наверх
27.05.201722:20
Курсы валют НБУ
  • EUR29.37+ 0.01
  • USD26.39- 0.02

Страхи и реальность. Жестокая правда о пенсионной реформе

Шоковая терапия: тарифы, платежки, протесты. (477)

(обновлено: )59671211
Повышение пенсионного возраста – это не пенсионная реформа, но едва ли не единственный из набора возможностей вариант, который могут выбрать украинские власти. Остальные действия, чтобы получить результат, потребуют не меньше тридцати лет.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Реформа пенсионной системы подразумевает комплекс действий, которые растянуты во времени, и не дают эффекта через год или два. Более того, реформа должна охватывать будущих пенсионеров в самом начале их трудового пути. Тогда уместно предлагать юным работникам новую модель, отличающуюся от нынешней, и рассчитывать на какой-то положительный эффект, но не раньше, чем через тридцать лет.

Действия, от которых ожидают немедленного результата, наоборот, ничего положительного в систему пенсионнного обеспечения не принесут. В то же время, не стоит бояться  повышения пенсионного возраста – в Европе раньше 65 лет на пенсию никто не идет, а Украина, как известно, идет в Европу.

О нюансах изменений в пенсионном обеспечении – необходимых или вероятных – шла речь на пресс-конференции на тему "Украина обречена на повышение пенсионного возраста. Без вариантов", которая состоялась в РИА Новости Украина.

Читайте также: Харьков, жестокий эксперимент: может ли пенсионер выжить на 1130 гривен

Повышение пенсионного возраста – это не реформа

Постепенное увеличение пенсионного возраста, в первую очередь для женщин, позволяет экономить средства Пенсионного фонда. В долгосрочной перспективе такая экономия может стать одним из решающих факторов, особенно на фоне усиления миграционных настроений среди украинской молодежи.

В нынешних условиях выбор между жизнью на родине, но без хороших доходов или на чужбине, но с заработками 300-500 евро будет в пользу эмиграции. Значит, налоги (если будет официальная работа) и остальные траты значительная часть молодого поколения будет осуществлять за пределами Украины и не в пользу украинской экономики.

По словам, ведущего научного сотрудника Института демографии и социальных исследований НАН Украины Лидии Ткаченко, ежегодная экономия от  повышения пенсионного возраста на полгода для женщин составляет несколько сотен тысяч гривен.

"Утверждение, что повышение пенсионного возраста ведет к понижению уровня  жизни людей не имеет под собой никаких аргументов. С 2011 года повышается пенсионный возраст женщин, и никому не стало от этого хуже. Смертность женщин точно не увеличилась, наоборот, даже уменьшилась, и катастрофы на рынке труда тоже не произошло. Конечно, никто не обрадуется, но повышение пенсионного возраста позволяет экономить средства пенсионного фонда", – отметила Ткаченко.

В то же время она отметила усиление миграционных настроений среди трудоспособного населения.

"Работать скоро будет некому, и это реальная угроза. Поэтму повышение с 2021 года пенсионного возраста для мужчин и женщин до 65 лет – это общеевропейский стандарт", – добавила она.

"Не делать уравниловку"

В свою очередь эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко отметил, что решение проблем пенсионного обеспечения не связаны с пенсионным возрастом.

"Если вы услышите, что кто-то хочет поднять пенсионный возраст или ввести многоуровневую систему пенсионного страхования и тем самым решить проблемы пенсионного страхования, вы должны четко понимать, что перед вами дилетант или пропагандист. Все остальные эксперты понимают, что для того, чтобы что-то решить нужно проделать массу других вещей", – подчеркнул Гаврилечко.

А экономический эксперт Всеволод Степанюк добавил, что реформа пенсионной системы состоит не в повышении пенсионного возраста, а в стимулировании работников подольше работать.

"Стараниями в том числе и представителей нынешней власти пенсионная система перешла на социальные выплаты, а не на выплаты пенсий. Даже мизерные индексации относятся не ко всем пенсиям, а к минимальной, которая по возрасту выплачивается всем. Но даже в Советском Союзе пенсия выплачивалась не всем… Нужно сейчас реформировать пенсионную систему, чтобы пенсии получали те, кто их заработали, кто перечислял взносы, а не делать уравниловку", – отметил Степанюк.

По его словам, поднятие возраста – это мировая тенденция: "Ниже чем в Украине возраст выхода на пенсию только в Белоруссии и России. Но Белоруссия – это благополучная страна и может себе это позволить, а Россия – очень богатая страна и может себе это позволить, пока, но даже там идут разговоры о повышении пенсионного возраста.

"Что касается Украины, то на сегодня я считаю это невозможным. Далеко не каждый работающий доживает до пенсии. У нас очень низкий уровень жизни, очень большая смертность в возрасте 40-50 лет, но эти люди все-таки платили в Пенсионный фонд, а потом пенсию не получали", – подчеркнул Степанюк.

По его мнению, повышение возраста в пенсионной сфере сродни поднятию коммунальных тарифов.

