Анна Лаба, РИА Новости Украина
По существу, украинцы в следующем году не ощутят никаких изменений в системе здравоохранения, единственное новшество – каждый гражданин Украины должен будет заключить договор с семейным врачом, терапевтом и педиатром – без этого пациентов обслуживать не будут.
Модель страховой медицины
Изменения, озвученные Минздравом, касаются, в первую очередь вышеперечисленных врачей – так называемого "первого звена" медицинской помощи.
В Минздраве вынуждены признать, что при выборе модели страховой медицины пошли по пути наименьших затрат, исходя из нынешних экономических условий. Остановились на модели, которая требует минимальных изменений в законодательстве и рекомендована ВОЗ и международными партнерами.
Как заявил заместитель министра здравоохранения Украины Павел Ковтонюк, из трех обязательных компонентов страховой медицины, в Украине уже действуют два – предоплаченный страховой взнос и "место", где эти средства накапливаются. Осталось создать лишь механизм оплаты медучреждению по страховому случаю для конкретного пациента.
Сбор страховых взносов в Украине уже существует: это общая система налогообложения. Никакой дополнительный налог или сбор с заработной платы решили не вводить, поскольку это загонит экономику еще глубже в тень, а ограничение доступа к медицинской помощи граждан, которые официально не трудоустроены, – это даже не предмет для обсуждения. Поэтому был выбран метод сбора страховых взносов через общее налогообложение.
Фактически любой гражданин Украины будет включен в Национальную систему медицинского страхования, даже если он получает зарплату в конверте или ездит на заработки за границу, он платит косвенные налоги (НДС, акцизы), осуществляя любую покупку в магазине.
Читайте также: О чем нам не договаривают: безработица и "оптимизация" населения
В некоторых странах создается специальный частный или государственный фонд, где аккумулируются средства. На практике такие фонды никогда не бывают достаточными и дополнительно финансируются из бюджета. Также, считают в Минздраве, создание подобного фонда в украинских реалиях несет серьезные коррупционные риски и гарантировано приведет к длительным политическим торгам.
Другая модель, где средства аккумулируют частные страховые компании, также была отвергнута Минздравом. На практике частным страховым компаниям выгодно работать со здоровыми пациентами и невыгодно работать с больными – и страны, которые ввели такую модель, столкнулись с проблемами в доступе к медицинской помощи граждан, которые больше всего в ней.
Кроме того, в подобной схеме от 20% бюджета здравоохранения идет на прибыль частным компаниям, Украина не может позволить себе финансово. Поэтому была выбрана схема с накоплением средств в государственном бюджете – она уже существует и работает.
Перераспределение средств
По сути, средства на финансирование медицины вновь будут накапливаться и выделяться из государственного бюджета.
А вот действительно в предложении Минздрава – это оплата за страховой случай конкретного пациента. Для этого собираются создать техническое Агентство "Национальная служба Здоровье" как центральный орган исполнительной власти, которое будет заключать контракты с медицинскими заведениями и частными практиками, контролировать качество предоставляемых услуг, а также собирать и анализировать данные.
Ключевая задача агентства – перечислять деньги из бюджета конкретным врачам и медучреждениям за оказание услуг конкретным пациентам.
По словам Ковтонюка, аналогичная модель (налоги-бюджет-агентство) действует в Великобритании, Скандинавии, Италии, Испании, Канаде и показала свою высокую эффективность. Также эта модель рекомендуется ВОЗ для внедрения в развивающихся странах.
Баснословные доходы врачей
Каждый гражданин Украины должен будет заключить договор с терапевтом, семейным врачом или педиатром, у которого намерен обслуживаться.
"Это будет своего рода договор о намерениях лечиться именно у этого врача с перечнем обязательств обеих сторон. Врач может работать в поликлинике, при этом деньги на ведение этого пациента будет получать поликлиника. Но врач, с которым пациент заключил договор, – это свободный человек, который выбирает место своей работы. И он может выбирать возможность работать в поликлинике, если договорится об условиях с главным врачом или, если его не устроит уровень оплаты, может открыть частную практику. Так мы видим эту систему", – пояснил замминистра.
