наверх
20.04.202406:17
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Главные за вчера: госбюджет-2017, судьба банков, зависимость от МВФ

Новый транш: в ожидании чуда от МВФ (666)

(обновлено: )79510
В Украине требуют признания нелегитимными результатов выборов в Госдуму РФ, Юлия Тимошенко обнародовала новые "требования" от МВФ, а в ВР событием недели станет рассмотрение проекта бюджета.
Международный валютный фонд. Архивное фото

В воскресенье, 18 сентября, прошли выборы в Госдуму РФ. Согласно предварительным итогам выборов, которые огласил ЦИК, по результатам обработки 93% протоколов, "Единая Россия" – партия власти – получает уже конституционное большинство в нижней палате парламента: 343 мандата.

Национализация крупных банков и отказ от моратория на продажу сельхозземель – такие условия поставил Международный валютный фонд Украине для выделения очередного транша. Об этом заявила руководитель парламентской фракции "Батькивщина" Юлия Тимошенко.

21 сентября в 12.30 в Верховной Раде состоится  представление проекта закона "О государственном бюджете Украины на 2017 год".

Читайте также: Картина ясна. Итоги выборов в Госдуму РФ в оценках и мнениях

Интерпол снял с международного розыска экс-министра здравоохранения Украины Раису Богатыреву. Эту информацию  подтвердили в Украинском бюро Интерпола.

Главные события в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал политтехнолог Олег Постернак.

О ВЫБОРАХ В ГОСДУМУ И ПОЗИЦИЮ УКРАИНЫ

ВР  на этой неделе планирует принять специальное обращение к парламентам других стран, с требованием не признавать легитимность Госдумы РФ, об этом заявил спикер ВР Андрей Парубий.

Украинский МИД обнародовал заявление, что Украина передаст всем своим международным партнерам перечень лиц, причастных к организации выборов в Крыму, для включения их в санкционные списки…

– Сама по себе ситуация всплыла за полторы-две недели до проведения выборов 18 числа, и я хочу отметить и похвалить тут украинскую власть, потому что, по сути, это очень красивая информационная, геоинформационная атака на государственный институт соседней страны. В соответствии с постановлением парламента.

Красивая – в каком смысле?

– В случае и с технологичностью, и с результативностью, и так далее. Всегда Украина вынуждена защищаться, находиться в состоянии перманентной защиты, вечно мы такие бедные и несчастные, оправдываемся… А тут мы говорим, что вот высший орган законодательной власти в России – не легитимный.

Жители Крыма, они же голосовали за пропорциональную часть и за четыре мажоритарщика в одномандатных округах, и соответственно волеизъявление искривлено. Но с другой стороны, будь мы на месте граждан России, нам было бы смешно, что соседняя страна не признает выборы в нашей страны.
Для большинства россиян, конечно, последствия незначительные, потому что на самом деле Госдума в России не решает практически ничего. Она формально только освещает волевые решения, принятые совершенно по другому адресу.

Но сам факт, что Украина впервые с помощью международных инструментов, с помощью информационных инструментов смогла атаковать, это хорошо. Это говорит о том, что не все так безнадежно в информационно-психологическом европейском пространстве.

Эта информационная атака, она больше предназначена для кого? Для жителей Украины или для наших европейских партнеров?

– Она имеет три адресата. Во-первых, европейского потребителя, которого мы снабжаем соответствующим месседжем. Для нас, украинцев, потому что это демонстрирует хоть какую-то эффективность в информационном пространстве. И в-третьих, это посыл для некоторой части российских избирателей. Потому что не секрет, что Украина стала определенным пристанищем для наиболее нелояльных, наиболее оппозиционных кандидатов.

А эта акция под посольством России в Киеве?

– На кого была направлена картинка? На российские телеканалы, на европейские телеканалы, которые покажут Украину варварской страной, которая не может обеспечить правопорядок и законность избирательных процедур.

О СУДЬБЕ БАНКОВ: НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ПРИВАТИЗАЦИЯ

Руководитель парламентской фракции "Батькивщина" Юлия Тимошенко заявила, что условиями предоставления Украине очередного транша от МВФ стали, среди прочего, отказ от моратория на продажу моратория земель сельскохозяйственного назначения и национализация крупных частных банков.

Что же от нас требует МВФ в обмен на финансовую поддержку?

– Наша зависимость от МВФ – это проблема не только для украинского политикума, но и для украинского бюджета и всего нашего казначейского счета, потому что это наркотическая игла. У нас в проекте бюджета – до 1,7 триллиона обслуживания государственного долга. Это внушительная цифра.

