наверх
26.04.202422:23
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Новая цена ОПЗ, губернатор в бегах, выход Украины из ПАСЕ. Мнение политолога

(обновлено: )481543
Цену ОПЗ хотят значительно снизить, чиновники не спешат декларировать свое имущество, у экс-председателя Киевской ОГА, вероятно, был конфликт с президентом, украинская делегация может выйти из ПАСЕ.

Председатель Фонда государственного имущества Украины Игорь Белоус считает, что стартовая цена "Одесского припортового завода" не должна превышать 150 млн долларов. По его словам, изменится только цена, а условия конкурса останутся неизменными.

В августе Белоус отмечал, что оценивает рыночную стоимость ОПЗ в 400-450 млн долларов.

На 13 сентября в Едином государственном реестре деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, насчитывается 230 деклараций. Зарегистрированных пользователей – 2300 человек. Об этом заявила председатель Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Наталья Корчак.

Бывший глава Киевской областной госадминистрации Максим Мельничук сбежал. Это произошло во время задержания и обвинения его заместителя во взяточничестве. Министр внутренних дел Арсен Аваков отметил, что Максима Мельничука могут объявить в розыск. А вот советник главы МВД Антон Геращенко считает, что бывшему губернатору стало страшно и он сбежал для того, чтобы спрятаться.

В Украине разделились мнения о целесообразности выхода из ПАСЕ. Ранее сообщалось, что министр иностранных дел Павел Климкин заявил о возможности прекращения участия украинской делегации в работе Ассамблеи в случае, если полномочия российской делегации будут признаны, несмотря на нелегитимность выборов в Госдуму РФ на территории оккупированного Крыма.

Главные события в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировала политолог, политтехнолог Екатерина Одарченко.

О СНИЖЕНИИ СТАРТОВОЙ ЦЕНЫ ОПЗ

Стартовая цена крупного химического предприятия "Одесский припортовый завод", который в конце октября будет выставлен на повторный приватизационный аукцион, может составлять 150 млн долларов.

Как в свете неполучения транша от МВФ, невозможности провести приватизацию, на которую мы рассчитывали, смотреть на снижение стоимости ОПЗ?

– Если говорить в целом о процессе приватизации 2016 года, то, кроме ОПЗ, это еще 450 крупных и средних госпредприятий, приватизация которых может привести к очередному перераспределению капитала в стране.

И это очень важно, потому что у нас и кулуарно политики не готовы к распределению воздействий на эти предприятия, так же, как мы не готовы воспринимать другие методы привлечения инвестиций, чем приватизация, мы говорим о процессах занижение стоимости.

А мы не готовы?

– Предположим, есть хорошие примеры, на которые все желают равняться, например ОАЭ. Там же большинство компаний – государственные, и известна стратегия развития нефтяного государства.

Собственно, как делают арабы? Они говорят: мы государственное предприятие, мы работаем открыто, и если вы, уважаемый инвестор, хотите заходить к нам, пожалуйста, у нас отчетность IРА, вы входите в совет директоров, со своими деньгами, покупая акции.

Но это все настолько прозрачно и настолько открыто, и настолько стратегически, что человек понимает, что его капитал защищен, он имеет точку воздействия, как и мажоритарный акционер, так и миноритарные акционеры защищены.

Почему мы не идем таким путем в Украине? Потому что эта ситуация максимально прозрачна, и нельзя уже сделать махинации, допустим с уменьшением стоимости активов либо уменьшением прибыли, когда ты находишься в международной системе отчетности.

То есть определенные системы оптимизации есть, но не настолько самовольные, как существуют сейчас. ОПЗ – объект, вокруг которого, безусловно, будет начинаться риторика нового политического сезона, потому что это — известный объект.

А это объект все-таки международного внимания?

–  Конечно, это предприятие стратегически важное и оно стратегически интересно многим, в том числе международным игрокам, потому что, как вы знаете, именно Одесса может обслуживать ряд предприятий, которых не может обслуживать Херсон или другие порты.

