наверх
19.04.202420:52
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Главные за вчера: снова военное положение и снова Коломойский

(обновлено: )1686069
Ключевые события дня, заявления первых лиц страны и их последствия в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал директор Института информационного общества Ярослав Павловский.

Президент Петр Порошенко допускает, что, в случае обострения ситуации на Востоке и в Крыму, будет введено военное положение и объявлена мобилизация. ГПУ и НАБУ на совместной пресс-конференции заявили о перемирии, а действия спецподразделения КОРД проверят на адекватность в отношении обысков в здании Госпогранслужбы. НАБУ возобновило расследование дела в отношении украинского бизнесмена Игоря Коломойского о даче взяток в 2003-2004 годах.

Главные события в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал директор института информационного общества Ярослав Павловский.

О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ

Президент Петр Порошенко заявил о сохранении вероятности усиления конфликта на Донбассе, возможности полномасштабного вторжения российских военных. "Вероятность эскалации конфликта остается значительной, полномасштабного российского вторжения по всем азимутам мы не исключаем. Мы готовы, наши вооруженные силы, дать отпор врагу и на востоке, и вдоль административной границы с Крымом", — сказал президент.

Президент Порошенко допускает, что, в случае обострения ситуации на Востоке страны и в Крыму, будет введено военное положение, а также объявлена мобилизация. Кому был адресован в первую очередь этот месседж?

— Мне кажется, что месседжи были адресованы потребителям в украинском обществе, прежде всего. Но хочу сказать, что это заявление Петра Порошенко — одно из самых серьезных вообще за последнее время, потому, что одно дело, когда Турчинов разглагольствует о введении военного положения и мобилизации, другое дело, когда об этом говорит уже президент Украины, гарант Конституции, верховный главнокомандующий. Поэтому я считаю, что заявление очень серьезное. И для него какие-то должны быть основания. В то же время мы знаем, что в период обострения в Крыму, когда были заявления Путина, российской власти о действиях украинских диверсантов, президент находился в Индонезии. И вот сейчас, через некоторое время, мы слышим об этом заявлении. Возможно, это также реакция на те события.

Почему я считаю, что ориентировано на украинского потребителя информации? Потому что я подозреваю, что это будет определенная линия позиционирования украинской власти в канун Дня Независимости. Очевидно, что снова на поверхность дня будет предложен командой президента тезис о том, что главное достижение этой политической команды является то, что она сохранила Украину во время активных боевых действий от прямого полномасштабного вторжения. Угроза полномасштабного вторжения, как бы там ни было, она действительно остается. Я думаю, что она будет оставаться до тех пор, пока не будет решения проблемы на Донбассе.

Стоит обращать внимание на заявления экспертов о том, что у нас не работают минские договоренности?

— Стоит еще упомянуть тот факт, что Путин заявил, что не работает еще и нормандский формат. Следует упомянуть тот факт, что после таких заявлений Порошенко имел телефонные разговоры с Олландом и Меркель по этому поводу. Мы знаем, что было активное внимание АП США также. Были двусторонние контакты с Лавровым. Поэтому да, действительно, деятельность в этом контексте ведется, и здесь следует сказать первый момент. Не работают минские договоренности — это уже давно говорили. Минские договоренности — это сдерживающий фактор, который свою роль сыграл, и очевидно, что нужен какой-то новый формат. А мог быть такой формат нормандский? Нет, не мог. Это уже доказано, что нормандский формат также не является особенно действенным, так как он не является сдерживающим. По крайней мере, мы не видим этих результатов. Очевидно, что вопрос стоит о том, чтобы предложить какой-то новый формат, новое видении развития этих событий. Пока этого видения нет, потому что одна сторона настаивает на своем пакете, который предусматривает безальтернативные выборы на Донбассе, а уже потом восстановление контроля над территорией. А другая сторона пытается привлечь международных партнеров, которые откровенно устали от недейственной украинской власти в контексте проведения социальных, экономических и политических реформ и борьбы с коррупцией.

Изменения в переговорном процессе если возможны, то возможны в каком плане?

— Если бы Китай открыл второй фронт, то это бы повлияло на результативность минского процесса. Это шутки, конечно… Вы поймите, какой бы болезненный и неэффективный минский процесс не был, он все равно продолжается. Происходит изменение так же и переговорщиков.

О КОНФЛИКТЕ ГПУ И НАБУ

Генпрокурор Юрий Луценко заявил на совместной пресс-коференции ГПУ и НАБУ, что в конфликте между ведомствами есть признаки правонарушений со всех сторон. Он также отметил, что такие события недопустимы и будет сделано все, чтобы подобное не повторилось. Также он заявил о передаче для непредвзятости расследований всех материалов в СБУ.

Данный конфликт можно считать исчерпанным? Или нам ожидать дальнейших увольнений, посадок?

