наверх
25.04.202401:43
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Дорогие дороги Владимира Гройсмана

Украина: навстречу реформам или катастрофе? (229)

(обновлено: )252211
Премьер Гройсман признал, что дороги Украины в ближайшее время лучше не станут – на ремонт нет денег. Эксперты же считают, что "дорожную" проблему можно решить – нужно не воровать, не давать откатов и менять нынешнюю ментальность.

Евгений Стримов, РИА Новости Украина

Согласно "Индексу Глобальной Конкурентоспособности", в 2015 году украинские дороги заняли 132 место из 140 возможных по качеству. Развитие отечественной дорожной инфраструктуры оказалось на уровне таких стран как Мавритания, Мьянма и Мозамбик.

Публично озаботился проблемой украинских дорог премьер-министр Владимир Гройсман, накануне лично проинспектировавший Новообуховскую трассу. Там же глава правительства озвучил ряд важных для будущего страны сумм, в частности, признал, что пока дороги в Украине лучше не станут – на капитальный ремонт нет денег. В то же время, на текущий и средне-текущий ремонт из госбюджета выделено 19 млрд гривен, сообщил Гройсман.

"Я бы очень хотел, чтобы мы строили такие дороги, как эта (Новообуховская трасса – Ред.). Но это сегодня невозможно, поскольку требует больших средств. Только объездная (дорога – Ред.) Киева будет стоить порядка 200 млрд грн – 170-200 млрд. Поэтому по всей территории Украины в мае и июне будет начат текущий и средне-текущий ремонт дорог. Мы максимально приблизили эти даты для того, чтобы ремонт прошел во всех уголках Украины. Все говорят о том, что следует отойти от ямочного ремонта и перейти к капитальному – я с этим согласен, но сейчас это невозможно", – сказал премьер.

Он признал, что сейчас дорожное хозяйство – в критическом состоянии: не хватает денег и техники, поэтому Гройсман призвал предпринимателей участвовать в тендерах на проведение строительства и ремонта автодорог.

Гройсман не допустит "тяп-ляп"-ремонта?

Кроме этого, глава Кабмина заявил, что нужно "построить стратегию развития украинских дорог". 

"Не просто делать километры. Мы должны понимать, откуда и куда мы строим коридор. Как он повлияет на развитие нашего государства. Очень важно развивать транспортный, логистический потенциал Украины. В мае-июне автодорожные службы будут все больше выходить на украинские дороги для того, чтобы наводить порядок, – пообещал Гройсман. – Будем делать средний и текущий ремонт, чтобы вывести из состояния комы украинские дороги. Ситуация будет исправляться. Вы увидите это в течение нескольких месяцев". 

Читайте также: Триллион, кто больше? Сколько нужно денег на ремонт дорог

Также премьер добавил, что он будет "жестко реагировать на тех, кто считает, что дороги можно делать тяп-ляп". 

Ранее правительство выделило 6,5 млрд грн из госбюджета на ремонт и строительство дорог в Украине в 2016 году. Еще 7,7 млрд гривен на эти цели должны выделить местные власти и международные финансовые организации. 

Опыт США и Германии

Известный политик, бизнесмен, депутат Верховной Рады IV созыва и экс-министр транспорта и связи Евгений Червоненко считает, что в вопросе дорог начинать нужно с ментальности, и решать общие для страны проблемы: во-первых, не нужно красть, во-вторых, побороть проблему откатов – "вечную украинскую игру" – пока не дашь откат, ничего не будет.  

"Мы стоим перед огромной проблемой безработицы и людей, вернувшихся с войны. Но говорить лозунги – это не кормить. (32-ой президент США – Ред.) Рузвельт сделал очень просто: кто не может работать – тарелка супа. Кто может работать – затянуть ремни и работать. То же самое сделал Адольф Гитлер. Он построил тысячи автобанов. По технологии, которая, кстати, есть и у нас – посмотрите так называемую "Варшавку". Но я тогда вклинился в мафию автодорников, которая очень сильна. Есть бетонные дороги, есть американские технологии, дешевле и быстрее. Их можно внедрять, особенно на региональном уровне", – сказал Червоненко. 

По его словам, нужно найти мужество не давать откаты, переломить эту систему и, очень важно изменить "наш главный наш подход" – что на дороге, при ее строительстве, нельзя красть. 

Упомянул экс-нардеп и другую проблему. 

"Есть большегрузные грузовики, на которые, особенно во время урожая, грузят по 40-60 тонн, и любую дорогу, самую золотую, они превращают в железнодорожную колею – летом это все видят. С этим легко бороться, используя новые технологии – те же GPS, космические технологии, которые я, например, давно внедрил. Но это никому не нужно", – разочарованно сообщил Червоненко. 

"Безумный канал распила денег"

Главный редактор журнала Деньги.ua Александр Крамаренко отметил, что есть две вещи, которые ему очень нравятся в заявлении Гройсмана. 

"Первая: он призвал всех предпринимателей, бизнес участвовать в тендерах на то, чтобы предлагать свою цену, качество работ при ремонте и строительстве дорог. Это очень правильное дело, потому что до недавнего времени это был безумный канал распила денег как раз именно благодаря отсутствию конкуренции. И второе: он приглашает общественность к контролю за качеством выполняемых дорог. Я не знаю, как общественность это будет делать, но достаточно, мне кажется, какого-то механизма жалоб со стороны автомобилистов, чтобы те, кто получает деньги на строительство и ремонт и тратят не на них, а на что-то другое, в результате чего дороги остаются в ужасном состоянии, получили по голове", – сказал эксперт.

Смотрите также: Ремонт дорог в Украине

В то же время, он рассказал, что компании "с улицы" вряд ли смогут прийти во все схемы и выиграть конкурс. 

"Но давайте подумаем о другом: кто всегда был подрядчиком на таких работах? Ведь мы же знаем, что выигрывали одни, а реально работы проводили другие, часть денег терялась. И вот те, кто реально работал, те, кто реально ремонтировал, если все будет напрямую, смогут получать полный объем денег – и на эту сумму делать работы", – сообщил Крамаренко.

Раскритиковал эксперт и частые заявления о том, что на на дорожное хозяйство, на его восстановление, реанимацию необходимо около триллиона гривен. 

"Это дикая цифра. Можно "закопать" и больше при желании. Я думаю, что на решение каких-то острых, неотложных проблем, тех объемов, которые собираются за счет горючего, за счет импорта автомобилей, шин и все такого должно хватить. Вопрос – сколько из этого всего реально дойдет до дорожного полотна", – резюмировал Александр Крамаренко.

Самое читаемое
    Темы дня