Но в аспекте мировых процессов борьбы за ресурсы, то, безусловно, подписание ЗСТ с Украиной — это же большая выгода для западных партнеров с точки зрения бизнеса, чем, допустим, заведение своих денег на приватизационные процессы.

Они все равно больше касаются наших внутренних денег или оффшорных денег, которые подаются с точки зрения инвестиций, но это же не инвестиции, это — деньги налогоплательщиков.

ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ДЕКЛАРИРОВАНИИ

Глава НАЗК Наталья Корчак сказала, что большинство декларантов, которые зарегистрировались и подают декларации – это начальники, заместители отделов и руководители отделов, судьи и прокуроры. В реестре до сих пор отсутствуют декларации чиновников, президента, главы правительства, народных депутатов, министров. Единственный, кто пока публично отчитался в своих доходах — заместитель министра энергетики.

На сегодня видим лишь декларации лиц, которые должны их заполнять, например, после увольнения, перед увольнением. Свежая информация появится?

– Количество субъектов электронного декларирования значительно увеличилось по сравнению с декларированием бумажным, и еще не появилось нужное количество декларантов, потому что люди просто разбираются, что стоит или не стоит указывать или как переписать квартиру на свою иностранную кампанию и сделать оптимизационные процессы.

Я должна подчеркнуть, что будет вторая очередь электронного декларирования. Она будет проходить до конца марта 2017 года. Это будут депутаты местных советов и должностные лица местного самоуправления – секретари, председатели городских, сельских советов, члены исполкомов и т. д.

Если говорить о секретарях сельского совета – это не какой-то известный коррупционер. Здесь, мне кажется, появятся проблемы, потому что люди должны указывать не только движимое, недвижимое имущество, но и принадлежность имущества, которое находится в наличности.

Сейчас наличные люди в банках не держат. Это говорит о том, что уровень уголовных преступлений вырос уже в 2,5 раз по сравнению с худшими годами независимости. В следующем году мы вывесим имущество практически всех людей более-менее авторитетных.

Допустим, человек занимает должность секретаря сельсовета, но он мог бы продать квартиру в городе или машину и иметь десять тысяч долларов, которые оставил дома. Не сложно выяснить, где человек живет. Есть опасные прецеденты, когда в Грузии из-за системы электронного декларирования участились случаи киднеппинга.

Поэтому, я считаю, что разговоры, которые ведутся вокруг изменения системы электронного декларирования, — это не сговор против власти, это абсолютно понятные предостережения, которые нужно тоже учитывать, потому что в системе государственного управления работает чрезвычайно большое количество людей, и я думаю, что здесь есть риск вреда здоровью и имуществу этих людей в нынешнее время, когда государство не выполняет функции защиты граждан.

О ВАКАНТНОМ КРЕСЛЕ ГЛАВЫ КИЕВСКОЙ ОГА

Бывший глава Киевской областной госадминистрации Максим Мельничук сбежал. Это произошло во время задержания и обвинения его заместителя во взяточничестве.

На днях Максима Мельничука президент Порошенко уволил с должности. Какие вообще сроки решения вопроса о назначении председателей областных государственных администраций в целом по стране и как долго каждая ОГА может без главы работать?

– Не секрет, что после выборов президента были предложения действующим председателям ОГА на тот момент, очень сложный момент, изменить свою партийность и перейти к БПП и сотрудничать с президентом.

Кто согласен – хорошо, кто не соглашался – того довольно оперативно, буквально в течение десяти дней, меняли на более лояльных людей или на тех людей, которые вступали в коррупционные отношения, или если говорить по-народному — покупали себе должности председателей ОГА.

Нужно сказать, что ОГА — это сложная машина, и, опять же, если не вдаваться в стереотипы, которые существуют вокруг госслужащих, то в целом эта машина выполняет очень много сложной статистической менеджерской работы, и люди, которые работают на этой работе преданно, не имея абсолютно каких отношений к коррупции, за 3-4 тысячи гривен, они достойны уважения.

