наверх
24.04.202409:20
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Штрафы против пьянства за рулем: полицейские станут богаче

День полиции: успех или провал? (234)

(обновлено: )990260
В ближайшие дни любителей "пьяной езды" ждут большие неприятности. Пойманного нетрезвого водителя суд может не только оштрафовать на 10 тысяч, но и забрать права.

Дарья Егорова, РИА Новости Украина

В четверг, 7 июля, Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект №4373 "О внесении изменений в Административный Кодекс Украины (относительно усиления ответственности за управление ТС в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции)". По сути, изменениям подверглась только статья 130 Админкодекса. Но существенно.

Космические штрафы и лишение прав

На сегодняшний день за вождение в нетрезвом виде, передачу управления товарищу навеселе или отказ от прохождения освидетельствования на предмет опьянения суд мог либо оштрафовать на 3 400 гривен, либо лишить прав на 1-2 года, либо посадить на 7-10 суток под админарест. Со дня вступления в действие поправок, если водитель впервые попадется в пьяном виде, ему будет грозить штраф в 10 200 гривен и лишение права управления ТС на 1 год (ч. 1 ст. 130 КоАП). При повторном совершении таких нарушений любителей езды подшофе предлагают наказывать штрафом в 20 400 гривен и лишением прав на 3 года (ч. 2 ст. 130 КоАП). Ныне за подобные нарушения, допущенные в течении 1 года, предусмотрено лишение прав на 2-3 года с оплатным изъятием транспортного средства либо без такового, или админарест на 10-15 суток с оплатным изъятием транспорта либо без такового.

Для тех же, кто упорно продолжит ездить за рулем в нетрезвом состоянии и попадутся в руки правоохранителям дважды в течение 5 лет, наказание будет еще строже – 40 800 гривен штрафа и лишение прав на 10 лет (ч. 3 ст. 130 КоАП). На сегодня за подобное нарушение, совершенное дважды в течении 1 года, предусмотрено лишение прав на 3-10 лет с оплатным изъятием транспорта.

За употребление водителем спиртного или лекарств на его основе после ДТП или же их принятие – после остановки патрульным полицейским до проведения освидетельствования на предмет опьянения – штраф 20 400 гривен или админарест на 15 суток с лишением прав на 3 года.

У полиции появится соблазн

Что дадут столь строгие меры и станет ли меньше пьяных за рулем на дорогах страны — главное, что хотелось бы знать. Как отмечает эксперт в сфере безопасности дорожного движения Владимир Караваев, большой прогресс изменений в Кодексе уже в том, что у попавшихся за «пьяное вождение» не будет выбора — или платить штраф, или расстаться с водительским удостоверением. Да и сама сумма должна заставить задуматься — не дешевле ли не садиться за руль, выпив или приняв наркотики.

"Принципиальная разница новой статьи 130 от старой в том, что если нарушил, то не только должен заплатить существенный штраф, но и лишиться водительского удостоверения. Растянули временной промежуток между первым и последующими нарушениями. Но и эта мера остановит только определенную часть водителей. Но и вероятность того, что человека, выпившего за рулем, остановит полиция —минимальна. И уж тем более повторно", — считает Владимир Караваев.

Патрульная полиция останавливает пьяных за рулем сейчас не так часто, как хотелось бы, отмечает эксперт. После ликвидации ГАИ больше никто не поджидает водителей в самых неожиданных местах, как было раньше, в качестве профилактики. Против этого боролись и добились того, что ГАИ не только убрали с дорог, но и ликвидировали. Профилактикой на дорогах новая патрульно-постовая не занимается. Поэтому попадаться будут единицы. Никто не гарантирует, что водители не будут стараться откупиться от неприятностей.

"Размер взятки определен — первый раз это 10 тысяч, и по нарастающей. Водитель будет предлагать деньги, у полицейского возникнет соблазн их взять. Это раз. Второе — как избежать фальсификаций протоколов. Я не слышал, что этим занимается полиция, но раньше Госавтоинспекция этим грешила, особенно, что касается показаний "Драгера". Не факт, что эти схемы не вернутся. Водителям в любом случае придется держать ухо востро", — отметил Вадим Караваев.

Ну а, чтобы патрульных полицейских не нагружать чрезмерной работой, в МВД уже собираются создавать дорожную полицию, дублирующую функции ГАИ.

Все ради бюджета

Но в Админкодексе остается положение о том, что если человек отказывается пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянение (тест на "Драгере"), он автоматически считается пьяным и его привлекают к ответственности за то, что он отказывается давать показания против себя же. Это большая проблема, считает адвокат Вадим Володарский.

Читайте также: ЧП со стрельбой в Далласе: на полицейских объявили охоту

"На этом людей "разводят". Останавливают человека, который торопится, к примеру, опаздывает на поезд, ему предлагают проехать в больницу на медицинское освидетельствование, но туда могут вести только, если водитель отказался проходить тест на "Драгере" или не согласен с результатами, но поскольку водители этого не знают, на них составляют протокол за отказ. На мой взгляд, увеличение суммы штрафов и лишение прав к улучшению безопасности на дорогах не приведет. Те, кто постоянно ездит в пьяном виде, будут продолжать ездить подшофе. По официальной статистике, аварий по вине пьяных не так-то и много. А вот что касается опасности привлечения к ответственности невиновных с помощью фальсификаций, бюджет же надо пополнять, эта опасность существует и она очень серьезная", — отмечает Вадим Володарский.

Читайте также: "Спецтехноэкспорт" и эмиратский оффшор: "откаты" превысили $9 млн

Как сложатся взаимоотношения водителей и полиции, когда сумма штрафа возрастет, сложно предугадать. По этому поводу есть старый анекдот: "Добрая половина ГАИшников берет взятки, а злая половина отбирает права". Устоят ли перед соблазном копы? Узнаем скоро.

Самое читаемое
    Темы дня