В том числе деньги, которые мы должны отдать по программе МВФ…

– Да. Большинство этого транша идет на оплату старых кредитов и процентов к ним.
Были случаи в истории Украины, когда мы обходились без международного транша, МВФ, ЕБРР и прочих структур. Почему мы так сильно зависим от них, мне сложно объяснить.

Мне кажется, что тут больше шума, нежели реальной экономики, тем более, если Гройсман прогнозирует следующий бюджет как бюджет экономического роста. Тяжело представить, что это за экономический рост будет, и с чего они будут брать.

МВФ от нас требует за помощь – то чтобы газ подорожал, то банки национализировать частные или государственные приватизировать… Как нам в этом ориентироваться?

– Я думаю, что наше правительство должно научиться красиво "динамить" подобные вещи.
Уже опыт был и у Азарова, и у Яценюка, и у их предшественников. Проблема в том, что они требуют пенсионную реформу, например. Это тот момент, о котором стоило бы поговорить. МВФ четко определилось со стратегией повышения пенсионного возраста, и украинская власть вынуждена будет как-то решать эти проблемы.

Это требование МВФ или наше решение?

– Это официальное требование МВФ. По поводу банков – это со слов Юлии Владимировны, конечно. Мне кажется, что "Батькивщина" оперирует некой не проверенной информацией, специально защищая банковское лобби, потому что Юлия Владимировна так просто ничего не заявляет.

Поэтому банковскому сектору, наверное, стоит переживать, потому что ликвидность крупнейших некоторых украинских банков под большим вопросом и относительная нестабильность, которая наблюдается в банковском секторе, она существенно влияет и на курс валют в том числе.

Здесь нужно переживать о национализации банков или о признании неплатежеспособными и введении временных администраций?

– Я слабо представляю процедуру национализации банков. У нас есть процедура банкротства.

О БЮДЖЕТЕ И ЛОББИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ИНТЕРЕСОВ

16 сентября Кабмин подал в ВР проект госбюджета на 2017 год с доходами в размере 706 миллиардов гривен, расходами в 775  миллиардов гривен, дефицитом в размере 77,5 миллиардов гривен.

Сразу появились заявления от разных политиков по поводу того, что бюджет этот не такой, сырой и скорее всего провальный. И что, в принципе, по результатам рассмотрения этого бюджета можно будет даже требовать отставки Кабмина.

– Ответственность будет нести и правительство, и парламент. Потому что в нынешней системе конституционных полномочий, это их солидарная ответственность, это нужно помнить и понимать.

Меня волнует в этом вопросе еще один момент – если госбюджет будет опять приниматься как два года раньше: ночью, под Новый Год, в условиях сна, в условиях непонятно откуда взятых цифр, тогда нет смысла вообще тут что-то говорить и обсуждать. Потому что меня больше волнует вопрос обсуждения бюджета и его концепция. Мы увидели только макроэкономические показатели и цифры, концепции бюджета нет. То есть, кроме фразы "это будет честный бюджет", мы ничего больше не услышали.

А что такое концепция бюджета? Это налоговая реформа. И я пока не вижу ее там. По крайней мере, правительство не презентует, а соответствующий налоговый комитет во главе с Южаниной пока тоже молчит.

Но проект налоговой реформы есть, он не нравится МВФ, он не нравится многим другим внутренним субъектам, что будет далее – неизвестно. Второй момент, это децентрализация. Это реальное отправление значительных массивов финансов на непосредственно территориальные громады.

То есть не изымание средств из регионов?

– Не путайте с изменением в Конституцию децентрализации, это разные вещи. Речь идет о бюджетной, финансовой и фискальной децентрализации. То есть, это какие налоги остаются в местном бюджете, сколько процент и так далее.

Но многие местные органы самоуправления пребывают сейчас в состоянии такого дикого шока и стагнации от этого бюджета. Я думаю, что на этапе согласования с парламентским комитетом будут какие-то коррективы.

И третий момент, он самый удручающий. А что правительство сделает, чтобы максимально защищаться от возросших аппетитов некоторых депутатов? Когда следующий бюджет, это возможно бюджет предвыборной парламентской гонки. А значит, большинство мажоритарщиков захотят вписать нужные цифры в нужные статьи, например, дорожное покрытие в каком-то там Цюрупинске или в Каховке. И начнется всеукраинское финансовое столпотворение вокруг бюджетного комитета.

