наверх
29.03.202401:26
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Правосудие по-новому, ответы Порошенко и трагедии в Украине. Итоги недели

(обновлено: )99301
Петр Порошенко дал пресс-конференцию, парламент принял изменения в Конституцию в части правосудия, а эксперты продолжают обсуждать тему пожара в частном доме престарелых в Леточках.

В ночь на 29 мая в селе Леточки Броварского района произошел пожар. Сгорел частный дом для пожилых людей. На месте трагедии были найдены 17 тел погибших. Позже выяснилось, что пансионат для престарелых был полулегальным.

Тем временем Верховная Рада поддержала изменения в Конституцию Украины в части правосудия. "За" проголосовали 335 депутатов. Во время голосования присутствовали президент Петр Порошенко, премьер-министр Владимир Гройсман и экс-премьер-министр Арсений Яценюк. Депутаты от фракции "Радикальная партия" во время рассмотрения законопроекта покинули сессионный зал, зато за него проголосовал Оппозиционный блок.

А в пятницу президент Петр Порошенко провел большую пресс-конференцию. На ней он сообщил об обострении ситуации на Донбассе. Также глава государства выразил надежду, что до конца года Украина получит безвизовый режим с Европой, заявил о достижении макрофинансовой стабилизации ситуации в стране.

Эти и другие ключевые события недели в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировали политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник, эксперт по вопросам судебной реформы Михаил Жернаков и первый заместитель министра социальной политики Василий Шевченко.

Какие события были ключевыми на этой неделе лично для вас?

Шевченко: Это трагедия в Леточках. Ну и реформа судебной системы. То, что ВР поддержала раз изменения в функционирование судебной системы. Я думаю, что в этом же контексте следует также рассмотреть то, что ВР приняла решение о том, что медикаменты, поставляемые в Украину из стран, где высокий уровень контроля, не будут лицензироваться. То есть это важные решения, которые будут влиять на развитие общества. 

Потому что когда мы посмотрим вообще, что такое реформирование и изменения общества тоталитарного на демократическое, это в первую очередь правоохранительная система. В правоохранительной системе есть несколько составляющих: судебная составляющая, составляющая надзора, ГПУ, полиция. И я думаю, Bnв ближайшее время, если мы будем продолжать двигаться в этом направлении, то мы получим действительно правовое государство.

Читайте также — Пожар в Леточках: частные дома престарелых нужно брать под контроль – эксперт

Как могли допустить пожар в доме престарелых?

Шевченко: Я думаю, в данном случае следует полагаться на следственные органы, на полицию, которая занимается непосредственно расследованием уголовной составляющей этого преступления. Это предоставление социальной услуги. 

В данном случае мы говорим об уходе за людьми, которые не могут себя самостоятельно обслуживать. Соответственно, им предоставлялся этот вид услуг, который утвержден в виде стандарта Минсоцполитики в 2016 году в феврале. 

Если это социальная услуга, то социальная услуга предоставляется следующим образом: идет перечень того, что необходимо. Обязательным условием там является как раз соблюдение противопожарных требований, соблюдение санитарных требований, соблюдение требований о подготовке специалистов, переподготовку специалистов и все другие требования. 

Ранее этот вид деятельности лицензировался, потом лицензирование упразднили в 2009 году, но эти требования не перестали действовать. И я вхожу в состав комиссии, которую возглавляет (Вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства – Ред.) Геннадий Зубко, по расследованию этой трагедии. И первое, что сделала комиссия, это дала поручение главе администрации создать штаб, помочь всем людям, кто выжил, помочь всем, кто ранен, помочь семьям погибших. 

Также поручено полиции изучить вопрос и доложить непосредственно о возможности существования таких подпольных домов в других областях и регионах.

Это заведение де-юре существовало как отель, пансионат или как дом для содержания престарелых?

Шевченко: Там были соглашения субаренды помещения. Фактически людям предоставлялись помещения в субаренду. То есть никакая услуга не предоставлялась. И как раз в этом есть нарушения действующего законодательства. 

И если это будет доказано следствием, то это будет преступление.

Чья это должно быть компетенция?

Шевченко: Вопрос предоставления социальных услуг регламентируется постановлением правительства и соответствующими стандартами. Если эти стандарты выполняются, это предоставляется услуга социальной помощи. Если это услуга субаренды и человек подписывает соглашение субаренды помещения, то Минсоцполитики точно не влияет на это.

Читайте также — О чем пишу за рубежом: умер Мохаммед Али, скандальные видео с полицией США

Бортник: Представьте себе, что вы создали какое-то СПД. У вас разрешение на торговлю апельсинами, а вы начали торговать оптово алкоголем и танками. К вам же придут. 

