Председатель Фонда государственного имущества Украины Игорь Белоус считает, что стартовая цена "Одесского припортового завода" не должна превышать 150 млн долларов. По его словам, изменится только цена, а условия конкурса останутся неизменными.
В августе Белоус отмечал, что оценивает рыночную стоимость ОПЗ в 400-450 млн долларов.
На 13 сентября в Едином государственном реестре деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, насчитывается 230 деклараций. Зарегистрированных пользователей – 2300 человек. Об этом заявила председатель Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Наталья Корчак.
Бывший глава Киевской областной госадминистрации Максим Мельничук сбежал. Это произошло во время задержания и обвинения его заместителя во взяточничестве. Министр внутренних дел Арсен Аваков отметил, что Максима Мельничука могут объявить в розыск. А вот советник главы МВД Антон Геращенко считает, что бывшему губернатору стало страшно и он сбежал для того, чтобы спрятаться.
В Украине разделились мнения о целесообразности выхода из ПАСЕ. Ранее сообщалось, что министр иностранных дел Павел Климкин заявил о возможности прекращения участия украинской делегации в работе Ассамблеи в случае, если полномочия российской делегации будут признаны, несмотря на нелегитимность выборов в Госдуму РФ на территории оккупированного Крыма.
Главные события в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировала политолог, политтехнолог Екатерина Одарченко.
О СНИЖЕНИИ СТАРТОВОЙ ЦЕНЫ ОПЗ
Стартовая цена крупного химического предприятия "Одесский припортовый завод", который в конце октября будет выставлен на повторный приватизационный аукцион, может составлять 150 млн долларов.
Как в свете неполучения транша от МВФ, невозможности провести приватизацию, на которую мы рассчитывали, смотреть на снижение стоимости ОПЗ?
– Если говорить в целом о процессе приватизации 2016 года, то, кроме ОПЗ, это еще 450 крупных и средних госпредприятий, приватизация которых может привести к очередному перераспределению капитала в стране.
И это очень важно, потому что у нас и кулуарно политики не готовы к распределению воздействий на эти предприятия, так же, как мы не готовы воспринимать другие методы привлечения инвестиций, чем приватизация, мы говорим о процессах занижение стоимости.
А мы не готовы?
– Предположим, есть хорошие примеры, на которые все желают равняться, например ОАЭ. Там же большинство компаний – государственные, и известна стратегия развития нефтяного государства.
Собственно, как делают арабы? Они говорят: мы государственное предприятие, мы работаем открыто, и если вы, уважаемый инвестор, хотите заходить к нам, пожалуйста, у нас отчетность IРА, вы входите в совет директоров, со своими деньгами, покупая акции.
Но это все настолько прозрачно и настолько открыто, и настолько стратегически, что человек понимает, что его капитал защищен, он имеет точку воздействия, как и мажоритарный акционер, так и миноритарные акционеры защищены.
Почему мы не идем таким путем в Украине? Потому что эта ситуация максимально прозрачна, и нельзя уже сделать махинации, допустим с уменьшением стоимости активов либо уменьшением прибыли, когда ты находишься в международной системе отчетности.
То есть определенные системы оптимизации есть, но не настолько самовольные, как существуют сейчас. ОПЗ – объект, вокруг которого, безусловно, будет начинаться риторика нового политического сезона, потому что это — известный объект.
А это объект все-таки международного внимания?
– Конечно, это предприятие стратегически важное и оно стратегически интересно многим, в том числе международным игрокам, потому что, как вы знаете, именно Одесса может обслуживать ряд предприятий, которых не может обслуживать Херсон или другие порты.
Но в аспекте мировых процессов борьбы за ресурсы, то, безусловно, подписание ЗСТ с Украиной — это же большая выгода для западных партнеров с точки зрения бизнеса, чем, допустим, заведение своих денег на приватизационные процессы.
