наверх
28.03.202417:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Закон раздора. КС решает по языковому закону "Кивалова-Колесниченко"

(обновлено: )86330
Спустя два года Конституционный суд приступил к рассмотрению представления об отмене скандального языкового закона "Кивалова-Колесниченко". Фактически закон так и не повлиял на языковую ситуацию в стране, но до сих пор будоражит общество.

Соня Тарасюк, РИА Новости Украина

В четверг, 17 ноября,  Конституционный суд (КС) приступил к рассмотрению  дела о конституционности закона "Об основах государственной языковой политики", больше известного как "закон Кивалова-Колесниченко".

С утра "свободовцы" уже собрались на митинг под зданием суда, требуя отмены "языкового" закона и выступая против "русификации".

Смотрите также: Митинг "Свободы" против "языкового закона" и "русификации"

Напомним, 57 народных депутатов направили в КС свое представление еще в июле 2014 года. Согласно этому документу, они просят отменить языковой закон "в связи с несоответствием его положений Конституции Украины".

Скандальный закон

Принятие 3 июня 2012 года языкового закона "Кивалова-Колесниченко" стало одним из самых громких политических событий в стране. Противники закона утверждали, что документ направлен на русификацию Украины, несет угрозу государственности и даже является шагом к внедрению официального русского языка. Принятие закона сопровождалось акциями протеста, голоданием, блокированием парламентской трибуны и драками в сессионном зале.

Оппозиционные депутаты заявляли, что голосование по закону проходило с нарушением норм регламента и процедуры рассмотрения. В частности, много народных депутатов, карточками которых проголосовали, отсутствовали на заседании.

После событий на Майдане в феврале 2014 года парламент таки отменил скандальный закон, но тогдашний председатель Рады Александр Турчинов не поставил свою подпись, как это не сделали и последующие спикеры парламента — Владимир Гройсман и Андрей Парубий.

Читайте также: Танцы на граблях. Об отмене закона "Кивалова-Колесниченко"

В 2014 году жители Крыма и востока Украины крайне негативно восприняли попытку отмены закона. Это, в частности, стало основанием для властей Крыма заявить об ущемлении прав русскоязычного населения. К тому же, это решение парламента стало одним из факторов, спровоцировавших волну "антиправительственных выступлений и дальнейшего развития сепаратистских настроений на Юго-Востоке".

Таким образом, противоречивый языковой закон до сих пор остается в силе. Впрочем, реального влияния на языковую ситуацию он так и не оказал. Формально, как заявляли авторы закона, он должен был помочь защитить региональные языки. Фактически, он обернулся только объявления российского языка региональным в нескольких областях на востоке и юге Украины. Согласно данным, опубликованным в сентябре 2015 министерством культуры Украины, русский язык был признан региональным в девяти регионах: Донецкой, Запорожской, Луганской, Николаевской, Одесской, Харьковской и Херсонской областях, а также в Крыму и Севастополе.

Положения закона

В законе "Кивалова-Колесниченко" говорится, что "каждый имеет право свободно определять язык, который считает родным, и выбирать язык общения, а также признавать себя двуязычным или многоязычным и изменять свои языковые предпочтения".

Cтатья 6 закона устанавливает, что государственным языком в Украине является украинский, который обязательно используется на всей территории страны во всех законодательных, исполнительных и судебных органах.

Языком судопроизводства остается украинский. Но суды, где это возможно без дополнительных издержек для сторон и с согласия сторон, могут применять региональные языки.
Что касается образования, то статья 20 гласит, что ВУЗы могут создавать отдельные группы, где можно вести обучение на региональных языках.

"Ни одно положение данного закона не может толковаться как сужение сферы использования государственного языка", — подчеркивается в законе.

В тоже время закон предусматривает возможность официального двуязычия в регионах. Документ устанавливает, что к региональным языкам или языкам меньшинств Украины отнесены:  русский, белорусский, болгарский, армянский, гагаузский, идиш, крымскотатарский, молдавский, немецкий, новогреческий, польский, ромский, румынский, словацкий, венгерский, русинский, караимский, крымчацкий.

Читайте также: Под АПУ активисты требовали адекватной "языковой" политики

В частности, по решению местного совета в отдельных случаях, с учетом конкретной ситуации, может применяться язык национальных меньшинств, если региональная языковая группа составляет менее 10% соответствующей территории.

"В случае сбора подписей свыше 10% лиц, которые проживают на определенной территории, местный совет обязан принять соответствующее решение (про признание языка региональным – прим. автор) в течение 30 дней с момента поступления подписных листов", — говорится в статье 7 закона.

Больше всего дискуссий вызвала 11 статья закона, которая закрепляет необходимость должностных лиц государственных органов знать, общаться с посетителями и отвечать на запросы на региональном языке.

"Лицам, которые используют региональный язык (языки), обеспечивается право подавать устные или письменные заявления и получать ответы на них на этом региональном языке (языках)", — говорится в законе.

Мнение

Политолог Руслан Бортник, соавтор ныне действующего "языкового закона", считает, что сегодняшнее рассмотрение дела в КС — это политические игры и попытка дешевого пиара.

"Именно дата установления этого рассмотрения – это попытка отвлечь внимание общественности, тем более, что закон действовал все это время, не вызывал никаких противоречий, поддерживается однозначно всеми международными организациями и во многом благодаря их позиции до сих пор не отменен", – сказал политолог.

"Если Конституционный суд поддержит депутатов, это будет означать очередной итог информационной, социальной конфронтации в Украине – не более того", – прогнозирует Бортник.

Самое читаемое
    Темы дня