наверх
25.04.202413:45
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Судостроение Украины: позабыто, позаброшено, обанкрочено

(обновлено: )11646363
Украинское судостроение находится в стадии банкротства, и скоро некому будет строить корабли для усиления мощи национальных ВМС. А в наследство от СССР Украина получила судостроительный комплекс, который мог построить все: от авианосца до контейнеровоза.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Итогом "хозяйствования" в течение двадцати пяти лет стало фактическое банкротство ведущих предприятий судостроения. Николаев и Херсон, а еще раньше — Феодосия в Крыму превратились из мест постройки кораблей в объект судебных тяжб. И наиболее вероятным исходом будет распил конструкций заводов на металлолом.

В планах ВМС Украины заявлено "возрождение" корабельного состава ВСУ. При наличии финансов на строительство флота это было бы непросто, но не невозможно. В настоящее время корабли просто строить негде.

Флотские фантазии

В канун очередного празднования Дня ВМС Украины военное ведомство традиционно пообещало флоту "светлое будущее". Министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что "Киев принимает серьезные меры по восстановлению боеспособности кораблей, которые были выведены из оккупированного Россией Крыма". 

По его словам, удалось вывести практически 50% корабельного состава и уже принято решение о строительстве штаба военно-морских сил на участке земли в Одессе, который удалось вернуть в госсобственность. "Это будет не просто штаб – это будет база", – сказал министр. 

Правда, эксперты высказали сомнение в пригодности этого участка для размещения чего-то, кроме административных и штабных зданий, но адмиральские джипы там действительно смогут базироваться. Позже начальник управления коммуникаций и прессы министерства обороны Украины Оксана Гаврилюк сообщила о планах по кардинальному обновлению корабельного состава: "Военно-морские силы Украины до 2020 года получат в свое распоряжение около 30 боевых кораблей и катеров". В результате должно быть создано ядро национального флота в составе 66 единиц, способных решать боевые задачи по защите интересов государства на море. Окончательно ВМСУ будут сформированы только в 2035 г., но только при наличии необходимого финансирования и последовательности при реализации долгосрочных и технически сложных проектов.

К кому обращается спикер военного ведомства? С 2011 года на стапелях Черноморского судостроительного завода находится корабль класса "корвет" для ВМС Украины. По данным завода, с 2014 г. госбюджет приостановил финансирование строительства корабля, поэтому он находится в готовности 17%. А ведь планировалась закладка еще минимум двух кораблей этой серии, и финансирование строительства новых корветов было бы лучшим рассказом Минобороны о своих планах по возрождению флота. Тем более, что они — стахановские, шутка ли строить по кораблю в месяц, чтобы выйти на планы, объявленные Гаврилюк?

Кто получит госзаказ?

Черноморский судостроительный завод — это единственное на постосоветском пространстве предприятие, способное построить авианосец. С распадом СССР Украина автоматически оказалась в списке стран, способных построить такой корабль — США, Великобритания, Франция, Россия, Италия и Испания.

Помимо авианосцев, на ЧСЗ строились подводные лодки, легкие и тяжелые крейсеры, корабли особого и специального назначения, а также суда различного назначения.

В настоящее время завод входит в ООО "Смарт Мэритайм Груп", принадлежащее группе  "Смарт-Холдинг" Вадима Новинского.

Судостроительные активы бывшего гражданина РФ стали конкурентом киевскому заводу "Ленинская кузня", принадлежащей президенту Украины Петру Порошенко через контролируемый им концерн "Укрпроминвест". Поэтому строительство нового корвета на ЧСЗ не финансируется, а вот катера на "Ленинской кузне" строятся за счет гособоронзаказа, хотя флот их пока не принял.

ЧСЗ вряд ли получит крупный гособоронзаказ, пока будет числиться в собственности Новинского. Судя по информации в СМИ, к другим активам олигарха пропрезидентская группа проявляет явный интерес.

Иначе, чем пояснить радость советника президента Украины Юрия Бирюкова, который недавно сообщил, что Печерский районный суд отобрал судостроительный завод "Океан" у народного депутата от "Оппозиционного блока" Новинского. 

"А все уже в курсе о том, что решением Печерского суда города Киева судостроительный завод "Океан" у Новинского забрали?" — написал Бирюков на своей странице в Facebook.

Примечательно, что ранее компания "Смарт-Холдинг" заявляла, что с 2012 г. не имеет никакого отношения к ПАО "Николаевский судостроительный завод "Океан". А в комитете кредиторов "Океана", который находится в стадии санации, вообще заявили о попытке рейдерского захвата предприятия.

Читайте также: Полет ненормальный. Украина потеряла авиастроение и космическую отрасль

"Наши оппоненты, видя, что у нас все прозрачно, начинают предпринимать попытки рейдерского захвата предприятия. Все началось с подачи иска компании "Бельмонт Индастриз Инк." о восстановлении ее как кредитора. Очень сложно это комментировать, ведь эта компания тесно связана с кипрской компанией Zonel Operations Limited, относящейся к российскому "Газпрому". Представителем "Бельмонт Индастриз Инк." является некий господин Копылов, который в 2010-2011 был главой наблюдательного совета ПАО "НСЗ "Океан", а президентом был некий господин Леонид Шумило. Решением Печерского суда от 9 сентября 2016 года арестовано все имущество завода "Океан", и господин Шумило был назначен ответственным хранителем имущества этого предприятия", — прокомментировал это решение суда глава комитета кредиторов НСЗ "Океан" Игорь Волошин. 

Президент Украины в своем выступлении с посланием Верховной Раде заявил, что милитаризация может стать драйвером экономики. Но даже краткосрочный эффект можно получить только за счет направления финансового ресурса в эту отрасль. Без денег в виде государственного оборонного заказа оборонно-промышленный комплекс работать не может. Это ярко видно на примере кризисного положения в судостроении. Если нет заказов — не будет и производства, это аксиома. 

Самое читаемое
    Темы дня