Они все равно больше касаются наших внутренних денег или оффшорных денег, которые подаются с точки зрения инвестиций, но это же не инвестиции, это — деньги налогоплательщиков.
ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ДЕКЛАРИРОВАНИИ
Глава НАЗК Наталья Корчак сказала, что большинство декларантов, которые зарегистрировались и подают декларации – это начальники, заместители отделов и руководители отделов, судьи и прокуроры. В реестре до сих пор отсутствуют декларации чиновников, президента, главы правительства, народных депутатов, министров. Единственный, кто пока публично отчитался в своих доходах — заместитель министра энергетики.
На сегодня видим лишь декларации лиц, которые должны их заполнять, например, после увольнения, перед увольнением. Свежая информация появится?
– Количество субъектов электронного декларирования значительно увеличилось по сравнению с декларированием бумажным, и еще не появилось нужное количество декларантов, потому что люди просто разбираются, что стоит или не стоит указывать или как переписать квартиру на свою иностранную кампанию и сделать оптимизационные процессы.
Я должна подчеркнуть, что будет вторая очередь электронного декларирования. Она будет проходить до конца марта 2017 года. Это будут депутаты местных советов и должностные лица местного самоуправления – секретари, председатели городских, сельских советов, члены исполкомов и т. д.
Если говорить о секретарях сельского совета – это не какой-то известный коррупционер. Здесь, мне кажется, появятся проблемы, потому что люди должны указывать не только движимое, недвижимое имущество, но и принадлежность имущества, которое находится в наличности.
Сейчас наличные люди в банках не держат. Это говорит о том, что уровень уголовных преступлений вырос уже в 2,5 раз по сравнению с худшими годами независимости. В следующем году мы вывесим имущество практически всех людей более-менее авторитетных.
Допустим, человек занимает должность секретаря сельсовета, но он мог бы продать квартиру в городе или машину и иметь десять тысяч долларов, которые оставил дома. Не сложно выяснить, где человек живет. Есть опасные прецеденты, когда в Грузии из-за системы электронного декларирования участились случаи киднеппинга.
Поэтому, я считаю, что разговоры, которые ведутся вокруг изменения системы электронного декларирования, — это не сговор против власти, это абсолютно понятные предостережения, которые нужно тоже учитывать, потому что в системе государственного управления работает чрезвычайно большое количество людей, и я думаю, что здесь есть риск вреда здоровью и имуществу этих людей в нынешнее время, когда государство не выполняет функции защиты граждан.
О ВАКАНТНОМ КРЕСЛЕ ГЛАВЫ КИЕВСКОЙ ОГА
Бывший глава Киевской областной госадминистрации Максим Мельничук сбежал. Это произошло во время задержания и обвинения его заместителя во взяточничестве.
На днях Максима Мельничука президент Порошенко уволил с должности. Какие вообще сроки решения вопроса о назначении председателей областных государственных администраций в целом по стране и как долго каждая ОГА может без главы работать?
– Не секрет, что после выборов президента были предложения действующим председателям ОГА на тот момент, очень сложный момент, изменить свою партийность и перейти к БПП и сотрудничать с президентом.
Кто согласен – хорошо, кто не соглашался – того довольно оперативно, буквально в течение десяти дней, меняли на более лояльных людей или на тех людей, которые вступали в коррупционные отношения, или если говорить по-народному — покупали себе должности председателей ОГА.
Нужно сказать, что ОГА — это сложная машина, и, опять же, если не вдаваться в стереотипы, которые существуют вокруг госслужащих, то в целом эта машина выполняет очень много сложной статистической менеджерской работы, и люди, которые работают на этой работе преданно, не имея абсолютно каких отношений к коррупции, за 3-4 тысячи гривен, они достойны уважения.
Поэтому если у президента есть конкурент и вариант замены господина Мельничука, а Луценко уже заявлял, что ведется следствие по поводу экс-чиновника…
Он говорил, что следствие пока изучает роль губернатора в преступлении, но никакого процессуального статуса у Мельничука нет.
