наверх
25.04.202412:02
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украина: были "донецкие", стали "львовские". Чем дальше, тем...

(обновлено: )4814222
Смена украинских элит происходит, как правило, по итогам очередных выборов – как парламентских, так и президентских. Днепропетровские, донецкие, черновицкие, а теперь – львовские выходцы занимаются политикой и экономикой в исполнительной власти.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

В истории украинской исполнительной власти представители западных областей, как правило, были связаны с гуманитарным блоком: образование, здравоохранение. Экономикой, традиционно, управляли министры, близкие к восточным регионам – по происхождению или полученному образованию.

Особняком всегда стоял финансовый блок правительства. Кроме полного доверия к лицам, ответственным за финансы, со стороны главы правительства или в целом государства, соискатель должности был просто обязан иметь опыт работы в самом министерстве. Долгое время смена элит приводила к внутренним изменениям в конкретном министерстве в виде победы той или иной группировки, в которую входили и высокие чиновники.

С внедрением передового опыта парламентско-президентской республики на первый план вышли такие качества как партийная лояльность, квотный принцип формирования правительства и наличие различных неформальных договоренностей в любом разделе кабминовских должностей.

В нынешнем составе Кабмина "львовские" присутствуют в таких интересных направлениях, как транспорт и энергетика. Прошло всего 100 дней с небольшим со времени их назначения на должности, но публичные заявления не могут не вызывать вопросов.

От МИДа до МИУ

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян в свои 37 лет может похвастаться приличным стажем работы в МИД Украины, где он с 2000 по 2008 годы занимал ряд должностей, в том числе и в дипмиссии Украины в Вене. Затем было Минэкологии, опять МИД, затем Минфин.

В декабре 2014 года он назначен заместителем министра инфраструктуры Андрея Пивоварского. Параллельно Омелян занял должность члена Наблюдательного совета госпредприятия "Укрэкоресурсы".

С апреля 2015 года Омелян возглавляет Министерство инфраструктуры и за это время отметился как инициатор прихода на украинский рынок иностранного сервиса такси Uber. Работает сервис таким образом, что деньги украинцев, которые его оплачивают, улетают в иностранном направлении, обогащая налогами кого угодно, только не украинский бюджет.

По приходу на должность Омелян обещал реформирование "Укрзализныци". Этот процесс проходит на фоне коррупционных скандалов. Почти три недели назад был похищен начальник департамента "УЗ" Валерий Людмирский, и данных, почему это произошло, до сих пор нет.

Коррупция и похищение людей, наверное, – не очень хороший фон для представления плана реформирования железнодорожной отрасли, поэтому польский рок-музыкант Войцех Балчун, которого "ветер перемен" задул в кресло главы "Укрзализныци" "всего" за полтора миллиона гривен в год, до сих пор не представил Омеляну соответствующий план реформирования.

Министр устал ждать план от Балчуна и констатирует, что "пауза затянулась".

Административный опыт Омеляна, который на железных дорогах был до недавнего времени только пассажиром (если, конечно, такой опыт еще присутствует), не оставляет места оптимистичным ожиданиям.

Бизнес железнодорожных перевозок при всей своей незатейливости требует какого-то опыта в смежных сферах. И опыт министра инфраструктуры, полученный во время работы в диппредставительстве Украины в Вене, как и на прочих местах работы, вряд ли поможет.

Когда диплом не нужен..

Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик пришел на управление отраслью из профильного парламентского комитета. Казалось бы, он не может не знать об основных проблемах отрасли. Однако выступление министра по случаю первых ста дней на должности было далеко от высказываний профессионала, который всегда "в теме".

Широко разнеслось заявление Насалика о готовности американской компании Westinghouse рассмотреть возможность строительства завода ядерного топлива в Украине. Но эксперты напомнили, что менеджеры компании неоднократно говорили о невыгодности такого проекта.

"Это — очередной пиар, который вряд ли будет воплощен в жизнь. У Westinghouse незагружен завод в Швеции, который производит топливо этого дизайна. Зачем самому создавать себе же конкурента? Контракт с Украиной подписан таким образом, что "соскочить" с него "Энергоатому" уже не удастся. Они будут просто везти сюда эти сборки", – заявил сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Кроме того, министр нагнал туману с поставками угля. Некая богатая антрацитами, но неназванная страна скоро начнет поставки в Украину уголя, и таким образом будет снижена зависимость от поставок с неконтролируемых территорий Донбасса.

