Соня Тарасюк, РИА Новости Украина
"Укравтодор" по-польски
В среду, 19 октября, новым главой "Укравтодора" был назначен Славомир Новак – экс-министр транспорта Польши. Следует отметить, что это уже третий поляк в Кабмине после руководителя "Укрзализници" Войцеха Бальчуна и советника премьера Владимира Гройсмана по вопросам реформ Лешека Бальцеровича.
"Мы считаем, что "Укравтодор" требует серьезных знаний, в том числе международных. Наша позиция заключается в том, что в Украине должны быть созданы качественные автомобильные дороги, автобаны, которые будут соединять нас со странами Европы, и поэтому профессиональный уровень "Укравтодора" надо повышать", – сказал Гройсман перед представлением Новака.
Новоназначенный чиновник уже успел выступить с планом работы, пообещав решение транспортных проблем и привлечение инвестиций. Своим приоритетом в Украине он назвал создание Государственного автодорожного фонда, а также восстановление эффективного сотрудничества с ЕБРР и Всемирным банком.
"Нам нужно очень быстро сделать технический аудит дорог и улучшить технические стандарты. Нам нужно быстро сделать план строительства и реконструкции дорог на основании трафика", – отметил Новак.
Читайте также: Соцсети в ауте: поляк-коррупционер возглавил "Укравтодор"
Бурное прошлое
За время работы в Польше у Славомира Новака сложилась неоднозначная репутация.
Он родился в Гданьске 11 декабря 1974 года. В 2000 году политик окончил факультет политологии и социальных наук Университета Гданьска и факультет административного управления морской академии в Гдыне.
По данным польских СМИ, бурная политическая карьера Новака началась в 2004 году, когда он стал депутатом Европарламента.
С 2007-2009 год он был госсекретарем в канцелярии премьера и председателя политического кабинета премьера Дональда Туска. С 2009 по 2010 год – вице-президент парламентской фракции "Гражданская платформа".
В 2010 году Новак был главой предвыборного штаба Б. Комаровского на президентских выборах. С 2010-2011 год – госсекретарь в канцелярии президента по вопросам контакта с правительством и парламентом.
Читайте также: Если судить по состоянию дорог, "Укравтодора" не существует – эксперт
С 2011-2013 год Новак был министром транспорта Польши. В частности, он отвечал за транспортные планы и инвестиции при подготовке Польши к Евро-2012. Одним из своих самых больших успехов Новак называл реформу польских железных дорог, а также завершение строительства автобана Варшава-Берлин. В целом, при нем построили больше 850 км дорог по всей стране. Кроме того, политик запустил в Польше приватизацию госкомпаний на железной дороге.
Но у себя на родине фамилия министра фигурировала и в ряде скандалов, один из которых стал причиной его отставки.
Так, в 2013 году журналисты заметили на министре часы Maxi Marine Chronometer от швейцарской фирмы Ulysse Nardin за $5,5 тыс., не указанные в его декларации. Как известно, польское законодательство обязывает чиновников указывать в декларации все имущество, стоимость которого превышает 10 000 злотых, что по тогдашнем курсу составляло около $ 3,5 тыс.
Скандальная история закончилась тем, что прокуратура выдвинула против Новака обвинения в коррупции. Сам министр своей вины не признал, хотя и подал в отставку в ноябре 2013 года.
"В ноябре 2013 года Районный суд Варшавы признал, что в течение 2011-2013 годов Новак не внес часы в свою декларацию. За то время он мог сделать это пять раз. Однако не сделал, совершив таким образом пять правонарушений. Суд присудил ему штраф в 20 тысяч злотых", – рассказала Стране экс-мэр приграничного города Рава-Русская и директор Центра Балто-Черноморских исследований Ирина Верещук.
Читайте также: Foreign Policy: судите по стране по ее дорогам, в Украине — катастрофа
Спустя год Новак оказался замешанным в еще одном скандале. Еженедельник Wprost обнародовал расшифровку прослушивания польских чиновников правительства Дональда Туска. На записи было слышно, как человек с голосом, похожим на голос экс-министра, жалуется экс-вице-министру финансов Польши Анджею Парафиановичу на то, что "налоговая служба проверяет его жену".