Евгений Стримов, РИА Новости Украина
В Украине заработал очередной, уже четвертый по счету сервис электронных петиций: теперь к президенту, Верховной Раде и органам местного самоуправления добавился Кабинет министров, начавший принимать онлайн-обращения от граждан.
На своей странице в Facebook об этом сообщил премьер-министр Владимир Гройсман.
"Очень надеюсь, что этот сервис станет эффективным инструментом обеспечения участия граждан Украины в формировании государственной политики и принятия управленческих решений. В отличие от других подобных сервисов КМУ действительно имеет очень широкий спектр исполнительных полномочий и соответствующие петиции могут иметь очень практический результат", – написал Владимир Гройсман.
Регистрировать петиции можно здесь. Всего на сайте – 24 возможные категории обращения граждан: например, работа и зарплата, научно-техническая и инновационная деятельность, финансовая, аграрная, налоговая и таможенная политика, деятельность президента и парламента, жилищная политика, религия и межконфессионные отношения, экология и другие.
Для рассмотрения петиция должна набрать 25 000 голосов за три месяца со дня обнародования. Модерация петиции происходит в течение двух дней.
По информации министра Кабинета министров Михаила Титарчука, за первый день работы системы пользователи подали почти 200 петиций.
Сейчас в топе популярных обращений – петиции о создании открытого реестра чиновников с моральной оценкой их работы, о необходимости сортировки мусора, о повышении зарплат и пенсий вдвое, о пересмотре тарифа на газ для населения, а также об электронных выборах (E-выборах).
"За" и "против"
На новый "петиционный" сервис практически сразу же отреагировали в соцсетях. Нашлись как критики, так и симпатики.
"У меня вопрос: зачем эти петиции? Президенту отправлены несколько петиций, подписанных насчет растаможки б/у авто, акциза и всех коррупционных грабительских составляющих заоблачной стоимости авто в нашей стране? Результат – ноль полный. И все другое тоже", – написал Валентин Кислый.
"Пенсионерам и малообеспеченным подарите по ноутбуку и подключите интернет для голосования?", – задал риторический вопрос Вениамин Кузьменко.
Иное мнение и настроение – у Сергея Лобойко.
"Это хорошие новости! Респект всем, кто поучаствовал в этом! Правительство и народ получили не просто инновационный инструмент коммуникации, но и уникальный шанс начать возвращать доверие людей. Прошлое правительство проигнорировало выполнение Закона и это коррелировало с его уровнем доверия. Запуск e-сервиса – это хороший шаг, но главное – наладить адекватное реагирование правительства на "Народную повестку дня", которую будут формировать петиции. К слову, в инфографике бизнес-процесса было бы хорошо уже теперь дорисовать после "Ответа" иконку "Реализация".
P.S. Насчет нашествия технических препятствий, уверен, что их все успешно преодолеют", – оставил комментарий Лобойко.
Имитация близости власти
В свою очередь, политологи отмечают, что институт петиций не показал в Украине своей эффективности, оставшись скорее инструментом политического пиара и имитации близости власти к народу.
Тот же "петиционный процесс", стартовавший на сайте президента 28 августа 2015 года, не принес ощутимых результатов, зато зачастую веселил украинцев предложениями вроде назвать улицу в честь магистра Йоды (героя фильма "Звездные войны"), назначить премьером страны Дарта Вейдера или признать моржей личностями.
Были, конечно, и "серьезные" обращения, вроде проведения очередной волны мобилизации, возвращения Украине ядерного статуса и проведения референдума о вступлении в Евросоюз, но они так и остались петициями.
Читайте также: Украинцев ждет тяжелая осень с переходом в чудовищную зиму – Павлив
Ждет ли подобная судьба сервис "от Гройсмана"? Каждый украинец способен лично это проверить – подать обращение можно после несложной регистрации.