— Я думаю, что увольнений вполне можно ожидать, так называемые фамилии, якобы наиболее причастны к этому противостоянию. Но конфликт не исчерпан, а он только начинается, и будет он развиваться еще более интересно, я подозреваю и надеюсь, что в публичной плоскости, а не в кулуарной. Это моя позиция. Я уверен, что конфликт только начинается из-за того, что у нас происходит имитация реформ в правоохранительной системе, в том числе и в части борьбы с коррупцией, в том числе и в прокуратуре. И у нас создан новый правоохранительный орган, который занимается борьбой с коррупцией с точки зрения деятельности государственных чиновников, и перечень функциональных обязанностей определенным образом совпадает или пересекается с деятельности прокуратуры. И здесь не может не возникнуть конфликта, особенно с учетом специфики прокурорской системы. Прокуратура в Украине как гидра, когда ты одну голову срубишь, появляется еще две. И она сама себя восстанавливает. И эту систему следует менять достаточно радикально. Создание НАБУ с их полномочиями, их деятельностью как раз и свидетельствует о том, что такая деятельность не нравится этой системе, и есть люди, которые готовы, несмотря на общественное мнение и нормы права, действовать в конфликтной среде.

Может, тогда просто разграничить функции законодательно?

— Они разделили функции, как они считали нужным. Но все равно настолько тонкая грань, закон только начинает действовать, столь короткий промежуток времени для работы НАБУ, что эта притирка происходит еще в достаточно конфликтной среде, и она в дальнейшем будет происходить. Более того, происходит подмена понятий, когда кто-то хочет, например, похоронить какое-то дело, то они передают из компетенции НАБУ в компетенцию прокуратуры и наоборот. Происходит манипуляция новыми механизмами, которые не присущи какому-то определенному органу, но для того, чтобы передать дело, можно передать полномочия, и там это дело будет похоронено именно из-за особенностей функционала. Поэтому эти конфликты неизбежны. Но сущность этого конфликта не в том, что функционал не расписан, а в том, что система прокуратуры всегда выполняла не присущие духу закона функции. Вместо того чтобы систему реформировать, ее пытаются перенастроить. Новый генпрокурор продемонстрировал якобы активность, инициировав кучу дел, косметические кадровые изменения, зато наиболее одиозные кадры остались.

Читайте также: Пока ГПУ и НАБУ "воюют", преступникам живется спокойно — Спиридонов

Этот конфликт могут сдерживать и направлять в определенное русло руководители ведомств?

— Я не могу сказать, я не держал свечку, но я могу выразить свое экспертное предположения. К сожалению, генпрокурор не до конца контролирует ситуацию, которая происходит в его ведомстве. Очевидно, что есть какие-то группы влияния, которые принимают решения вне прокуратуры.

ОБ ОБЫСКЕ В ГОСПОГРАНСЛУЖБЕ

Военный прокурор заявил, что действия сотрудников спецподразделения КОРД, которые проводили обыск в здании Госпогранслужбы, будут отдельно проверены на предмет адекватности проведенных мер.

Есть видео, где КОРД пытался пройти через турникеты, был взлом помещений, выемка документов. Это другая сфера противостояния и борьбы или те же мотивы?

— Я не верю в совпадения. Я думаю, что здесь есть взаимосвязь, так как поднимается одна тема, потом такая же тема поднимается в другом ведомстве, происходит столкновение интересов, мы понимаем, что к Матиосу есть серьезные вопросы кадровые. Я думаю, что это также свидетельство латентного конфликта.

А расследование, которое развернули в отношении определенного состава офицеров пограничного Чопского отряда, — это просто повод?

— Это свидетельство перехода борьбы на другой этап. Многие сталкивались с работой пограничной службы, понимают, что там есть определенные вопросы прозрачности и борьбы с коррупцией.

Этим нужно заниматься?

— В данном случае НАБУ выполняют свои функции.

ДЕЛО ПРОТИВ КОЛОМОЙСКОГО

НАБУ возобновило расследование дела в отношении украинского бизнесмена Игоря Коломойского. Об этом заявил глава НАБУ Артем Сытник.

Расследованием уголовного дела  о даче взяток в 2003-2004 годах занимаются сотрудники САП. Антикоррупционный прокурор вытребовал дело очень давнее, в котором якобы Коломойский давал взятку ряду чиновников, подтвердил Сытник.

Можно ли найти сегодня простое и логически обоснованное объяснение тому, почему антикоррупционные органы заинтересовались Игорем Коломойским? Тем более таким давним делом?