Поэтому если у президента есть конкурент и вариант замены господина Мельничука, а Луценко уже заявлял, что ведется следствие по поводу экс-чиновника…

Он говорил, что следствие пока изучает роль губернатора в преступлении, но никакого процессуального статуса у Мельничука нет.

– Когда Юрий Луценко, который взаимосвязан с президентом, делает такие заявления, то это говорит о внутреннем конфликте, потому что в отношении тех губернаторов, которые с президентом сотрудничают и сотрудничают с его бизнес-партнерами, почему-то таких заявлений генпрокурора мы не наблюдаем.

С другой стороны, если мы говорим, что от президента зависит, кто будет возглавлять ОГА, то ставить туда человека, с которым не понятно, как работать, не известно, что он там может натворить, — тоже, наверное, не имеет смысла?

– В развитых странах есть практика выборов губернатора. И губернатор действительно обладает теми ресурсами, которые направлены на исполнение распоряжений президента и исполнительной ветви на местах, это важно. Но в то же время он должен тесно работать с местными органами самоуправления.

У нас в стране ОГА очень плохо работают с облсоветами и с местными советами, то есть эта коммуникация очень затруднена. С тех пор были приняты ряд законопроектов, которые предлагали избирать губернаторов. Но тем не менее, я думаю, что губернатором должен быть уважаемый человек, который прошел путь именно работы в регионе.

Потому что мы часто наблюдали, когда ставится просто местный предприниматель, который  сотрудничает с партией власти. Иногда это просто денежные ресурсы: из кулуаров можно сказать, что от 1 до 3 миллионов у. е. люди готовы платить за должность губернатора.

И когда человек без пути государственного деятеля или муниципального деятеля, просто из бизнеса приходит управлять огромной машиной ОГА, он не успевает в этом банально разобраться, с тех пор у нас нет ни реализации государственной стратегии, ни понимания стратегии развития региона, привлечения инвесторов и так далее.

О РАБОТЕ УКРАИНСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В ПАСЕ

В Украине разделились мнения о целесообразности выхода из парламентской ассамблеи Совета Европы в случае возвращения делегации РФ.

Насколько серьезны планы по выходу из ПАСЕ? Что мы можем потерять, что приобрести?

– Я думаю, что эти разговоры являются беспредметными на данный момент, потому что, если мы не согласны с политикой, давайте просто выйдем из надгосударственных структур и не будем иметь возможности на них влиять.

Мы должны быть откровенными, что мы боремся за визовую либерализацию. Это панацея, которую обещает нынешняя власть Украине. Почему важно оставаться в ПАСЕ и других надгосударственных органах? Потому что сейчас мы не получим эту либерализацию, потому что большинство европейских политиков читали аналитику о том, что более 3 миллионов трудоспособных украинцев хотят осуществить легальную или нелегальную трудовую миграцию в страны ЕС.

Визовая либерализация говорит об увеличении процентов людей, которым якобы предоставляется виза или возможность въезда в ЕС. Сейчас пересматривают условия Шенгенского договора некоторых стран в связи с кризисом эммигрантов.

Это все сложные процессы, за которыми нам нужно следить, нам нужно влиять и коммуницировать, мы очень мало коммуницируем с точки зрения ежедневного выполнения проектов и не только грантовских проектов, а проектов министерств, проектов развития бизнеса. Эти возможности есть, просто у нас нет культуры.

Нет опыта?

– На самом деле, у нас есть опыт работы с украинскими политиками, их коммуникацией в Европе. Если мы подписываем меморандум, то его надо выполнять. А когда европейцы видят, что делегация Украины приезжает просто попиариться и произвести эффект обратной волны, чтобы показать, что они проевропейские, конечно, к нам такое отношение.
И у нас еще нет борьбы за чистые деньги. Если бы политикум двигался, чтобы легализовать, по крайней мере, свои доходы, чтобы быть уважаемыми в мире, то мы бы двигались к этим стандартам. А пока мы обсуждаем приватизационные процессы, рынок земли и другие вещи, на которых можно заработать.

Читайте также — Погребинский: две неразрешимые проблемы Порошенко — минские соглашения и Аваков

Самое читаемое
    Темы дня