"Это не реформа, а повышение. Реформа должна заключаться в принципе кто не работает, тот не имеет права на пенсию, а кто работает должен получать пенсию, которая обеспечивает нормальную старость, а не думать, как должить до следующей пенсии", – добавил эксперт.

Нелинейные последствия

Наши дни все меньше отличаются от зари цивилизации: смертность "молодеет". Понижение социальных стандартов, снижение уровня медицинского обслуживания и качества жизни ведет к тому, что до пенсионного возраста доживает меньше, чем раньше.

Всеволод Степанюк отмечает, что во время учебы в институте в его группе было 7 мучжин, и до 50 лет не дожили трое. Тенденция?

С другой стороны, темпы уменьшения числа пенсионеров за счет естественной убыли также поражают: до 700 тысяч в год.

"На 1 июля 2016 года в Украине оставалось 11 миллионов 964 тысячи пенсионеров. На начало 2016 года их было 12 миллионов 312 тысяч. Причем из них пенсионеров по возрасту – 9 миллионов 154 тысячи. Понятно, что есть еще некоторая часть тех, кто получает пенсию по инвалидности, но ее получают далеко не все. У нас естественная убыли пенсионеров, к сожалению, тоже может считаться пенсионной реформой", – сообщил Юрий Гаврилечко.

В свою очередь Всеволод Степанюк отметил, что всю экономию от повышения пенсионного возраста "съест" инфляция. В то же время, это будет ударом по демографии.

"Если мы поднимаем пенсионный возраст, эмы ухудшаем демографию. Бабушке в 70 лет тяжело сидеть с внуками", – отметил Степанюк.

В то же время, по словам эксперта, прогресс развития первобытного общества стал возможен благодаря изменению отношения к старикам.

"Первобытные люди вышли из пещер, стали развиваться, строить города и т. д. только после того, как изменил свое отношение к старикам. Их перестали убивать, о них стали заботиться, поручать им воспитание детей. Сняв заботу о детях трудоспособная часть племени получила возможности и свободу действий", – добавил эксперт.

Главный секрет высокой пенсии

Все вопросы пенсионного обеспечения регулируются государством, в том числе и ее размеры. Пенсия – это производная от налоговой и социальной политики власти, ее представлений о том, как должны жить граждане страны, которые не имеют возможности полностью отдаваться производительному труду.

И тут – возможны варианты. Один из них – это повышение уровней перераспределения доходов в политике государства. Можно выдавать пенсию из бюджетного "котла", а можно из фонда или нескольких фондов. В последнем случае уровень перераспределения доходов будет выше, а если добавить налогообложение пенсий, который в либеральной теории ближе к доходам чем к виду страхования, то искомое перераспределение выходит на новый уровень.

Тем не менее, в основе любой пенсионной политики лежит такая банальная вещь как деньги, в виде зарплаты или в виде экономической активности. В условиях "падающей" экономики нельзя построить эффективную систему пенсионных накоплений, потому что эти средства банально съест инфляция помноженная на девальвацию.

Государство, которое проводит ответственную социальную политику осуществляет своевременную индексацию пенсий (а не повышение минимальной), заставляет работодателей платить высокие (или достаточные) зарплаты, так как это основа богатого общества.

Но все это не про Украину. Ориентация экономики на экспорт предопределяет низкий уровень зарплат, ведь дешевая рабочая сила – это серьезное конкурентное преимущство.

"Украина заявляет, что намерена стимулировать рост экспорта. Тогда нужно забыть навсегда о больших зарплатах. При экспортной ориентации эконмоики дешевая рабочая сила – это одно из конкурентных преимуществ. Пока Украина будет ориентироваться на экспорт, здесь всегда будут низкие зарплаты", – заявил Юрий Гаврилечко.

"Реформирование пенсионной системы должно вестись не в плане повышения возраста, а в стимулировании человека дольше работать, чтобы получить большую пенсию, мменно в ранжировании, а не просто в уравниловке, и со временем мы к этому придем. А чтобы поднимать возраст нужно сначала улучшить социально-экономические условия жизни людей, чтобы они могли доработать до этого возраста, особенно на тяжелых работах", – подчеркнул Всеволод Степанюк.

По его мнению, сущность пенсии – это выплаты государства тем, кто на него работал.

"Если человек сам откладывает себе на старость, это не пенсия, а сбережения. При падающей экономике невозможны накопления, поэтому я сторонник того, чтобы пенсии платило государство", – сказал эксперт.

Украинская власть пока не поднимает вопроса об изменениях в пенсионном обеспечении, хотя, вероятно, до конца года это придется делать, если неофициальные переводы меморандума Украины с МВФ отвечают действительности.

Тем не менее министр финансов Украины признал, что для получения четвертого транша кредит МВФ Украине необходимо урегулировать вопрос земельного рынка и провести пенсионную реформу.

В свете полной неопределенности и негативных экономических прогнозов, эксперты, однако, советуют забыть о своей пенсии  лицам еще не претендующим на нее. Неважно, какие взносы делались в Пенсионный фонд – о них через двадцать лет никто не вспомнит.

Темы дня