— Непростой вопрос. Здесь можно, конечно, видеть какие-то политические следы о том, что кто-то хочет напомнить олигарху Коломойскому, который ведет очень активное политическое позиционирование либо самостоятельно, либо через подконтрольные ему политические площадки — депутатов, депутатские группы, политические партии, напомнить о существовании каких-то договоренностей. Это первый момент. А второй момент. Мы знаем, что 1 сентября начнется работа ВР Украины. Будет очень много важных законопроектов рассматриваться. И очевидно, что нужно как-то мобилизовать большинство, напомнить о том, что большинство всегда правящим может быть. Это такой момент, знаете, он из разряда каких-то тайных кулуарных переговоров. Насколько я понимаю, речь идет сейчас о так называемом арбитражном суде, который был между Коломойским и Пинчуком, не в Украине, в Лондоне, относительно прав собственности на один из Криворожских заводов. Поверьте, если этот вопрос будет подниматься, то там субъектом расследования будет не только Коломойский, но и Пинчук. Потому что по меньшей мере фигурируют обе фамилии. И речь идет о том, что Коломойский давал взятки, но через Пинчука для системы правоохранительной и депутатской. В том числе там будут всплывать фамилии и Кучмы, и многих депутатов ВР на тот момент и действующих. Поэтому дело может быть действительно очень интересным.

Если речь зашла о поднятии конкретного дела, может, стоит рассмотреть версию о том, что это давление или попытка что-то напомнить Пинчуку, а не Коломойскому?

— Не думаю. Потому что Пинчук занял такую немного, я бы сказал, эмоционально взвешенную позицию. Он никогда критически не поддерживал Януковича и никогда критически ни был оппозиционером. То есть он раскладывал яйца в разные корзины. Так же, в принципе, делал и Коломойский. Но при этом он еще пытался в силу своего, опять же, эмоционального состояния проводить определенное персональное позиционирование. Пинчук не проводил персонального позиционирования. Он немало усилий, ресурсов потратил на то, чтобы стать респектабельным западным предпринимателем, а не типичным представителем постсоветского олигархата. И он просто старается избегать любых конфликтных моментов, которые накладывают негативный резонанс на его имидж, который он себе создал на Западе. Не забываем, что он достаточно активно работал с семьей Клинтонов. А сейчас Хиллари Клинтон может стать президентом США. Думаю, что здесь Пинчук будет как-то выходить из-под удара.

О Е-ДЕКЛАРАЦИЯХ

Чиновники будут подавать е-декларации своих активов с 1 сентября. Госспецсвязи доработает программное обеспечение, выдаст сертификат безопасности. Об этом заявила глава НАПК Наталия Корчак.

Почему столько суеты вокруг этой системы? О нее действительно так много зависит?

— Проблема действительно существует. Масштабы ее, по моему убеждению, не очень глубокие, но экспертная среда и политики делают ее масштабной из-за того, что почему-то привязывают к траншу МВФ. Какова природа проблемы? Здесь пересечение нескольких факторов. Первый фактор, главный — абсолютное отсутствие политической воли высшего руководства государства в реализации антикоррупционной реформы. Второй момент — абсолютно непрофессиональный подход при разработке, реализации, сертификации этого софта. Третий момент — откровенный саботаж по подключению к этому процессу. Четвертый вывод, который следует из этого: Украина находится в тупиковом пути развития. Я не понимаю, зачем в государстве, которое демонстрирует склонность к переходу к электронному управлению, к сокращению государственных расходов вводить четыре параллельно существующие реестра. У нас есть реестр налогов, реестр избирателей, реестр будет больничных листов, чего-то еще. Это нонсенс. Ни в одном государстве не существует нескольких реестров. Существует один реестр с различным доступом.

То есть проблема возникла из-за того, что нет понимания?

— Если вы спросите меня, есть ли высшая мотивация саботажа на уровне политического руководства, вполне может быть.

Мотивация действительно есть?

— Я объясню, как я вижу. Есть какие-то виртуальные коррупционеры, которые говорят: нам надо завалить закон об электронном декларировании. Там было три редакции, вносились поправки, искали врагов. Закончили, приняли. Затем они смотрят: хорошо, пусть работают, создают реестр. Они посмотрели: и там некому заниматься этим, пусть рисуют свой софт, покупают серверы, они все равно не способны сделать его нормально. Они увидели, что степень реализации этих людей некомпетентна, и сказали: они сами не справятся и без нашей "помощи". Так оно и произошло.

Читайте также: До-Е-декларировались… Прощаемся с кредитами и безвизовым режимом

Ранее директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков на 106 FM заявил, что политические факторы влияют на возбуждение уголовных дел, а серьезные расследования по лицам, которые подозреваются в коррупции, но близки к представителям действующей власти, не проводятся.

Также стало известно, что с февраля по август 2016 года НАБУ наложило арест на 411 миллионов гривен, 7,5 миллиона долларов и 7 миллионов евро, но в бюджет эти деньги не вернулись. По мнению адвоката Ярослава Гришина, причина — отсутствие политической воли и бездеятельность ГПУ.

Самое читаемое
    Темы дня