Наталья Печорина, РИА Новости Украина
В ситуации с самолетом "Мрия" потребовалось несколько специальных заявлений, чтобы пояснить общественности резоны такого решения. Но вместо прояснения ситуации они напустили туману.
"Антонов" по "Мрие"
После новости китайского телеканала CCTV о передаче от ГП "Антонова" права собственности на самый большой в мире грузовой самолет Ан-225, подразумевающее передачу конструкторской документации на самолет, украинское предприятие выступило с разъяснениями подробности совершенной сделки.
Как отметили в пресс-службе компании, ГП "Антонов" заключило соглашение о производстве самолетов Ан-225 "Мрия" с компанией Aerospace Industry Corporation of China (AICC). Предполагается, что на первом этапе сотрудничества украинское предприятие построит и поставит в Китай второй модернизированный Ан-225.
В дальнейшем стороны намерены наладить совместное серийное производство в Китае по лицензии "Антонов". Оба этапа будут реализованы по условиям отдельных контрактов. Это заявление было распространено 1 сентября. Спустя неделю руководство компании повторило собственные заявления.
На пресс-конференции в Киеве 7 сентября президент "Антонова" Александр Коцюба сообщил, что предприятие планирует до конца года подписать договор с китайской компанией AICC (Aerospace Industry Corporation of China) о разработке проектной документации для достройки второго экземпляра крупнейшего в мире тяжелого транспортного самолета Ан-225 "Мрия".
"В этом году планируем подписать договор на разработку проектной документации. Многое зависит от китайской стороны. С нашей стороны проблем нет", – сказал Коцюба, как сообщают украинские СМИ.
Он также уточнил, что на текущий момент с китайской стороной нет четких договоренностей о сроках строительства самолета, сроке его передачи заказчику, а также о финансировании работ.
"Все эти вопросы на текущий момент являются предметом обсуждения сторон", – сказал Коцюба.
По оценке ГП "Антонов", теоретически достройка самолета Ан-225 возможна в течение 4-5 лет, поскольку на текущий момент второй экземпляр самолета "готов примерно на 60-65%". Однако, поскольку речь идет о модернизации самолета, процесс строительства может занять и больше времени.
В то же время, в компании уточнили, что права интеллектуальной собственности на Ан-225 "Мрия", которыми обладает ГП "Антонов", не будут передаваться китайской стороне. Как заявил директор программы по сотрудничеству с КНР Геннадий Гарбук, документация, которая необходима для изготовления самолета, будет передаваться исключительно на основании лицензионных договоров, как это принято во всем мире.
"При этом Антонов остается владельцем интеллектуальной собственности", – подчеркнул Гарбук.
Почему "Мрия"?
ГП "Антонов" настаивает, что права интеллектуальной собственности на Ан-225 "Мрия", которыми обладает ГП "Антонов", не будут передаваться китайской стороне. Тем не менее, в Китае планируется организация лицензионного производства нового самолета, хотя достройка второго экземпляра Ан-225, будет, очевидно, вестись в Киеве.
Мнения по сделке разделились. Часть экспертов считает, что Украина не может как собака на сене, сидеть на собственных технологиях, если есть покупатель, который желает купить в общем-то уникальный товар.
Андрей Гурков, экономический обозреватель DW, считает, что в решении по "Мрии" нужно руководствоваться западным прагматизмом.
"Так что подлинный шанс "Антонова" состоит сейчас вовсе не в том, чтобы получить заказ на достройку застоявшегося самолета, выгодно продать лицензию (лицензию, а не права!) на производство Ан-225 в Китае и стать поставщиком комплектующих при развертывании там его производства. Куда заманчивей – заработать на всем этом хорошие деньги и пустить их на развитие собственного производства, на выпуск новых, более массовых и перспективных моделей. Иными словами – на устойчивое возрождение авиационной промышленности Украины", – отмечает Гурков.
В то же время, авиаэксперт Юлий Киселев отметил на своей странице в Facebook, что это нормальное управленческое решение
"Ну и что, что Китаю переходит право собственности на гигантский самолет-транспортёр АН-225. Нам то он зачем? Нам деньги нужны. Да и Мотор Сич без работы и внакладе не останется.