– Когда Юрий Луценко, который взаимосвязан с президентом, делает такие заявления, то это говорит о внутреннем конфликте, потому что в отношении тех губернаторов, которые с президентом сотрудничают и сотрудничают с его бизнес-партнерами, почему-то таких заявлений генпрокурора мы не наблюдаем.
С другой стороны, если мы говорим, что от президента зависит, кто будет возглавлять ОГА, то ставить туда человека, с которым не понятно, как работать, не известно, что он там может натворить, — тоже, наверное, не имеет смысла?
– В развитых странах есть практика выборов губернатора. И губернатор действительно обладает теми ресурсами, которые направлены на исполнение распоряжений президента и исполнительной ветви на местах, это важно. Но в то же время он должен тесно работать с местными органами самоуправления.
У нас в стране ОГА очень плохо работают с облсоветами и с местными советами, то есть эта коммуникация очень затруднена. С тех пор были приняты ряд законопроектов, которые предлагали избирать губернаторов. Но тем не менее, я думаю, что губернатором должен быть уважаемый человек, который прошел путь именно работы в регионе.
Потому что мы часто наблюдали, когда ставится просто местный предприниматель, который сотрудничает с партией власти. Иногда это просто денежные ресурсы: из кулуаров можно сказать, что от 1 до 3 миллионов у. е. люди готовы платить за должность губернатора.
И когда человек без пути государственного деятеля или муниципального деятеля, просто из бизнеса приходит управлять огромной машиной ОГА, он не успевает в этом банально разобраться, с тех пор у нас нет ни реализации государственной стратегии, ни понимания стратегии развития региона, привлечения инвесторов и так далее.
О РАБОТЕ УКРАИНСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В ПАСЕ
В Украине разделились мнения о целесообразности выхода из парламентской ассамблеи Совета Европы в случае возвращения делегации РФ.
Насколько серьезны планы по выходу из ПАСЕ? Что мы можем потерять, что приобрести?
– Я думаю, что эти разговоры являются беспредметными на данный момент, потому что, если мы не согласны с политикой, давайте просто выйдем из надгосударственных структур и не будем иметь возможности на них влиять.
Мы должны быть откровенными, что мы боремся за визовую либерализацию. Это панацея, которую обещает нынешняя власть Украине. Почему важно оставаться в ПАСЕ и других надгосударственных органах? Потому что сейчас мы не получим эту либерализацию, потому что большинство европейских политиков читали аналитику о том, что более 3 миллионов трудоспособных украинцев хотят осуществить легальную или нелегальную трудовую миграцию в страны ЕС.
Визовая либерализация говорит об увеличении процентов людей, которым якобы предоставляется виза или возможность въезда в ЕС. Сейчас пересматривают условия Шенгенского договора некоторых стран в связи с кризисом эммигрантов.
Это все сложные процессы, за которыми нам нужно следить, нам нужно влиять и коммуницировать, мы очень мало коммуницируем с точки зрения ежедневного выполнения проектов и не только грантовских проектов, а проектов министерств, проектов развития бизнеса. Эти возможности есть, просто у нас нет культуры.
Нет опыта?
– На самом деле, у нас есть опыт работы с украинскими политиками, их коммуникацией в Европе. Если мы подписываем меморандум, то его надо выполнять. А когда европейцы видят, что делегация Украины приезжает просто попиариться и произвести эффект обратной волны, чтобы показать, что они проевропейские, конечно, к нам такое отношение.
И у нас еще нет борьбы за чистые деньги. Если бы политикум двигался, чтобы легализовать, по крайней мере, свои доходы, чтобы быть уважаемыми в мире, то мы бы двигались к этим стандартам. А пока мы обсуждаем приватизационные процессы, рынок земли и другие вещи, на которых можно заработать.
Читайте также — Погребинский: две неразрешимые проблемы Порошенко — минские соглашения и Аваков