наверх
24.04.202412:00
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Главные за вчера: бойкот Кропивницкому и ужесточение безопасности

На металлолом. Украина против советских памятников. (688)

(обновлено: )81002
Во всех областных центрах Украины могут появиться видеокамеры, 7 партий прошли бы в ВР, если бы выборы состоялись в ближайшее время, а в Кропивницком не могут смириться с переименованием города. События прокомментировал политолог Александр Москалюк.

Президент Петр Порошенко инициирует установку видеокамер во всех областных центрах в целях безопасности.

Семь политических партий прошли бы в Верховную Раду, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, в тройке лидеров — "Батькивщина", "Оппозиционный блок" и "Самопомич", свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного Институтом анализа и прогнозирования, Украинским институтом социальных исследований имени Александра Яременко и Центром "Социальный мониторинг".

Кабмин определил требования к претендентам на высокие должности в госслужбе. Отмечается, что требования предусматривают свободное владение государственным языком и иностранным языком, который является одним из официальных языков Совета Европы, общий стаж работы не менее семи лет, при этом три года на должности категории Б или А.

Читайте также: Вождение в пьяном виде вылезет боком, если закон заработает

В Кировограде жители объявили бойкот Кропивницкому. Жителей города будут призывать бойкотировать новое название города и подписаться под коллективным иском в суд.

Эти и другие ключевые события в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал политолог, эксперт по конституционному праву Александр Москалюк.

Президент инициирует установку видеокамер во всех областных центрах, при необходимости в городах-райцентрах с целью надлежащего общественного порядка, общественной безопасности, недопущения дестабилизации в стране. Это ужесточение неких мер безопасности или это необходимый шаг?

— Мне кажется, тут есть две составляющие. Первая составляющая: это все-таки определенный пиар со стороны и президента, и тех политиков, которые сейчас находятся при власти, поскольку других нет особо каких-то успехов, и, конечно, на теме безопасности очень легко всегда себе какие-то дополнительные очки поднимать, особенно когда нет успехов. И вторая: несмотря на пиар, надо понимать что объективная ситуация таковая, и это ситуация не только в Украине, а вообще в мире такая, когда вопросы безопасности снова становятся на более высокий уровень. Я вспоминаю, года еще четыре назад, когда приезжали иностранцы — мои друзья — и они удивлялись ощущения безопасности, как ни парадоксально, которая существовала в Киеве. Но то были совсем другие времена. Мы сейчас живем в достаточно сложных условиях. Единственное что, надо стремиться это делать так, чтобы увеличение мер безопасности не сильно сказывалось на ощущении граждан. Чтобы граждане не ощущали, что они фактически живут в полицейском государстве. Вот как найти этот баланс — это очень тяжело, безусловно. Есть, конечно, опыт США, наверное, это наиболее удачный опыт, поскольку они первые, кто столкнулся с этой проблемой после терактов. В значительной степени им удалось найти вот этот очень шаткий баланс.

Вы говорите, отчасти это пиар, а с другой стороны, а как общество подвинуть к мысли о том, что ужесточение мер безопасности необходимо?

— Понимаете, это работа с гражданами. Американское общество очень болезненно воспринимало все средства, которые предпринимались, до тех пор, пока, к сожалению, не случились теракты. И мне кажется, в этом плане это работа информационного поля в том числе. Единственное, как сохранить баланс между тем, чтобы общество действительно понимало опасность, но вместе с тем, чтобы это не превратилось в общую истерию? Ведь это тоже другая крайность. Посмотрим, как в этих условиях справится, в том числе, и наше информационное министерство. Для министерства информации, мне кажется, это самое серьезное испытание. Лично мне близка позиция Израиля по этому поводу, поскольку они постоянно сталкиваются с терактами, и они точно также как США уже учатся не просто реагировать на то, что произошло, а все-таки предотвращать. В Европе, к сожалению, и это показывают последние события в Германии, нет методик предотвращения таких вот терактов.

И нам на сегодняшний день стоит позабыть о своей беспечности?

— Про беспечность надо забывать не только в контексте терактов. Мы видим, что объективно криминогенная ситуация становится хуже. Она становится хуже в силу разных факторов, и в том числе ухудшения экономического состояния жизни. Поэтому надо понимать ситуацию, как она существует на данный момент.