"Первый небольшой  танкер — 130 тысяч тонн — придет 20-21 августа. Но дальше пойдут танкер за танкером",сообщил Насалик, говоря об импорте антрацита.

При этом министр отказался назвать страну, из которой будет импортироваться уголь, сославшись на коммерческие условия контракта.

С другой стороны, недавно на глаза попался репост вакансии помощника народного депутата Льва Подлесецкого, который поместил объявление о вакансии в Facebook.

Депутату нужен помощник, который обеспечит работу депутата в комитете по ТЭК, сможет подготовить выводы к законопроектам, поработает (при необходимости) на заседании фракции, посодействует в защите интересов юрлиц и физлиц, разработает законодательные и регулятивные инициативы и прочая, прочая. Объем работы соискателя будет ограничиваться только пределами его же инициативности.

При изучении требований родился вопрос: а зачем нам народные депутаты, если будут такие помощники?

Слава непотизму и хуторянству!

Насколько лучше и профессиональнее донецких оказался винницко-львовский конгломерат? По мнению директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, у представителей нынешней власти нет социальной интегрированности в общество, которое они рассматривают как поле для "кормления", не более того.

"Сегодня донецких сменили винницкие с вкраплением корпоративных менеджеров Roshen и западно-украинских. Их стиль управления отличается большим непотизмом, кумовством, когда меньшую роль играет региональная составляющая, а больше ценится кумовство, партнерство по бизнесу и т. д.

При этом коррупции стало больше, но она сконцентрировалась в руках небольшого круга лиц", – отметил Бортник в комментарии РИА Новости Украина.

По его словам, вся система власти стала намного безответственнее.

"Эти люди чувствуют еще меньше ответственности перед обществом. Все-таки "донецкие" — выходцы из городских, промышленных кланов и элит — привыкли управлять государством как управляют предприятием – с планами, инвестициями, получением продукции. Такой индустриальный способ управления. Сегодня у власти в основном провинциальные управленцы по способу мышления. Больше, чем своим двором, управлять были не привычны, они не владеют необходимыми понятиями", – сказал политолог.

"Их ментальность не городская, а сельская. Она более циничная – нынешние управляющие еще меньше верят в идеологемы и понятия, о которых они говорят – в Украину, в национализм. У них это эгрегоры для накопления ресурсов, земли, связей. При этом социальная ответственность у них нулевая, потому что их ментальность – индивидуалистическая, она не предусматривает такого понятия как ответственность перед общиной, громадой. А страх всегда есть, что придут и спалят хату или обворуют, или побьют", – пояснил Бортник.

На пути к "вершине" управленческого дна

Наличие образования по специальности долгое время было главным условием карьеры в любой отрасли деятельности государства. Нет диплома – нет работы. Есть диплом – можно претендовать на должности,  на руководящих постах в госаппарате без высшего образования – никуда.

В госуправлении все изменилось с внедрением политических партий в управленческие структуры исполнительной власти. Кроме подковерных договоренностей победители очередного политического марафона, например, парламентских выборов, стали официально претендовать на квоту в управлении страной.

Сначала на должности министров парламентских фракции еще изыскивали специалистов, а затем подход упростился – на министров стали предлагать "своих", надежных.

Читайте также: В сеть попала запись разговора Луценко и Коломойского

Отсюда – генеральный прокурор без юридического образования, работник МИДа – на управлении инфраструктурой или депутат из парламентского комитета по ТЭК с неоднозначными заявлениями. Или министр социальной политики всерьез критикует матерей-одиночек за решение вырастить ребенка самостоятельно – дескать, все на работу, нечего сидеть на "детских деньгах" в 1300 гривен в месяц.

Остается услышать, что больным нечего притворяться и болеть, а детям – учиться, ведь можно сразу на работу. Тогда можно увериться, что Украина достигла "вершины" управленческого дна.

Самое читаемое
    Темы дня