наверх
25.04.202420:41
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Госбюджет-2017: антисоциальный, но не европейский

Повышение соцстандартов или пыль в глаза (213)

(обновлено: )141020
Проект госбюджета-2017 антисоциален и неграмотен. Правительство не хочет или не может правильно применять оставшийся (пока еще) в его распоряжении основной экономический ресурс – людей. Отсюда – странные новации в отношении силовиков и полное игнорирование проблем гастарбайтеров.
Заседание Верховной рады Украины

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Экономическая модель Украины далека от традиционной. Если аграрные страны пестуют промышленность, то у нас власть легко пошла на деиндустриализацию, и теперь наш уклад может стать даже не аграрным, а вполне сырьевым.

Кроме того, правительство игнорирует такой ресурс экономики как наесление. Хотя людской потенциал – это последний рычаг экономики, который все еще остается в распоряжении власти, констатировали эксперты на пресс-конференции на тему "Бюджет 2017: медицина, образование и социалка, как всегда, "в пролете", которая состоялась в РИА Новости Украина.

Читайте также: Бюджет 2017. Субсидий на всех не хватит — эксперт

Антисоциальный – да, европейский –?..

Исполнительная власть Украины уже два года проводит в жизнь все рекомендации либеральной экономической школы. По принципу "выживает сильнейший" у нас стремительно снижается уровень жизни и растет нищета.

До голодных бунтов еще далеко, но они не исключены, если уровень ежедневных расходов и дальше будет ниже 5 долларов в день, т. е. ниже черты бедности по стандартам ООН. И хотя либеральные методы управления экономикой – свободный рынок и минимум социальных расходов – это даже не вчерашний, а позавчерашний день как в Европе, так и в США, – Украина с упорством, достойным лучшего применения, топчется на этих "граблях".

Антисоциальная направленностью госбюджета Украины на 2017 год видна и при общем обзоре, и при постатейном изучении. Например, объем финансирования Министерства обороны Украины – почти 62 млрд грн – превышает расходы на культуру, медицину и социальную политику вместе взятые, а также на 500 млн грн превосходит средства, выделенные на образование.

В целом финансирование силовиков планируются на уровне свыше 144 млрд грн, что равняется почти всему финансированию Пенсионного фонда. Власть не забыла и собственные потребности: Верховной Раде добавили 44 млн, Государственному управлению делами – 400 млн, Администрации президента Украины – 213 млн гривен.

А простым людям нужно усиленно радоваться "повышению" социальных стандартов: к концу 2017 года минимальная зарплата достигнет 1762 грн, прожиточный минимум – 1700 грн, минимальная пенсия – 1373 грн. Если считать по запланированному в бюджете курсу доллара в 27,2 грн, это составляет 64,7; 62,5 и 50,4 долл. соответственно. А если "умножить" на девальвацию от 30 до 36 грн за доллар, сумма получится очень скромная.

При этом, расходы на коммунальные услуги по новым тарифам для однокомнатной квартиры превышают минимальную пенсию, а для трехкомнатной составляют более 3 тыс. грн. Государство обещает всем нуждающимся субсидию, но обещания порой не значат ничего.

Субсидия достанется немногим

В проекте госбюджета на 2017 год заложена сумма в 51 миллиард гривен на компенсацию разницы в стоимости жилищно-коммунальных тарифов, т. н. Субсидии. В 2016 году эта сумма составила 40 млрд гривен, субсидиями были охвачены свыше 4 млн домохозяйств.

В 2017 году правительство ожидает, что на получение субсидий будут претендовать до 9 млн семей. Всего в стране зарегистрировано 15 миллионов домохозяйств, и почти две трети не смогут самостоятельно оплачивать стоимость коммунальных услуг. А они в два-три раза повысились по сравнению с отопительным сезоном 2015-2016 годов. Поэтому сумма, заложенная в проект госбюджета-2017, мягко говоря, недостаточна.

"В связи с поднятием тарифов количество нуждающихся в субсидии увеличится в два раза, и размер самой субсидии тоже увеличится. Поэтому в бюджет должна быть заложена сумма в три раза больше, чем планируется. Но этого не произошло. Это говорит о том, что субсидию многие не получат. А если получат, то только самые неимущие", – отмечает экономический эксперт Всеволод Степанюк.

По его словам, одним из рисков госбюджета следующего года будут массовые неплатежи по коммунальным услугам.

Социалка на паузе

Одной из новаций нового бюджетного года будет приостановление действия ряда законов в части социального обеспечения.

"Приостанавливается действие законов о культуре, о научно-технической деятельности. Но премьер-министр прямо сказал, что нам наука не нужна и финансировать ее не собирается. Но интересно, что приостанавливается закон о социальной защите военнослужащих. И это при увеличении бюджетного финансирования (оборонных расходов).

Приостанавливается также действие законов о госслужбе, о полиции, и эти пункты имеют социальную направленность. Либо преследуется цель вручную руководить и армией и полицией по принципу, если будет кризисная ситуация, то в ручном режиме распределять ресурсы, либо непонятно, как можно в условиях боевых действий переводить в ручной режим закон по социальной защите военнослужащих", – заявил Степанюк.

"В бюджете написано, что расходы по этим статьям будут проводиться, если будут деньги. В украинской практике это обозначает, что проводиться они не будут, потому что денег, естественно, не будет. И это вызывает, как минимум, удивление", – добавил эксперт.

Секретный ресурс экономики

До 2014 года основным источником бюджетных поступлений был реальный сектор экономики, занятый в секторе внешнеэкономической деятельности.

Внутренний рынок Украины не смог бы потребить объемы добывающей и перерабатывающей промышленности, машиностроения и сельского хозяйства, которые традиционно шли на экспорт. Низкая потребительская способность внутреннего рынка, которая стала еще ниже после нескольких волн девальвации, естественно, не смогла компенсировать производителям потерю рынка России и стран СНГ после нескольких этапов торговых войн.

Потеря рынков, потеря доходов предприятиями плюс проблемы бизнеса в виде потерь оборотных средств в банках-банкротах не могло не привести к изменениям на рынке труда Украины. Сейчас самые ходовые направления для зарабатывания денег – страны-соседи Украины. По-прежнему, это – Россия, частично Белоруссия и Казахстан, Польша, Венгрия, Чехия и т. д.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает, что валютные переводы от украинцев, работающих за рубежом, являются сейчас главным источником поступления валюты в Украину.

"Официально гастарбайтеры присылают почти 4 миллиарда долларов. Неофициально может поступать еще миллиард или два. Все равно получается сумасшедшая цифра. Мы тут за миллиард долларов транша перед МВФ только по полу не лазим", – подчеркнул Охрименко.

"МВФ не ожидает, что у нас будет положительное сальдо по внешней торговле даже к 2020 году. Единственное, что они прогнозируют, это то, что приток инвестиций составит 2-4 миллирада гривен. Обращаю внимание: население больше перечисляет", – подчеркнул экономист.

Перед правительством в этом случае открываются шикарные варианты валютных поступлений. Все, что нужно сделать, это решить вопросы по начислению пенсионного стажа в Украине, пока наши валютные кормильцы работают за границей, и другие организационные вопросы. Но для этого нужно выйти за рамки стандартной либеральной логики в управлении экономикой.

Самое читаемое
    Темы дня