наверх
18.04.202406:17
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Итоги недели: что будет с Украиной после выборов на Донбассе и новых тарифов

"Нормандские переговоры" по Донбассу в Минске (417)

(обновлено: )472362
Ведущие украинские эксперты в эфире радиостанции 106 FM обсудили главные темы прошедшей недели: возможные выборы на Донбассе уже этим летом и повышение тарифов на газ для населения.

На этой неделе в Киев прилетала помощник госсекретаря США Виктория Нуланд. Она предложила президенту Петру Порошенко принять закон о местных выборах на Донбассе до конца мая, а само голосование провести до конца августа, сообщают СМИ.

Также топ-новостью этой недели стало решение Кабмина Гройсмана выполнить требование МВФ по внутренним ценам на газ, доведя их до уровня рыночных. С 1 мая отменен льготный тариф, использовавшийся в течение отопительного сезона, а население и предприятия теплокоммунэнерго теперь будут платить за газ по единому тарифу — 6879 гривен за тысячу кубометров.

В эфире радиостанции Голос Столицы подвели итоги этой недели: политолог-международник Антон Кучухидзе, политический аналитик Фонда "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива Мария Золкина, политолог Алексей Толкачев, экономический эксперт Борис Кушнирук и сопредседатель фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Выборы на Донбассе. Якобы это было одно из основных требований Виктории Нуланд, которое она озвучила. Возможно ли, что в ближайшее время парламент примет соответствующие законопроекты?

Золкина: Я абсолютно не вижу возможности в ближайшие 2-3 месяца провести выборы на оккупированной территории. Не думаю, что это реалистично. Хотя не исключаю, что это может произойти в конце, например, 2016 года. Я думаю, что внимание вокруг закона о выборах объясняется очень просто. Маневрировать вокруг Минских договоренностей, как российская сторона, так и украинская не могут вечно. Сейчас активизировался внутренний диалог в ЕС, в США. Я считаю, что вполне реалистично, что этот законопроект появится в украинском парламенте для того, чтобы показать Западу, что украинская сторона готова переходить к политической части Минска. Но стабильного большинства в парламенте сейчас нет, проголосовать спокойно не удастся. Потому что бывшие участники коалиции будут подвергать сокрушительной критике эту инициативу. Мы знаем, что и "Самопомич", и "Батькивщина", и "Радикальная партия" выступают категорически против каких-то преференциальных шагов в отношении неподконтрольной территории. Собирать голоса придется из числа внефракционных или между депутатских групп. Это не происходит просто. То есть, стабильно 226 гарантировать сейчас не сможет ни президент, ни лидеры фракций, входящих в нынешнее большинство в парламенте. Поэтому не факт, что эти голоса за этот закон будут. Но даже если он будет принят, то главный риск для Украины — это не принятие этого закона, а то, что через 2- 3 месяца после того, как он может быть принят, так же, по такой же логике западные партнеры скажут Украины: а теперь выполняйте этот закон.

Что будет, если закон все же продавят?

Кучухидзе: Во-первых, если Украина действительно согласует в рамках трехсторонней контактной группы данный законопроект и проголосует — это будет очередной козырь в руках Украины и усиление переговорной позиции. Это будет только плюс. Что касается, проголосует ли парламент, я убежден, что проголосует, потому что 226 голосов все-таки соберутся. Это не конституционная реформа. Там есть другие группы, которые однозначно говорили о том, что готовы поддерживать все, что касается Минских соглашений и достижения мира. И третья позиция — никто не сможет давить на нас провести выборы, если к этим выборам не будет допуска международных представителей ОБСЕ. И это четко говориться в Минских соглашениях. И это говорилось в заявлениях Госдепа США. То есть, если не будет, допуска международных наблюдателей ко всем пунктам на неподконтрольную территорию, то никто на Западе не будет давить на это.

Золкина: Самое важное, как организовать процесс выборов. Вопросы элементарные: кто будет сидеть в комиссиях? Кто будет обеспечивать правопорядок? Каждый участок должен иметь гарантию определенной безопасности. Во время выборов на территории Украины обеспечивается обычными правоохранительными органами. Кто там будет осуществлять эту функцию? Можем ли мы себе представить, что украинские полицейские поедут десантом стоять на участках на неподконтрольных территориях? Конечно, это фантастика. Получается так, что это должны быть какие-то общие группы. А кто в эти совместные группы будут входить со стороны так называемых ЛНР и ДНР. Кто эти люди? Какой мандат они имеют? Я говорю о технических вещах. Вопрос доступа к реестру. Вопрос голосования переселенцев. Вопрос финансирования выборов. Кто будет платить за выборы на неподконтрольной территории? Получается, что украинская сторона. Вопрос организации выборов здесь является ключевым. Здесь мало получить просто политическую волю. Потому что если для нас не важен вопрос организации избирательного процесса, то тогда можно вообще не заниматься этим и просто дать ЛНР и ДНР эту ситуацию на откуп, сказать: сами организуйте. Но мы к этому не готовы.