В принципе, это налоговое нарушение. Нарушение того типа деятельности, который задекларирован этим субъектом. Поэтому тут очевидно есть нарушение, но ответственность здесь размыта между несколькими структурами. Прежде всего, это органы нашего МЧС, которые должны контролировать пожарное состояние таких объектов, особенно где массово проживают люди. И мне кажется, мы повторяем ситуацию "БРСМ-Нафты".

Помните, как в начале 2014 года, после Майдана, все хлопали в ладоши, когда правительство прекратило деятельность контролирующих органов, надзирающих, в разных секторах? Приостановило, потому что они как бы коррумпированы, они оказывали давление на бизнес. Вот мы до сих пор пожинаем плоды этого неразумного решения. 

Безусловно, я противник давления на бизнес, но те органы, которые касаются безопасности, здоровья и жизни граждан – нельзя останавливать их деятельность. Другая проблема – это органы местного самоуправления, которые должны тоже контролировать такую деятельность. И третья проблема это Минсоцполитики. Его главная задача – выполнять государственную функцию, регулирующую функцию, в том числе в этом секторе. Если оно видит такие нарушения, оно должно жаловаться в правоохранительные органы.

Читайте также: Смертельный пожар в доме престарелых в Киевской области. Комментарий Нацполиции

На этой неделе ВР отменила налог на пенсии размером до 11 300 гривен. Это правильное решение?

Шевченко: Это очень хорошее решение. Хотя на сегодняшний день нам нужно говорить о продолжении работы над пенсионной реформой, потому что такие перекосы, как мы имели, это социальная несправедливость. 

С другой стороны, отчисления по солидарной системе, которая на сегодняшний день функционирует, были критически тяжелыми для бизнеса. И когда мы пошли на уменьшение ЕСВ, соответственно, уменьшились доходы в бюджет пенсионного фонда, а выплаты из бюджета в фонд выросли. 

Мы прожили в таких условиях только полгода. Полгода для развития бизнеса, с моей точки зрения, недостаточно, чтобы анализировать ситуацию. На сегодня нужно продолжать работу, которая будет привлекать средства в безналичный оборот, потому что вопрос к каждому: какими средствами мы рассчитываемся? Если мы рассчитываемся наличными, значит, нам безналом неудобно рассчитываться, значит, система не стимулирует наличный расчет.

Все изменения, которых требует законодательство, должны приниматься параллельно, потому что сегодня мы находимся в другой сложной ситуации – это то, что мы делаем с субсидиями. Мы продолжаем работу по субсидиям, в то же время формируем общую базу по выходу на компенсацию денежными средствами. У нас тогда расчеты по субсидиям выходят из режима так называемого зачете "Нафтогаза", тогда мы получаем полноценный рынок. Тогда мы уже имеем рыночные цены на газ, на энергоносители, на выбор и поддержку человека таким образом, чтобы он экономил ресурсы.

Есть статистика, опубликованная Госстатом, что общая сумма субсидий за январь-апрель в 12,3 раза больше, чем в прошлом году. Государство потянет эти субсидии?

Шевченко: Когда вы посмотрите на прошлый год и когда вы посмотрите на структуру индекса потребительских цен, то наибольший рост как раз при изменении жилищно-коммунальных услуг. 

На сегодня мы говорим о рыночных ценах. То есть если мы будем, например, что-то покупать по нерыночным ценам, дешевле, то мы будем расплачиваться другой составляющей. В прошлый раз мы расплачивались кредитам бюджета "Нафтогаза", затем мы расплатились тем, что эти средства были не подкреплены реальными средствами и курс провалился, и мы все равно заплатили рыночную стоимость, даже больше.

Читайте также: Туманные перспективы. Кредит в $1 млрд проест население 

Кроме того, у нас пришло полное разочарование в способности функционирования всей системы. Поэтому для того, чтобы мы полноценно работали, у нас должна быть рыночная конкуренция во всех областях. Особенно отраслях, где требуется конкуренция – это жилищно-коммунальные услуги, это отрасль поставки энергии. 

Подход простой: тот, кто предоставляет кабели или трубы, не должен быть привязан ни к кому. Он должен быть независим от бизнеса. А потом, когда вы хотите покупать электроэнергию, то вы можете покупать в одной из многих компаний. Мы уже шли по пути "всем сестрам по серьгам". Раздавали и остановились на том, что выполнить все обязательства, льготы и преимущества, которые раздавались, государство не в состоянии. Поддерживать будем только тех, кто реально нуждается.