То есть, если бы мы внимательно к этому присматривались, если журналисты будут больше проверенной информации, мы можем увидеть во время бюджетного процесса шикарную картину лоббирования финансовых интересов.

Говорят, у нас парламентский лоббизм не развит.

– Нет, он не развит юридически. Он не формализован, как в Америке или Британии. Он у нас имеет такую хватку, такой звериный оскал.

На самом деле, технология принятия бюджета очень важна и задача парламента – это максимально прозрачно и честно подойти к процессу принятия бюджета. Цифры должны быть реальные. Практика показывает, что бюджет чаще всего меняется по ходу сезона, очень много зависит от бюджета районов, областей, городов, там тоже процесс.

Очень важно соблюсти процедуру, чтобы и они успели принять бюджет. Принимать государственную финансовую конституцию к Новому Году и заставлять органы самоуправления находиться в ручном режиме некоторое время – это государственный хаос и бардак. То, что раньше, к сожалению, имело место.

О БЕГЛЫХ ЧИНОВНИКАХ ВРЕМЕН ЯНУКОВИЧА

В украинском бюро Интерпола отметили, что со 2 сентября бывший глава  Минздрава Раиса Богатырева в международном розыске не значится. Ее адвокат Дмитрий Беляев заявил, что Интерпол еще в августе 2015 года принял решение о приостановке публикации информации о розыске Богатыревой.

Взаимодействие с Интерполом по экс-чиновникам, которых обвиняют в том, что они что-то украли, происходит неудачно. Почему?

– Это и частично наша проблема, потому что правоохранительная система Украины должна выйти и сказать: вот доказательства, вот вина, вот субъект преступления, вот объект преступления, вот то, что мы хотим сделать.

Там же не одна Богатырева. Там и Захарченко, и Пшонка, и Ставнийчук, и Присяжнюк, и огромное количество одиозных и не очень лиц, ассоциирующихся с прошлой властью и "Партией регионов", которых стоило бы, возможно, привлечь.

Нынешняя власть не вечна. Смена лиц, смена ротаций рано или поздно придет. Давайте представим, что возвратятся те политические лица, которые раньше были "Партией регионов" сейчас к власти, и они опять с экранов телевизоров начинают нам улыбаться, дерибанят бюджет, что-то делают с землей.

Хотим ли мы этой перспективы? А что мы сделали, чтобы эту перспективу отодвинуть по максимуму или вообще уничтожить? Фактически ничего. Наша правоохранительная система максимум, на что способна, – это организовать "клевую" пресс-конференцию.

Если наши правоохранительные органы соберут доказательную базу и подадут в европейский суд эти материалы? Или они все равно должны проходить украинский суд?

– Европейский суд – это гиперапелляционная инстанция, то есть она будет по факту высшей инстанции в Украине принимать какое-то решение. Как правило, она касается нарушенных прав человека.

Если говорить о международном криминальном суде, иногда называли возможность привлечения Януковича к международному криминальному суду, тут нужно соответствующая законодательная база в Украине. Ее нужно отработать, ее нужно принять. Поэтому о подобной перспективе говорить сложно и довольно-таки туманно.

Пока нет никаких решений от судебных инстанций хотя бы по какому-нибудь одному экс-чиновнику, не стоит ожидать, что будут поступать сведения…

– Мы находимся в ожидании: дело Ефремова – дело поддержки сепаратистского формирования ЛНР. Последнее время у нас был шум вокруг дела Корбана, в этом году его закрыли. Восстановлена же историческая справедливость, есть решение суда, человек отбыл наказание.
В этих процессах важна опция внимания. Вот где она есть, а где ее нет.

Ее нужно поддерживать?

– Тяжелый вопрос. Мы раньше не находились в ситуации, когда вал информации с судебных заседаний падал на наши головы. Во многом из-за этого у нас негативное отношение к судам.

Большинство из нас сталкивалось с судебной системой, и мы понимаем, что реформировать ее будет адски сложно. Вступают в силу некоторые изменения, Высший совет правосудия должен быть обновлен. Посмотрим.

Напомним, по словам политолога Алексея Якубина, бюджет – это в определенной мере "анализ крови" ситуации в стране,и поэтому нужно четко понимать, кто получает те или иные ключевые финансовые потоки.

Также народный депутат Виктор Кривенко и эксперт Тарас Загородний прокомментировали, какие статьи в проекте госбюджета-2017 могут вызвать больше всего споров, и насколько растянется во времени бюджетный процесс.

 

Самое читаемое
    Темы дня