Смотрите также фотоленту: Нуланд, Пайетт, Гройсман, Парубий: киевские переговоры

Тогда хочется понять, изменилась ли позиция Украины после визита Нуланд? Мы увидели интересные кадровые решения: Роман Безсмертный вышел из политической подгруппы трехсторонней контактной группы.

Золкина: Во-первых, украинская сторона, украинское общество должно поблагодарить Романа Бессмертного за то, что он был очень принципиальным сторонником присутствия Украины в этой группе. Он один из немногих, кто действительно говорил об этом процессе, о том, что происходило, рядом с Ириной Геращенко, которая говорила о гуманитарной подгруппе.

Кто его сменит?

Золкина: Его никто не заменит. Ольга Айвазовская вошла в работу политической подгруппы еще до того, как Роман Бессмертный оттуда вышел. И она вошла на правах эксперта. Я не знаю, будет пересмотрена ее роль, то есть станет ли она официальным представителем украинского государства, или она будет как эксперт по избирательному законодательству, например, там работать. Но очевидно, что в данном случае не украинская сторона меняет линию поведения в Минской трехсторонний группе, а здесь персональные мотивы.

Еще одно увольнение: Георгий Тука ушел с должности главы Луганской областной военно-гражданской администрации. Тоже известный противник выборов. Может ли это свидетельствовать о некой смене позиций официального Киева?

Кучухидзе: Я думаю, что это какие-то корректировки, которые, по большому счету, никак не будут менять общую позицию относительно Минских соглашений. Руководство Украины, если вспоминать август 2015 года, в каком-то смысле стало заложником своей неправильной риторики, когда начали рассказывать, что такое Минские соглашения, какую юридическую силу они имеют. И это рассказывают представители коалиции. А запад, и весь мир, и США поддержали эту резолюцию, говорили о том, что это все должно быть выполнено. Тут проблема как раз в этом была. А что касается смены личностей, то полноценный анализ можно будет сделать после того, как мы увидим их деятельность.

Читайте также: Донбасс, линия пересечения: "Не знаем, доживем ли до утра на этом блокпосту"

Насколько правильно решение Кабмина понизить верхнюю планку тарифа на газ до 6879 грн, а верхнюю привести до этой же цифры.

Кушнирук: Я убежден, что это правильное решение и очень рад, что они это сделали в один присест. Что это дает? Это дает возможность начать уже выстраивать рынок газа. Как только появляются несколько различных цен на газ, сразу появляются возможности для коррупции, злоупотреблений. И они у нас имели тотальный характер. За годы не зависимости у нас большинство наших олигархов превратились в миллиардеров только на этих операциях, злоупотреблениях, связанных с различными тарифами на газ.

Толкачев: Я немного в шоке пребываю. Наверное, на то это и шоковая терапия, шоковая реформа. В принципе, на мой взгляд, логика в этих действиях присутствует. При этом власть будет субсидировать людей, у которых не хватает средств для оплаты коммунальных счетов и оплаты за газ. А таким образом значительно обоснованнее давать целевую помощь. Они обещают, что за счет субсидий опять вытянут и стабилизируют ситуацию в стране.

Марунич: Я пытался посчитать количество субсидий. У меня, знаете, что получилось? Огромная сумма. Замминистра экономики Ковалив сказала, что на 60% повысят тарифы на тепло. Неправда. Зайдите на сайт "Киевэнерго", посмотрите структуру тарифа, умножьте на текущее повышение цен на газ, вы получите 100%. Это беспардонная ложь!

Кушнирук: Я понимаю, что вы представляете определенную политическую силу. Ложь была все эти годы, когда нам рассказывали, что газ такой, что его можно сжигать дешево. Дело в том, что газ — это ресурс дорогой. И более того, у нас есть еще большое количество населения, не имеющего доступа к газу. Таким образом, получается, что какая-то часть населения имеет возможность отапливать дома за счет дешевого ресурса. А кто-то вынужден платить по полной программе. И платит все эти годы. А в данном случае речь идет о том, что если у нас есть люди, которые могут платить полную стоимость, а они пользовались фактически льготной ценой, то мы дотировали именно богатых.

Гройсман сделал несколько заявлений. Первое — он назвал это повышение тарифов, возможно, последним в истории Украины. И сказал, что украинцы не почувствуют этого за счет системы субсидий.

Марунич: Это тоже ложь. Объясняю почему. Если курс гривны будет расти, это очень высокая вероятность, то и цены на газ импортный будут расти. Поквартально цена газа будет пересматриваться. Почему? Потому что там в этой формуле прекрасной, цена газа на хабе NCG в стране ФРГ.