Бортник: Я соглашусь с коллегой, но пока это только слова. Нужно сначала создать рынок, а затем устанавливать так называемые рыночные цены. Потому что сегодня то, что нам предлагают в виде стоимости услуг ЖКХ или в виде тарифов, это не рыночные цены, потому что рынка нет. Есть поставщиков газа, электроэнергии, коммунальных услуг. 

Сегодня это монопольный рынок, Национальная комиссия по вопросам регулирования электроэнергии устанавливает волюнтаристские цены. Есть монополист – "Нафтогаз". А нам говорят – рыночные цены. Это не рыночные цены. Они должны быть в разы ниже.

Читайте также — Супрун: Минфин попытается любыми способами урезать льготные выплаты

Шевченко: Минсоцполитики прошлого года делало запрос. Это составляло 256 млрд – чтобы монетизировать все льготы. Но у нас есть еще выплаты, социальные пособия. Нужно считать нашу форму социальной защиты, наше обеспечения инвалидов, наше обеспечения пенсионеров и т.д.

Если речь не идет о монетизации, сегодня эти льготы сколько стоят?

Шевченко: Сегодня эти цифры в единую смету свести невозможно.

И это не 256 млрд?

Шевченко: Нет, потому что наибольшие затраты – это льготы на проезд, например. Но когда мы перечисляем на проезд, то там на каждого человека будет примерно по три гривны. То есть реально это в таком измерении не работает, потому что монетизация система проезда возложена на местные власти. 

Местные власти по своему усмотрению, если есть соответствующий доход, предоставляют соответствующие льготы. Правительство ищет варианты, потому что нужно понять, что дискуссия по льготам и кому сколько давать – это дискуссия, которая продолжается обществом. Всем все обещали, всем все раздали. В натуральном виде не получено ничего дополнительно, но все, кто принимал решение, имеют хороший политический эффект.

Бортник: Сегодня большая часть льгот не предоставляется, люди не могут воспользоваться по тем или иным мотивам. Льготами пользуются наиболее "наглые" льготники, кто поздоровее, кто имеют возможность ходить по органам социального обеспечения и добиваться выплат. Это безальтернативный путь и монетизация в нашей стране будет. 

Сегодня большинство льгот – виртуальные. Они не предоставляются или предоставляются в ограниченном виде. При инвентаризации отпадет часть фальшивых льготников, таких тоже очень много. Во-вторых, это сокращение льгот и уменьшение реального их обращения и реализация, а не виртуализация. Я думаю, сумма будет раза в три меньше.

А самые большие расходы на льготы какие? Это субсидии?

Шевченко: и льготы – это параллельные явления. Сейчас вы выбираете: или субсидия, или льгота.

Субсидии могут быть монетизированы?

Шевченко: Субсидии – это поддержка социально незащищенных слоев населения. Льготы рассчитывались на те преимущества, которые получают все остальные. В 2016 году были внесены изменения, что человек получает льготы или субсидии. И правильно – если человек имеет высокие доходы и государство его не поддерживает, потому что этот человек может самостоятельно помогать государству.

Бортник: Все должно быть монетизировано. Не может быть никаких виртуальных услуг, льгот. Монетизированные льготы и услуги работают на экономику. Это деньги, которые люди потратят на отечественные товары, услуги.

Как вы прокомментируете заявления Петра Порошенко во время его пресс-конференции?

Бортник: Имея факт освобождения Савченко, имея факт принятия конституционной реформы в части правосудия, президент попытался использовать их как драйверы для очень успешного выступления. 

Но когда журналисты начали ставить вопросы по оффшорам, по "Миротворцу", по минским соглашениям, по олигархам, которые входят в АП, мне кажется, президент "потерялся" и в какой-то мере обиделся, начал реагировать достаточно остро. Но вместе с тем и откровенно, к его чести, много новой информации всплыло.

Читайте также: Порошенко на пресс-конференции создал видимость позитивных сдвигов – политолог

Как вы относитесь к публикациям на сайте "Миротворец"?

Жернаков: Среди юристов, правозащитников бытует мнение о том, что публикация персональных данных не соответствует закону. Но я рад, что президент выражает такой тезис, что украинская власть не имеет юридических средств и не собирается это контролировать.

Президенту задавали каверзный вопрос: чем его действия отличаются от действий "семьи" Януковича. А каково ваше мнение?

Бортник: Я думаю, в какой-то мере в этом виновны спич-райтеры президента, потому что вот этот первый тезис, который президент вбросил, "от выживания к развитию", очень напоминает слоган ПР "от стабильности к благосостоянию". И ассоциация у людей сразу же возникла. 

