наверх
19.04.202417:45
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Конституция: 20 лет реформ и изменений. Порошенко - не исключение

Основной закон. 20 лет Конституции Украины (34)

(обновлено: )581
Конституция Украины, которой 28 июня 2016 года исполняется 20 лет, оказалась самым нестабильным законом страны. За свою историю она пережила пять масштабных изменений, а в настоящее время парламентарии вновь готовятся ее подредактировать.

РИА Новости Украина

Децентрализация и статус Донбасса

Конституционная реформа-2016 вызвана необходимостью провести в стране децентрализацию власти в рамках объявленной президентом Петром Порошенко программы государственных преобразований. Этого требуют и Минские соглашения по урегулированию конфликта на востоке Украины, обязывающие Украину предоставить Донбассу особый статус управления.

31 августа 2015 года Верховная Рада Украины приняла поправки в Основной закон о децентрализации в первом чтении. Представители Л-ДНР заявили тогда, что не могут с ними согласиться, так как "не принимали участия в их обсуждении". Представители националистических сил ВР со своей стороны предупредили, что во втором чтении будут голосовать против децентрализации. В итоге конституционная реформа в Украине перешла в режим "stand-by".

Эксперты прогнозируют, что Порошенко в ближайшие дни внесет в парламент новый пакет изменений в Основной закон по децентрализации с учетом особого статуса Донбасса. К осени он планирует найти необходимое конституционное большинство в 300 голосов для окончательного голосования за проект.

В понедельник 27 июня спикер Верховной Рады Андрей Парубий заявил о возможности отказаться от уже одобренных парламентом в первом чтении изменений в Конституцию и начать процедуру их принятия заново. Он предложил разделить поправки на два отдельных законопроекта — о децентрализации власти на Украине как таковой и о предоставлении особого статуса отдельным районам Донецкой и Луганской областей. Он напомнил, что между первым и вторым чтением из законопроекта "не может быть изъято ни одного пункта, не может быть изменено ни одной точки, ни одной запятой". Так как в нынешнем виде документ не набирает необходимого числа голосов именно из-за вопроса Донбасса, по мнению Парубия, необходимо начать весь процесс с самого начала, выделив пункт (об особом статусе) в отдельный законопроект изменений в Конституцию. В этом случае снова будет необходимо решение Конституционного суда и новое рассмотрение каждого из двух законопроектов в двух чтениях.

Сила Порошенко

Инициируя конституционную реформу Порошенко заботился о Донбассе и своих собственных интересах. Президент не раз говорил, что ему не нравится ни одна из пяти редакций Конституции. Эксперты считают, что предлагаемые Порошенко изменения нацелены в первую очередь на усиление полномочий президента. 

Читайте также — Спиридонов: децентрализация от Порошенко — это манипуляция и обман

Согласно действующей Конституции, кандидатуру премьера на рассмотрение парламента президент вносит "по предложению коалиции депутатских фракций". А в редакции Порошенко сказано, что кандидатура главы Кабмина вносится президентом "с учетом предложения парламентской коалиции".

Расширение полномочий президента предусмотрено и относительно назначения и увольнения генерального прокурора и главы Службы безопасности Украины (СБУ). В действующей Конституции согласие парламента необходимо как при назначении, так и при освобождении генпрокурора. Согласно предложенным изменениям, парламент не сможет мешать президенту, отправить генпрокурора в отставку. Окончательно кадровые привилегии закреплены в разделе о полномочии главы государства, где право президента на освобождение главы СБУ и генпрокурора четко отделены от необходимости получения согласия Верховной Рады.

Предлагается отстранить парламент от участия в назначении и увольнении главы Антимонопольного комитета. 

В проекте изменений в Конституцию предлагается также ликвидировать областные и районные государственные администрации. Их полномочия передаются исполнительным комитетам соответствующих местных советов. В проекте предлагается ввести институт представителей президента в регионах, которые будут следить за соблюдением Конституции, законов и координировать работу исполкомов местных советов. Они будут наделены правом приостанавливать любые решения органов местного самоуправления.

2 июня Рада уже приняла изменения в Конституцию в части правосудия и новый закон "О судоустройстве и статусе судей". Этими изменениями предусмотрена ликвидация в нынешнем виде Верховного суда, а также всех высших специальных судов, в том числе и Высшего административного суда. 

Сделай Конституцию "под себя"

Украина, обретя независимость в 1991 году, почти пять лет после это еще прожила по Конституции Украинской ССР от 1978 года. Новая Конституция была принята парламентом 28 июня 1996 года. Этот день отмечается сегодня как День Конституции.

Читайте также: Изменения в Конституцию и их последствия

В период с 1996 года президенты Леонид Кучма, Виктор Ющенко и Виктор Янукович были инициаторами пяти кампаний по внесению изменений, две из них — в 2000 и 2009 годах — окончились безрезультатно, две другие — в 2004 и 2010 годах — привели к коренному изменению политического строя страны.

В 2004 году была проведена политическая реформа, в результате которой Украина превратилась из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику. Однако в 2010 году Конституционный суд принял решение, что реформа была проведена с нарушениями, и Украина вновь вернулась к Конституции в редакции 1996 года, но не только.

Виктор Янукович значительно расширил свои полномочия: он получил право самостоятельно принимать решение о кандидатуре на пост премьера. Ранее депутаты Верховной Рады выбирали премьера самостоятельно. Президент также получил право назначать и увольнять любого представителя Кабмина, генерального прокурора и главу СБУ. Ранее это касалось только министра обороны и министра иностранных дел. Президент мог самостоятельно назначать глав Фонда госимущества и Антимонопольного комитета, имел право создавать, реорганизовывать и ликвидировать любой орган исполнительной власти.

Ситуация изменилась в 2014 году. Под влиянием Майдана Янукович пошел на уступки, и отказаться от большинства президентских полномочий. 21 февраля страна вернулась к парламентско-президентской форме правления: депутаты получили право формировать правительство, а срок полномочий парламента увеличился с 4 до 5 лет.

Смена власти в стране и новые президентские выборы дали повод победившему на них Петру Порошенко объявить о необходимости проведения в стране широких политических реформ, в том числе и конституционную.

Подготовлено по открытым источникам интернет

Самое читаемое
    Темы дня