Сегодня обнародованы результаты проекта "Перезагрузка. Открытая власть". Если бы выборы прошли в воскресенье, то в парламент бы гарантировано прошли семь партий: "Батькивщина", Опоблок, "Самопомич", БПП, Радикальная партия, "Свобода", Блок Саакашвили "За очищение власти" и "Центр" Вадима Рабиновича. Как бы вы оценили эту выборку?

— Несколько моментов. Первый момент: меня интересует, кто был заказчиком этого исследования. Мы слышим два респондента. Мы прекрасно понимаем, что нужно было потратить определенное количество времени, определенные ресурсы, и кто-то был заинтересован, чтобы получить какие-то данные. Я не знаю касательно этого исследования, у меня нет никакой информации, я знаю, что часто, когда исследования проводятся, то, конечно, в процессе исполнитель старается поддержать заказчика и где-то даже рейтинг повышать. И мы это не единожды видели.

То есть данные манипулятивные отчасти?

— Отчасти да. Но это больше касается всех исследований в принципе, мы это должны прекрасно понимать. Второй момент. Мы ведь не знаем, даже если будут выборы, какая будет система избирательная. Выгодно всем политическим силам, чтобы была та система, которая существует, которая уже апробирована.

В ВР на нее будут надеяться?

— Да. Но, с другой стороны, проявляющее гражданское общество может продавить принятие нового закона.

Правила игры изменятся и принцип прохода в ВР тоже.

— Мы ведь сталкиваемся с одной и той же проблемой, о которой мы не единожды говорили – являются ли эти партии идеологическими? Идеологическая партия должна быть направлена на определенный социальный слой, который должен поддерживать эту политическую силу. Ведь политика – это сфера борьбы за власть между классами. Другой вопрос, что даже если та или иная политическая сила представляет определенный класс в современном обществе, если мы говорим о США, Великобритании, есть осознание, что ты не просто должен представлять интересы своего класса, а найти своеобразный баланс, компромисс между социальными слоями. Исходя из нынешних политических сил, мы наступаем на те же грабли. Фактически о всех партиях, что вы назвали, тяжело сказать, какая у них социальная база, какая идеология, даже с точки зрения названия. Все-таки в основе названия должна быть идеология. Если мы говорим о Германии – Христианско-демократический союз или Социал-Демократическая партия Германии. Если мы возьмем Великобританию – Консервативная партия. Тоже понятно, что это консерваторы. Если мы дальше проанализируем партии в Западной Европе, то в большинстве названий просматривается определенная политическая платформа. У нас этого и близко нет. У нас есть заточенность под персоналии, заточенность под лидера и это влияет на рейтинг политической партии.

По поводу блока Саакашвили. Партия уже создана?

— Я в этой всей истории несколько моментов не могу в принципе понять. Он не сможет быть первым номером списка, ведь есть требования относительно проживания определенного количества времени на территории Украины. Это первый момент. Второе. Партия главной своей целью ставит борьбу с коррупцией. Я хочу заверить, что можно побороть коррупцию, но страна не будет жить лучше. Коррупция – это лишь следствие определенной социальной среды. И очень много примеров стран Латинской Америки, та же Венесуэла, когда коррупция ликвидируется, но не принимаются правильные шаги и это все нивелируется. Борьба с коррупцией должна быть одним из аспектов. Мне не нравится та тенденция, что существует в нашем обществе, выходит так, что коррупция – это единственная проблема в Украине. На самом деле это не единственная проблема в Украине. Но коррупция – явление общесоциальное и касается абсолютно всех срезов общества. Нельзя выделить, что в какой-то сфере ее больше, а в какой-то меньше. Просто есть более очевидные тренды, есть менее очевидные. Он очень востребован, он в мейнстриме.

Читайте также: Рада, дипломаты и власть провалили вопрос безвизового режима — Бузаров

Кабмин Украины определил типичные требования к лицам, претендующим на занятие должностей госслужбы высшей категории А. Вас в требованиях что-то смущает или все в порядке?

