наверх
02.05.202412:58
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Военный бюджет. Как потратить 5 миллиардов долларов?

(обновлено: )178670
Бюджет Минобороны на 2017 год составит 130 миллиардов гривен. Эта сумма чуть меньше предполагаемого дефицита Пенсионного фонда, или — два годовых объема субсидий на оплату коммуналки. Тем не менее, деньги пойдут не на общество, а на оборону. На войне, как на войне!
Военная техника на параде в День Независимости в Киеве

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

"Ястребы" во власти настаивают, что только постоянный рост военных расходов убережет "нэньку" от вторжения с востока. Недавно секретарь СНБО Украины Александр Турчинов в очередной раз заявил, что Украина не может уменьшить объемы финансирования сектора безопасности и обороны. "Именно поэтому требования стратегии национальной безопасности по финансированию сектора безопасности и обороны в размере 5% от ВВП должны четко выполняться", — цитирует его слова пресс-служба СНБО.

Сколько стоит война?

Оборонный бюджет Украины в 2016 году составил 5% от ВВП, около 4 миллиардов долларов. На 2017 год по данным министра финансов Украины Алексндра Данилюка, бюджет МОУ составит 129 миллиардов гривен. Также он добавил, что на сегодняшний день государственный оборонный заказ финансируется согласно графику.

Кстати, результаты "повышенного" финансирования МОУ в пределах 5% ВВП в 2016 году пока не впечатляют. На параде по случаю 25-й годовщины Дня независимости Украины анонсировалось порядка 200 единицы военной техники. Большинство машин оказалось еще советского производства: полностью "украинских" образцов было: не более 10%, примерно такая же доля — иностранной техники, полученной в дар или собранной по отверточной технологии из импортных комплектующих. 

Зато режим усиленного финансирования военных расходов породил немало скандалов. Буйным цветом расцвели скандалы с армейским питанием. Принцип "плохо и дорого" по поставкам продуктов питания фирмами, выигрывающими тендеры МОУ, сопровождали деятельность каждого министра обороны Украины, начиная с "первопроходца" этой схемы, Анатолия Гриценко. Неудивительно, что проверки качества питания военнослужащих, проведенные в июле т.г. опять свелись к выводу "дорого и некачественно". А по выражению начальника Центра развития и сопровождения материального обеспечения ВСУ подполковник Дмитрия Марченко: "Бойцов глобально кормят дерьмом". 

Этот "праздник жизни" исправно оплачивает оборонный бюджет.

Помимо скандалов с питанием военнослужащих, вряд ли можно назвать удовлетворительной и ситуацию с обеспечением армии военной техники. Особенно, с учетом потребностей  проводимой АТО. С самого начала осуществления операции на востоке Украины сложился  дефицит легкой бронетехники, который стал еще заметнее после почти двукратного увеличения численности Сухопутных войск и трехкратного — Национальной Гвардии. И увеличение финансирования МОУ объяснялось в первую очередь необходимостью закупить побольше техники для потребностей ВСУ. 

В итоге, к середине 2016 г., после получения ВСУ в марте 15 линейных и 1 командирской БТР-4К с импортными двигателями, украинские силовики имели всего около 100 БТР-4, и практически не имели БТР-3. По информации из открытых источников, за 2014-2015 гг. украинские силовики получили не более 60 новых БТР-3Е1, часть которых не попала в Таиланд, а собранные после 2014 г. использовали корпуса старых БТР-70. 

Более того, военные эксперты утверждают о низком уровне гособоронзаказа, который совершенно не удовлетворяет потребности растущей армии.

Директор информационно-консалтинговой компании Defence Express Сергей Згурец заявил, что в 2016 году на выполнение гособоронзаказа в бюджет заложено порядка 6-7 миллиардов гривен. Однако на деле выделили лишь половину этой суммы.

Читайте также: Шестая волна мобилизации. Все идет по плану, но военных не отпускают

По данным эксперта, в 2016 году численность армии увеличилась почти в два раза, и составила 280 тысяч человек личного состава, поэтому 80% бюджетных денег уходит на содержание, "…что не позволяет найти достаточные ресурсы на обеспечение адекватного перевооружения. Поэтому я бы не сказал, что у нас в прошлом году решилась задача перевооружения", — отметил Згурец.

Армию можно финансировать до бесконечности

Уровень оборонных расходов всегда будет недостаточным. Поскольку последние двадцать с хвостиком лет большая часть оборонных расходов шла на обеспечение личного состава, техническая "часть" финансировалась по остаточному принципу. Исходя из заявлений Сергея Згурца, ситуация не изменилась: оборонный бюджет по-прежнему проедается. 

Экс-министр экономики Украины, финансовый эксперт Виктор Суслов считает, что для финансирования украинской армии даже 100% госбюджета будет недостаточно.