Заработок врача будет зависеть от количества пациентов, которых он лечит. Государство станет оплачивать труд врачей по определенному тарифу за каждого пациента. В среднем тариф составит 210 гривен за одного пациента в год, то есть доход врача напрямую зависит от количества договоров, заключенных с пациентами.
"К этому тарифу будет вводиться коэффициент, в следующем году это будет возрастной коэффициент. К примеру, если врач ведет ребенка, то на него нужно больше времени и сил, за такую работу мы должны доплачивать. Будет повышенный тариф и на лечение людей преклонного возраста. Тариф за взрослого здорового человека, который практически не ходит к семейному врачу, будет меньшим", – объяснил заместитель министра.
Указанная сумма тарифа покрывает осмотр у семейного врача, диагностирование заболевания и направление на лечение к узкому специалисту. В Минздраве установили "потолок" нагрузки на одного врача в 2 тыс. пациентов. В таком случае такой специалист сможет заработать в среднем 35 тысяч гривен в месяц.
Гладко было на бумаге
У команды реформаторов Минздрава пока не готовы ответить на ключевые вопросы, которые возникают после ознакомления с представленной реформой, которую будут внедрять в Украине уже в следующем году.
Если установлен потолок количества пациентов в две тысячи пациентов на одного врача, то как быть с регионами, где врачей не хватает? В Минздраве надеются, что высокая оплата труда станет стимулом для молодых врачей и они будут приезжать в районы, испытывающие дефицит медицинских кадров.
Однако при этом Ковтонюк затруднился с ответом, насколько быстро пойдет этот процесс и будут заполнены все "прорехи".
Кроме того, в случае внедрения новой системы в первичном звене, образуется серьезный разрыв в оплате труда врачей. Например, хирурги, эндокринологи, гинекологи, и другие узкие специалисты будут продолжать получать свои мизерные зарплаты, работая в больницах, поскольку их звено пока не реформируется.
Закладывается серьезное социальное неравенство, кроме того, не известно, что думают по этому поводу отраслевые профсоюзы и обсуждала ли с ними этот вопрос команда реформаторов.
В Минздраве утверждают, что благодаря выбранной системе Национального медицинского страхования, будет застраховано 100% украинских граждан, что избавит их от "катастрофических финансовых потерь", которые они несут в случае болезни.
Как показывает практика, медицинская помощь является особо затратной, когда человеку поставлен серьезный диагноз. А при обращении за первичной медицинской помощью главные расходы приходятся на оплату лабораторных исследований и обследования на диагностическом оборудовании.
Реформа невозможна?
Нет ответа и на вопрос, каким именно будет пакет услуг, которые врачи первого звена будут оказывать пациентам. По задумке министерства, в стандарт входит три медицинские услуги: ранняя диагностика и скрининг групп риска, лечение, которое не требует сложного оборудования и узкой специализации, а также направление пациента к специалисту.
Если утверждается, что в обязанности врача, будь то терапевт, педиатр или семейный доктор, входит ранняя диагностика, то пока не ясно, будут ли для пациента безоплатными лабораторные исследования (в народе "анализы"), и обследование на диагностическом оборудовании – УЗИ, рентген и так далее.
Ковтонюк, будучи предельно честным, сказал, что в Минздраве пока только проводят расчеты, сможет ли государственный бюджет позволить платить за диагностику, и однозначного ответа у них нет.
По сути, для пациента остается безоплатным только консультация врача и лечение. Однако все это и так гарантируется гражданам Украины 49 статьей Конституции. И без серьезных изменений в законодательстве система не заработает.
Если Ковтонюк и утверждает, что для создания национального агентства "Здоровье" не нужны изменения в законодательную базу, и его можно учредить постановлением Кабинета министров, то уж распределять бюджетные средства без законных на то оснований точно не удастся.
Ни в одном из украинских законов нет определения, что такое медицинская услуга, как нет и механизма определения ее стоимости – государство не знает, сколько необходимо заплатить врачу за обслуживание того или иного пациента, а тариф, по признанию Ковтонюка, рассчитывался наобум: количество желаемых бюджетных средств разделили на количество населения.
В условиях существующего законодательного поля страховая медицина в Украине невозможна, и реформа, заявленная Минздравом, рискует остаться филькиной грамотой.