Мы, конечно, грустно шутим в какой-то мере, потому что это непотизм, кумовство, кулуарность принятия решений. Очень много выходцев из "Roshen", бизнес-кругов, приближенных к Порошенко. И эта новая семья находится в стадии завершения формирования. 

По моему мнению, это ключевой вызов для нынешней Украины. Потому что если она доформируется, эта семья, Порошенко повторит судьбу Януковича, но при этом еще более серьезным образом пострадает страна.

Президент также сказал, что видит серьезные изменения в ГПУ.

Жернаков: Мое мнение как юриста, что не юрист возглавляет ГПУ и под это специально принимается закон, потом печатается и затем голосуется генпрокурор в тот же день, не может быть положительным. 

Мало того, я прекрасно понимаю, что Юрий Луценко является политиком, связанным с президентом, и на этой должности он политиком остается. И далеко уйти в свободное плавание как генпрокурор от общего курса партии вряд ли сможет.

Порошенко заявил: "Тариф разрабатывает и устанавливает независимый регулятор, но тариф должен быть сделан по формуле, а не в ручном управлении". И тут же вспоминается новость, что Верховный суд собирается оспорить порядок назначения НКРЭ, поскольку эту комиссию назначает президент. Как вы это прокомментируете?

Бортник: Более того, а возглавляет эту комиссию выпускник школы "Roshen" – корпоративный, очень молодой парень, кажется с московского отделения этой компании. 

Читайте также — Хроника 3 июня: пресс-конференция Порошенко, бунт в колонии, смерть Мохаммеда Али

В этом и во многих вопросах президент становился в позу страуса. Он делал вид, что не при делах, это все неудобные вопросы мимо меня, меня не касается, я в домике. Президент не имеет ответа на этот вопрос, потому что любой его ответ будет невыгоден ему. 

Сказать, что тарифы неправильные, означает их понижать, это означает отобрать деньги у украинских олигархов, которые контролируют эти тарифы и зарабатывают на них. Сказать, что они правильные, это потерять рейтинги. Поэтому было лучше голову в песок, хотя все мы чудесно понимаем, что за тарифы несет ответственность и парламентская коалиция, и президент, и правительство в равной мере. Они все на них влияют и все их определяют.

Как вы относитесь к изменениям в Конституции в части правосудия?

– Перезагрузка может произойти, может не произойти, это также предмет судебной реформы несомненно. Ну и деполитизация: на этом пути у нас есть определенные шаги, устраняется парламент от этого процесса, ну и будем надеяться, что это положительно повлияет на независимость судей.

Читайте также: Правки в Конституцию не приблизят украинцев к правосудию — политолог

А то, что устраняется парламент от этого процесса, но остается контроль президента, не разбалансирует систему, которая существовала?

Жернаков: Если раньше судьи должны были быть и от президента и от ВР, теперь можно будет зависимым быть только от президента. Если это развал системы, в которой уровень доверия сегодня 5%, которая выполняет противоположную функцию той, которую должен выполнять, то это не так и плохо. 

О развале системы в основном говорят сами судьи. Это масштабное изменение и это решит судьбу страны в значительной мере. Другой вопрос, каким образом и в какую сторону.

Бортник: Это политизация процесса. Это использовано, чтобы узурпировать контроль над судебной системой со стороны окружения президента.

Вводится монополия адвокатуры. Это хорошо или плохо?

Бортник: Конечно плохо. Потому что адвокатуру нужно тоже почистить от людей нечистых, непрофессиональных, некачественных. Они сегодня потирают руки, потому что ожидают, что все пойдут к ним. Цены на адвокатов вырастут. Особенно для малоимущих граждан. 

Появится денежный ценз: если у человека есть такие деньги, он может бороться за свои права в судах, нет – он не может. Будет каста адвокатов и каста людей, которые могут платить адвокатам, чтобы судится.

Жернаков: Есть такой риск. Мы выступали неоднократно публично с заявлениями, что эта монополия адвокатуры – это угроза. Вы знаете, что мы единственная страна в мире, которая на уровне Конституции закрепила монополию адвокатов?

Бортник: Более того, сегодня и вчера президент продемонстрировал всему миру, что те же самые минские соглашения в части внесения изменений в Конституцию можно принять в любой момент. Силы и возможности у президента есть. 

А раньше он постоянно говорил, в том числе и на международных форумах, что есть правые радикалы, есть оппозиция в парламенте, которая не позволяет принять изменения. 

При наличии политической воли можно принять любое решение в парламенте, в том числе и игнорируя мнение оппозиции проевропейской, продемократической, игнорируя мнение общества. Вот что он продемонстрировал.

