наверх
25.04.202406:52
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Китай и "Мрия". Кто владеет супер-самолетом?

(обновлено: )5023101
Кому принадлежит документация на самолет-гигант Ан-225 "Мрия"? Еще день назад в этом вопросе была полная ясность: советское наследие отошло независимой Украине с развалом СССР.
Крупнейший самолет в мире Ан-225 Мрия

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

Теперь у конструкторской документации на самолет, возможно, поменялся хозяин: китайская компания заявила о планах строительства второй "Мрии".

Читайте также: Социальный кризис от Порошенко и черное проклятие приватизации. Мнение эксперта

Китайская Народная Республика стала самым последовательным собирателем советского технического наследия. Оно добывалось всеми возможными путями, в том числе и неформальными. Пристальный интерес китайские товарищи всегда демонстрировали к ракетным и авиационным технологиям бывшего СССР,  а их оказалось немало.

Легальная замена шпионажа

Шпион действует скрытно, но там, где неформальные договоренности терпят поражение, в дело вступают государственные структуры. Так был куплен недостроенный авианосец "Варяг", который оставался на николаевском Заводе им. 61 коммунара до момента подписания контракта с некой гонконгской фирмой, которая захотела использовать корабль под плавучее казино. 

Правда, кораблю с гордым именем "повезло": ему суждено было стать не притоном, а тяжелым авианесущим крейсером ВМФ КНР, к оборудованию которого, естественно, привлекли украинских специалистов на вполне законных основаниях.

В период, когда новость о "Варяге" или, с 2012 года, "Ляонине", перестала быть новостью, в украинские СМИ попала информация о желании китайских специалистов получить доступ к полигону "НИТКА" – Наземному испытательно-тренировочному комплексу авиации, расположенному на аэродроме возле г. Саки в Крыму. Комплекс необходим для отработки взлета-посадки с авианосца, и Китай мог бы арендовать его у Украины, но, видимо, комплект документации по полигону был бы интереснее. 

По крайней мере, представители СБУ утверждали о такой деятельности, ведь сведения об особенностях постройки и функционирования объекта "НИТКА" сэкономили бы затраты на строительство китайского аналога.

Украинский вклад в китайский авиапром

Финансовые ресурсы Китая направляются, в первую очередь, на развитие наукоемких отраслей. А в Украине эти отрасли до недавнего времени были на достаточно высоком уровне, но "финансовый дождь" на них по многим причинам не проливался. 

На невысоком уровне финансирования находился и авиапром Украины. В то же время, к наработкам КБ, основанного Олегом Антоновым, интерес был нешуточный. В последние годы существования СССР в небо были подняты сверхгабаритные самолеты Ан-124 и Ан-225, и технологии, использованные при постройке этих самолетов, до сих пор недоступны другим авиастроительным корпорациям. 

Олег Антонов был инициатором создания всех самолетов модельного ряда КБ в Киеве, начиная с легендарного Ан-2 и заканчивая супертяжеловесами, "Русланом" и "Мрией". Идеи Антонова нашли воплощение и в военно-транспортном Ан-70, который разрабатывался уже после его смерти. Поэтому, опыт и знания антоновцев в области транспортной и военно-транспортной авиации до сих пор привлекательным для других авиастроительных корпораций.

Причем тут Китай? 

В 2013 году с аэродрома авиастроительного предприятия Xi'an Aircraft Industrial Corporation (ХАС), расположенного в городе Яньлани, поднялся в воздух прототип военно-транспортного самолета Y-20.

Техническое предложение самолёта было подготовлено в порядке реализации контракта(Соглашение с AVIC II №808/2003 от 20.12.2003) заключенного "Антоновым" с китайской государственной авиастроительной корпорацией AVIC-II 20 декабря 2003 года, и ставшего по сути отправной точкой в создании Y-20. 

Вклад украинских авиастроителей в этот проект оказался решающим: специалисты АНТК им. Антонова вели работы по разработке крыла самолета, и обеспечили появление в составе ВВС КНР тяжелых транспортников. До этого Китай импортировал самолеты военно-транспортной авиации.

Поэтому, соглашение по "Мрии" стоит рассматривать в контексте украинско-китайского сотрудничества по самолету Y-20: важна не процедура, а результат.

Объяснения "Антонова"

Новость о сделке с китайцами по Ан-225 получила широкий общественный резонанс. Ведь в телесюжетах о недавнем полете "Мрии" в Австралию с таким восторгом рассказывали об уникальности самолета, что продажа КНР прав на достройку второго Ан-225 выглядела после этого как-то нелогично. 

Неужели могучая авиапромышленность Украины не справится с такой задачей самостоятельно? А если нет, то почему?

По сообщению пресс-службы, "Антонова", Китай в сделке представлен компанией Aerospace Industry Corporation of China (AICC). Предполагается, что на первом этапе сотрудничества украинское предприятие построит и поставит в Китай второй модернизированный Ан-225. В дальнейшем стороны намерены наладить совместное серийное производство в Китае по лицензии "Антонов". Оба этапа будут реализованы по условиям отдельных контрактов.

В то же время, пресс-служба предприятия подчеркивает, что права собственности в отношении Ан-225 не будут передаваться китайской стороне. 

"Соглашение, подписанное ГП "Антонов" с китайской компанией Aerospace Industry Corporation of China (AICC), о сотрудничестве по программе Ан-225 является своеобразной "дорожной картой", которая подтверждает взаимную заинтересованность сторон во взаимодействии с целью дальнейшего развития программы Ан-225. Речь идет о подготовке предложений по разработке договора, по которым на ГП "Антонов" будет выполнено достройку и модернизацию второго экземпляра Ан-225 "Мрия", – говорится в сообщении.

Читайте также: Зачем нужна диалоговая полиция? Мнение эксперта

И если на этапе достройки второй "Мрии" вопросов практически нет, то организация серийного производства в Китае выглядит иначе. Даже если права интеллектуальной собственности на Ан-225 не будут передаваться китайской стороне, технологии в процессе совместного производства не передать невозможно. 

Поэтому, не стоит удивляться, что через несколько лет свет увидит новый Y-ххх, подозрительно похожий на "Мрию", но не имеющий никакого отношения к интеллектуальному багажу украинского авиастроения, возникший благодаря "гению" китайского авиастроения. 

Самое читаемое
    Темы дня