— Несколько моментов. Первое: подзаконный акт не должен противоречить акту, который имеет большую юридическую силу. В законе Украины о высшем образовании фактически статус лиц, которые получили диплом специалиста, он приравнивается к статусу лиц, получивших диплом магистра. В том нормативном акте, о котором вы только что говорили, речь идет о том, что госслужащий должен иметь диплом магистра. Второй момент: чем больше есть оценочных понятий, тем больше это поле для злоупотреблений. Вот если мы сейчас посчитаем, сколько оценочных понятий и сколько понятий, которые точно определены, то количество оценочных понятий все-таки больше.

Так что, нам нужно прийти к общему знаменателю и либо требования для всех, либо требования для никого?

— Да, общий знаменатель должен быть таким, чтобы правила были четкими и понятными для всех. Без таких исключений, потому что они появляются неожиданно, например, когда исключение делается под конкретное лицо, это ведь сразу подрывает авторитет в принципе и государственной службы, и подрывает даже деятельность тех, кто работает на государственной службе. Почему я, для того чтобы достичь определенной степени, должен пройти вот эти вот этапы, а вот есть лицо, которое может получить хороший государственный ранг, эти этапы не проходя. Вот такие моменты надо учитывать и если это будет сделано, тогда абсолютно нормальные требования, то есть ничего плохого нет. Единственное, что меня напрягает, это вот это вот достаточно большое количество оценочных суждений.

В Кировограде жители объявили бойкот Кропивницкому. Что благозвучнее вам – Кировоград или Кропивницкий?

— Мне тяжело сказать. Я не сторонник в этой ситуации названия Кировоград. Мне кажется, с самого начала, когда принимали закон о декоммунизации, несколько по-другому концепцию этого закона нужно было прописать. Необходимо было выделить те населенные пункты, которые нужно было в первую очередь переименовать, которые ассоциируются действительно с одиозными личностями, которые действовали где-то против украинского народа и государственности.

Это должен определить институт национальной памяти?

— Это был бы второй этап. И отдельно определить те названия, которые не являются фатально болезненными. Например, Стаханов – город, который находится на оккупированной территории. ВР принимает решение о переименовании этого города. Мы сначала говорим о том, что эту часть нужно возвратить, но при этом мы нарушаем историю определенной территории, для которой это название имеет определенную ценность. Сам по себе Стаханов ничего не сделал плохого для украинской государственности, чтобы была необходимость его переименовывать. Я не могу понять логику, почему нужно переименовывать город Стаханов. Точно так же мы говорили о городе Комсомольске. Это мем определенного периода. Но надо стараться лавировать. Нельзя отвергать часть истории, которая для части украинцев имеет принципиальное значение. И это один момент. Второй момент – есть одиозные личности. Я убежден, что в том числе Кировоград действительно нужно было переименовывать. Но это очень продолжительный процесс и его нужно делать правильно. Переименовали мы, например, в Кропивницкий. Но почему бы не сделать так, что на протяжении трех лет установить период, когда одновременно употребляется Кировоград, а в скобках Кропивницкий или наоборот. Переходной период. Это даст возможность успокоиться тем людям, которые являются недовольными. Надо уметь сглаживать.

Что касается переименования улиц, то этот процесс нужно вести более обдуманно и решения принимать более взвешенно. Почему не принимать за основу те личности, которые могут объединять всех? Мне очень бы хотелось, чтобы все решения были связаны с государственным зодчеством. У нас все решения тактического плана. Нет решений правильных стратегических. Ведь процессы осознания долго происходят. Если мы строим страну, мы должны исходить из логики государственного строительства.

Почему мы в процессе переименования используем спорные моменты?

— Это, к сожалению, местечковость, желание навязать свою волю кому-то другому и неумение искать компромисс. И, во-вторых, нечего предъявить, нет успехов в других сферах.

Политолог-международник Владимир Воля в эфире "ГС" рассказал о причинах и последствиях самых громких терактов в Европе и на Ближнем Востоке, отметив, что терроризм одиночек уже присутствует в Украине.

Ранее политолог–международник Андрей Бузаров заявил, что попытка военного переворота в Турции, которая завершилась неудачей, использована президентом Эрдоганом как способ политической расправы.

Самое читаемое
    Темы дня