"Что касается расходов на оборону, если смотреть с позиций обеспечения обороноспособности страны, то какими бы они ни были, их объем недостаточен. В Украине нет современной авиации и средств ПВО — за 25 лет не куплено ни одного нового самолета, многих других видов военной техники. Украинская армия оснащена устаревшим советским оружием, преимущественно произведенным до 1991 года. Украина не производит большую часть боеприпасов для нужд армии, а у тех, которые хранились на складах, за 30-40-50 лет хранения истекли сроки годности, их нельзя применять", — отметил Суслов.

"Даже если направить 100% украинского бюджета на цели обороны, это будет недостаточно. Поэтому, вопрос только в пределах, которые устанавливает наша экономика на финансирование обороны. Точнее, при падающей экономике,- в пределах возможного перераспределения средств из гражданского сектора и социальных расходов на нужды обороны", — подчеркнул эксперт.

В свою очередь экономически эксперт Всеволод Степанюк считает, что расходы на оборону могут принести пользу экономике.

"Нужно смотреть, куда эти расходы предполагается направить. Если в украинскую экономику, то это может повлиять положительно, если на тупую закупку вооружений за рубежом, можно сказать, это будет преступно. История знает примеры, когда за счет оборонных заказов ряд государств смогли поднять свою экономику, например, Германия в 1930х годах или США. Если по структуре расходов окажется, что деньги пойдут на содержание армии и закупку амуниции за рубежом, это будет очень плохо для экономики", — подчеркнул эксперт. 

А как же общество?

Рост расходов на оборону происходит на фоне ожидаемых сокращений социальных выплат. Студентов уже "порадовали" отменой стипендий, но те не поняли финансового "юмора" и бросили торт в спикера, подтвердившего дурную весть.

Помимо отмены стипендий и введения полноценной платы за общежития для студентов, готовится крупные сокращения в медицинской сфере. Новый и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун решила, что фельдшеры окажут первую помощь не хуже дипломированных специалистов, и предложила "оптимизировать" состав бригад "скорой помощи" за счет увольнения врачей. Инициатива уже привела к пикетированию здания Минздрава. Вероятно, в запасе у нового "временного" министра еще парочка предложений по "оптимизации" количества лечебных заведений и работающих в них специалистов. Вероятно, не уйдет от сокращений и сфера образования.

По мнению Всеволода Степанюка, расходы на эти сферы будут сокращаться, пока общество не продемонстрирует активный протест.

"Вопрос зарплат медиков и учителей в капиталистических условиях решается по принципу "спасение утопающих — дело рук самих утопающих". В данном случае учителя и врачи должны требовать от власти повышения своей оплаты, выходить на улицы и бастовать.А если они молчат, то повышать их зарплату никто не будет. Есть очень простой капиталистический принцип: если человек работает бесплатно, зачем ему платить?" — сказал Степанюк.

В свою очередь Виктор Суслов отметил, что реакция на попытку перенаправить средства на выплаты стипенции на нужды обороны свидетельствует, что такой вариант обществом не поддерживается. 

"Последние волнения, вызвавшие определенную общественную реакцию — попытка перенаправить средства, предназначенные на выплаты стипендий студентам, на нужды обороны — обществом, судя по откликам, не поддерживаются. Точно так же, как и снижение расходов на здравоохранение и образование. Дополнительное финансирование обороны ведется фактически за счет резкого снижения жизненного уровня граждан. При этом уровень обороны все равно недостаточен, чтобы Украина могла воевать с сильным противником", — констатировал Суслов.

Читайте также: Новая форма военных и точность Порошенко. Спецкор о параде в Киеве

"Насколько разумно в этих условиях тратить огромные средства на оборону, приемлем ли для Украины старый лозунг: "Пушки вместо масла”? Мировой опыт показывает, что сильными в военном отношении становятся страны, которые обладают высокоразвитой экономикой и научно-технической сферой. Поэтому именно развитию экономики, науки, образования следовало бы отдать приоритет в долгосрочной перспективе. Следовало бы также безусловно отдавать приоритет мирным, невоенным, политическим и дипломатическим путям разрешения конфликтов", — подчеркнул эксперт. 

По большому счету, отметил Суслов, нужно следовать тезису, многократно повторенному президентом Украины Петром Порошенко: ситуация на Донбассе и в Крыму не имеет военного решения. 

"Если ситуация не имеет военного решения, то чрезмерно раздувать военные расходы в ущерб социальным программам и уровню жизни граждан, наверное, неправильно. Тем более, есть граница после которой финансирование военных расходов неизбежно вызовет рост социального напряжения внутри страны. Важно не перейти эту границу", — подчеркнул Суслов.

Услышит ли власть общество? Ответ на это мы увидим в проекте госбюджета на 2017 год, который правительство должно подать в Верховную Раду до 15 сентября. Ждать осталось недолго.

Самое читаемое
    Темы дня