в Верховной Раде для рассмотрения во втором чтении.

Интрига с процессом принятия госбюджета постепенно сходит на нет. В нынешнем бюджетном процессе "тень МВФ" уже не маячит, требовать выдерживания заявленных в бюджете параметров тоже некому. Кажется, полная свобода? Практически, так оно есть. Особенно, когда дискуссию о соответствии бюджета требованиям МВФ заменили на вопрос, что лучше, кейнсианство или монетаризм?

Председатель Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что самым дискуссионым вопросом

"Я думаю, что самыми дискуссиоными будут различные виды дотаций регионам. На сегодня все регионы убыточны, и сколько получит каждый из них, вот это будет самым интересным вопросом. В основном, будут ругаться за деньги по регионам. Раньше торговались бы по отраслям, за дотации по углю, но сейчас этого нет", — сказал Охрименко.

"За повышение минимальной зарплаты они тоже проголосуют, потому что прожиточный минимум остался на прежнем уровне, 1600 гривен. Правительство также предложило рассчитывать ЕСВ (единый социальный взнос) не по минимальной зарплате, а по прожиточному минимуму. Грубо говоря, размер ЕСВ останется на уровне этого года. Это такой компромисс, чтобы бизнес не возмущался, и народу повышение пообещали. Главное, чтобы Рада проголосовала законы, которые изменяют эти начисления", — заявил эксперт.

Читайте также: В бюджете-2017 нет четких инструментов экономического развития — нардеп

Кроме повышения прожиточного минимума в госбюджете предполагается рост оборонных расходов и акциз на винно-водочную продукцию, табачные изделия и топливо. К тому же, наполнение бюджета идет за счет девальвации гривны, поскольку размер импортных пошлин привязан к валютному курсу. Но в ситуации усиления политической турбулентности все расчеты и прогнозы по выполнению бюджета следующего года теряют свою актуальность на глазах. Главный вопрос бюджетного процесса, видимо один: будут ли досрочные выборы в 2017 году?

Самое читаемое
    Темы дня