Военный прокурор Матиос высказался по поводу задержания первого председателя Николаевской областной госадминистрации за получение взятки: "Кто бы это ни был, из какой фракции или какой политической силы, есть четкая установка генерального прокурора: неприкасаемых не будет".

Жернаков: Не могу понять, какое отношение имеет именно военный прокурор к этому делу о взятке. Меня поразило, что он сказал, что есть указание от генерального прокурора, теперь неприкасаемых нет. Это решает генпрокурор – будет неприкосновенным не будет ли в неприкосновенности? Или все-таки у нас появится независимость процессуальная прокуроров, ведущих дела?

Читайте также: Судебная реформа или псевдореформа? Авторитетные мнения из соцсетей

Бортник: Есть большое сомнение, что это дело закончится. Все остальные дела по взяточникам развалились и, к сожалению, ничем не завершились, поэтому это пиар.

Почему зарплаты судьям повышают, а учителям – нет?

Жернаков: Не надо находиться бесконечно в иллюзии, что судья может получать 1200 гривен, например, но судить миллионные, миллиардные дела справедливо. 

Я понимаю необходимость повысить зарплату учителям, врачам, земледельцам, всем подряд. Нет возможности сразу всем повысить, а если всем и сразу, то там копеек на 17 получится. 

Мы находимся в порочном круге, когда у нас нет денег в бюджете, мы мало платим госчиновникам, служащим, они принимают плохие решения, в результате у нас нет денег в бюджете. Это порочный круг надо где-то разорвать.

Мы должны поднять зарплату и одновременно поднять очень жесткие требования и гарантии подконтрольности и сделать так, чтобы судьям было невыгодно получать деньги где-то другим способом. Частично нам это удается путем введения декларации дополнительных родственных связей, повышенного контроля за расходами судей, создание нового основания для освобождения от должности судей – невозможность доказать происхождение своего имущества. 

Законом предусмотрено создание Общественного совета добродетели. Но в последний момент почему-то изменилась редакция проекта, и теперь выводы этой Общественного совета добродетели носят характер информации. То есть сами судьи, избранные судьями, будут решать, насколько судья порядочный.

Бортник: Вы знаете, я убежден, что судьи должны иметь достаточно высокую заработную плату. Проблема в том, что они уже ее имеют. В среднем судья в Украине зарабатывает 20-30 тысяч гривен. При средней зарплате в стране ниже пяти тысяч гривен это достойный уровень доходов. 

Я понимаю, что это не олигархические доходы, но это достойный уровень доходов. И поднимать эту зарплату до 100-300 тысяч гривен, по моему мнению, это выглядит как такая слабо скрытая попытка дать взятку судебной системе, судьям от нынешней власти. 

Тем более, подняли зарплату и государственным чиновникам, народным депутатам. Те, кто останется в системе, будут назначены в эту систему. Судьям, депутатам, чиновникам – хватает. Врачам, медикам не хватает поднять на 10% заработную плату раньше. 

По моему мнению, это несправедливо. Это разрушает связь и доверие к этой уже новую систему. Это разрушает доверие со стороны общества и поддержку со стороны общества. Поднимать надо было, но не так намного. Выглядит, как некое издевательство над здоровой логикой и определенный социальный цинизм.

Некоторые депутаты говорят, что ради поиска голосов была опубликована та самая "черная касса" Партии регионов. Вы согласны с таким мнением?

Бортник: Я думаю, что это не так, потому что "черная касса" – это уже давно отработанный документ. Если действительно этот документ имеет место и эта книга существует, ею уже отшантажировали всех, кого могли. Те люди, которые там названы, уже их не пошантажируешь это информацией. 

Я думаю, что, безусловно, если эти факты коррупции имели место, они должны быть расследованы и все должны быть наказаны. Но одной только этой книги мало для формирования надлежащей доказательной базы и осуждения этих людей. Нужны другие факты, другие свидетельства.

Жернаков: Давайте просто проследим события в хронологии. Оппозиционный блок заявляет, что голосовать не будет за изменения в Конституцию, потом появляется и не голосует в первом чтении, даже голосует против. Появляются эти бумаги – и потом они все как один голосуют за это. Их голосов как раз хватает на принятие решения.

Читайте также: Кому "Интер" поперек горла? От Кобзона до поджога у входа в офис

Ранее в эфире 106 FM директор консалтинговой компании "Партия власти" Елена Дяченко высказала мнение о том, что антикоррупционные ведомства в стране создаются только для отчетности.

В то же время управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний считает, что антикоррупционная прокуратура является орудием давления на политических оппонентов.

Самое читаемое
    Темы дня