Анна Лаба, РИА Новости Украина
Кабинет министров Украины на заседании в среду принял решение, согласно которому счета за централизованное отопление для семей, в доме которых нет учета тепла, будут начисляться на основе усредненного в городе показателя потребления тепловой энергии тех домов, где счетчики установлены.
Данный алгоритм формирования платежки за отопление должны будут использовать города, где уровень оснащенности жилого фонда приборами учета тепловой энергии составляет не менее 50%. Этот 50-процентный порог и даст возможность определять среднее потребление тепла в населенном пункте с приемлемой точностью. Соответственно, октябрьские платежки за централизованное отопление, поступившие семьям, в доме которых нет домового счетчика, предлагается пересчитать.
Усредненное в городе потребление тепловой энергии на отопление одного метра квадратного отапливаемой площади будет определяться как соотношение общего объема потребления тепловой энергии указанными домовыми средствами учета тепловой энергии к соответствующей общей отапливаемой площади квартир, расположенных в многоквартирном доме с тепловым счетчиком.
По словам главы Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Дмитрия Вовка, это позволит приблизить потребление по этим домам, избежать любых проблем с формулой и активизировать работу местных властей и ТКЭ устанавливать приборы учета.
Легче станет не всем
В Украине по состоянию на ноябрь 2016 уровень оснащения многоквартирного жилого фонда тепловыми счетчиками достигает 61%. Еще год назад учет тепла был на уровне 52%, а в 2013-2014 годах — было чуть выше 31%. К концу года, при выполнении всех утвержденных на 2016 год инвестиционных программ, эта цифра возрастет до 88%, считают в Кабмине.
На сегодня лучше всего дела обстоят в Киеве, где приборами учета тепла оснащены 95% домов. Но жители многих городов облегчения не почувствуют. Например, в Житомире уровень оснащенности счетчиками тепловой энергии составляет 25,9%. В Луцке – 31,3%, в Кременчуге – 18,7%,, Южноукраинске – 3,8%, в Калуше – 2,8%, в Тернополе — 1%.
Насколько именно тепло станет дешевле для украинцев, в домах которых нет счетчиков, точно подсчитать пока не представляется возможным. По предварительным расчетам, тарифы по счетчикам и тарифы по нормативам отличаются в 2,5-3 раза. Пока мы можем оперировать именно такими цифрами: например, в Киеве, стоимость отопления по нормам обходилось в 32 гривны за кв.м, а по счетчику получалось от шести до 11 гривен.
Справедливость где?
Экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, почетный председатель Всеукраинской общественной организации "Союз собственников жилья" Алексей Кучеренко считает, что юридическая правомочность решения правительства под большим вопросом — почему вдруг жители одних городов (с менее чем 50-процентным домовым учетом) будут платить в разы больше, чем жители остальных городов?
"Справедливость была бы, если бы был для начала 100% учет сегодня, а у нас, еще раз подчеркиваю, не помещений, не квартир, а многоквартирных домов у нас 55% оборудованы счетчиками. То есть, насколько я понял, постановление будет действовать для тех городов, где мэры городов и теплокоммунэнерго перевалили за 50% по счетчикам. А там, где не перевалили? То есть люди будут продолжать оплачивать в полтора раза завышеные платежи? Какая же здесь справедливость? То есть Украина делится на две части: одна часть — это там, где власть с головой дружит и более или менее установили эти счетчики, более 50%, а вторая — это там, где не установлены. Я берусь утверждать, что сейчас в подавляющем большинстве городов счетчиков домовых нет. И именно поэтому такая справедливость будет для определенных категорий. Поэтому хочу сказать, что это свидетельствует о том, что проблема учета, проблема регулирования потребления, проблема прозрачной цены на газ, проблема тарифа прозрачного, проблема паритетных отношений — это все атрибуты рыночности. Они не решены сегодня. А в этой ситуации было, по сути дела, с какими рыночными ценами на газ. Это подрывает доверие к этой тарифной политике. То есть это решение сработает в определенном количестве городов, но стратегическим его нельзя ни в коем случае называть", — сказал Кучеренко в эфире радиостанции "Голос Столицы".
Заливают пожар народных бунтов
Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский назвал решение правительства попыткой частично снять накал напряжения в обществе.
"Абсолютно понятно, что новые тарифы неподъемны для большей части населения, соответственно таким вот образом пытаются снизить градус социального напряжения по форме, но по сути это ничего не решает. По сути сохраняется та же достаточно коррупционная система субсидий, которые помимо коррупционной составляющей несут достаточно большие финансовые риски для предприятий коммунальной энергетики. То есть, это пожарная, авральная, временная мера, которая призвана в данном отопительном сезоне в краткосрочном периоде снять накал", - сказал Землянский в комментарии РИА Новости Украина.
По его мнению, такая мера приведет к сокращению финансовых потоков предприятий коммунальной энергетики, что автоматически может привести к росту задолженности за газ.
"Я не исключаю такого варианта, поскольку у нас тарифы формируются по принципу "затраты плюс". Затраты, по большому счету, никуда не деваются, а финансовые средства сократятся. При этом в тарифах на тепло 80% — это стоимость газа", — считает эксперт.
Долги растут
Как население справляется с коммунальными платежами наглядно демонстрирует официальная статистика. Украинцы в октябре оплатили только 56,9% коммунальных услуг. Это наибольшее падение за 12 месяцев, даже в январе (традиционный месяц, когда народ не платит за ЖКУ) заплатили больше — 59%. Задолженность населения последние 12 месяцев выросла на 7,6 млрд грн и будет расти еще больше.
Стоит ли еще говорить об адекватности тарифной политики и эффективности субсидий?