Можно только приветствовать", – написал Киселев.
О пользе ожидания
Примечательно, что вся информация о сделке идет исключительно от украинской стороны, хотя интерес к самолету проявила китайская компания. Но ни одного комментария от китайского участника сделки – компании AICC.
Экс-министр экономики Украины, финансовый эксперт Виктор Суслов предлагает дождаться официальной сделки между компаниями, чтобы комментировать детали, а не умозаключенияю.
"Сейчас много информации, касающейся "Мрии", не является в полной мере достоверной. Нужна официальная информация, в том числе и от китайской стороны.
Я могу поверить представителям "Антонова", когда они заявляют о планах, относящихся к работе завода. Например, планы разорвать сотрудничество с российской авиакомпанией "Волга-Днепр", с которой ГП "Антонов" совместно эксплуатировал "Русланы". Очевидно, это объявлено в рамках кампании по усилению санкций в отношении российских компаний.
Это можно понять, и это будет реализовано даже если нанесет ущерб самому "Антонову", – отметил Суслов.
"Что касается заявлений о налаживании производства в Китае и т. д… Если представитель "Антонова" говорит, что это не контракт, а рамочный протокол о намерениях, то наверное преждевременно говорить о том, что будет какой-то контракт. Судя по всему, с нами делятся определенными пожеланиями и идеями, причем, идущими от украинской стороны и не согласованными с китайскими партнерами", – подчеркнул эксперт.
По его мнению, пока нет подписанного контракта, бессмысленно и не нужно обсуждать, будет ли там налажено производство "Мрии", зачем это китайцам.
"Сложно отрицать заинтересованность китайской стороны. Ясно, что она заинтересована в доступе к определенным технологиям в производстве подобных самолетов. Возможно, что этим интересом, исходя из технической логики, их заинтересованность в проекте может ограничиться.
Когда они получат определенные технические знания, возможно, они самостоятельно будут создавать самолеты на своих предприятиях, возможно, меньшего размера. Нужно подождать подписание контракта с Китаем, если он вообще будет подписан.
Надо отметить, что подавляющее большинство договоров о намерениях в сложных технических сферах не часто превращается в реальные контракты", – заявил Суслов.
Немного конспирологии
Неделя, прошедшая после первого сообщения о планах китайской компании купить то ли права на Ан-225, то ли достроенный экземпляр, позволила выплеснуть эмоции. Некоторые факты можно оценить уже трезво.
Например, в оценках хорошо-плохо как-то затерялся факт, что первым источником сообщения о сделке выступил китайский телеканал CCTV. Именно он сообщил, что в соответствии с подписанными документами Китай получит право собственности, которое подразумевает также использование чертежей и спецификаций машины.
В таких случаях принято говорить о сумме сделки, но ее не назвал ни автор сенсанции, ни украинские специалисты.
Понятно, что протокол о намерениях не может отражать точную сумму контракта, но она существует в оценках рынка и экспертов. В случае с "Мрией" для Китая этот вопрос подчеркнуто не обсуждается.
Также особо не обсуждаются подробности скандального выполнения (вернее – невыполнения) контракта на поставку в Китай зерна Государственной продовольственно-зерновой корпорацией Украины (ГПЗКУ).
В украинские СМИ попало письмо вице-президента китайской корпорации ССЕС госпожи Ян Цзинь от 21 июня 2016 года, адресованное министру аграрной политики Украины Тарасу Кутовому и посольству Украины в КНР, в котором озвучена весьма жесткая позиция по работе с ГПЗКУ. Китайская сторона недовольна выпонением контракта, украинская сторона искрится безудержным оптимизмом, хотя, по мнению ССЕС, украинская сторона неоднократно нарушала базовые принципы подписанных контрактов, в частности – в объемах ежегодных поставок зерна.
Китайская сторона предупредила официально, что будет искать "другие пути решения проблем". Почему бы не взять разницу в зерне документами на "Мрию"?