То есть каждый квартал тарифы должны пересматриваться?

Марунич: Да, они будут пересматриваться. Иного варианта нет. Газ для украинских граждан тоже будет дорожать. Курс если будет повышаться, он будет дорожать еще более.

Кушнирук: Я на самом деле где-то согласен с Дмитрием, что по большому счету вопрос будет заключаться в том, что мы наконец должны прийти к ситуации, когда цена на газ будет определяться не чиновниками, а определяться рынком. И, конечно, если у вас есть заниженная цена, то никакого рынка быть не может.

Толкачев: К черту брошу политологию сейчас. Пойду продавать твердотопливные котлы. Потому что мы, например, с женой сейчас принимаем решение съезжать с арендованной квартиры, арендовать дом. Поскольку потянуть отопление в многоквартирном доме, вероятно, мы не сможем. Тем более, в сталинке, где у нас нет ни регуляторов на батареи, ни утепления. Счетчик даже если и есть, то он стоит только на подъезде. С огромнейшими теплопотерями в самом подъезде. Поэтому, конечно, с отоплением у нас будут огромнейшие проблемы. Меня во всем этом контексте действительно беспокоит социальные настроения, потому что к осени мы можем выйти на досрочные выборы. Но мы можем также и выйти на взрыв социальной напряженности, если начнется отопительный сезон, и люди окажутся не готовы к этому.

Марунич: Все люди должны четко уяснить одну простую вещь. Все фракции в ВР: БПП, НФ, "Самопомощь", они все голосовали за соглашение об ассоциации. Там все четко написано. Подписывали соглашение коалиции.. Тарифы должны быть подняты до экономически обоснованного уровня. Дорогие друзья, вы за это голосовали, пожалуйста, выполняйте. Они выполнили.

Толкачев: В конечном итоге за это народ и митинговал на Майдане.

На что сейчас нужно выделять деньги? Почему это решение о повышениях тарифов было одно из первых?

Толкачев: Вполне логично, что Гройсман начал с этого решения, поскольку им он зарекомендовал преданность рыночным реформам. То есть он не просто выполнил требования МВФ, он их даже перевыполнил. И таким образом он может рассчитывать, как выдающийся реформатор, как реализатор шоковых реформ, на поддержку западных партнеров.

Поднятие тарифов – единственная реформа энергетическая?

Толкачев: Нет, там необходимо еще много сделать: и по энергопотерям, и по самой энергетической генерации. То есть там непаханое поле. Они выждали, когда закончился отопительные сезон, уменьшилось потребление газа. Люди свыкнуться.

Решение Гройсмана обосновано. Оно даже правильное. Единственное – нет денег у населения на меры по энергоэффективности и нет внутреннего кредитования на повышение мер по энергоэффективности.

Президент украинского аналитического центра Александр Охрименко сказал, что Гройсман ошибается и в меморандуме нет требования повысить тарифы, а есть требование – ликвидировать "Нафтогаз" и сделать рынок газа. Это имеет под собой смысл?

Кушнирук: На сегодняшний день цена, которая установлена, не связанная с "Нафтогазом". Будет он или нет, философия цены будет меняться, и, вполне возможно, к увеличению. Мы не говорили, что правительство должно делать, чтобы ввести систему энергосбережения, потому что там есть много направлений: что делать с частным домохозяйством, что делать с городами, таким как Кривой Рог, где тепло поставляется на 60-70 км. Это тепло там будет дорогим и без государственного партнерства. На самом деле надо заняться не разговорами, а думать, как нам выходить из ситуации.

Сейчас сложно модернизацию провести?

Марунич: Быстро – нет, невозможно. Давайте четко понимать, чего вы хотите. Перевыборы, досрочные выборы спасут.

Толкачев: Разговоры о том, что перевыборы нас спасут – это полнейший популизм. Если мы говорим о том, что у нас нет возможности поднять энергоэффективность, но голосуем за политические силы, которые обещают дешевый газ, мне не понятен источник этого чуда. Действия Гройсмана, как мне кажется, недостаточно обоснованы. Некоторые люди попытаются перейти на более эффективные источники тепла. С другой стороны 40 млрд гривен на субсидии экономика вытянет.

Плюс пять, плюс десять миллиардов – это не критичная стоимость даже при увеличении субсидирования домохозяйств. Меня пугает при таком количестве субсидированных домохозяйств, чтоб не появились махинации в сфере субсидирования.

Не открывают ли субсидии массу коррупционных схем?

Кушнирук: К сожалению, открывают. И одна из причин, теперь уже вице — премьер министр социальной политики не смог внедрить единый реестр социальных льгот. Это позор. Потому что все начинается с учета, это еще Ленин говорил. Учет — это начало всего, а у нас, к сожалению, банальных вещей нет: учет ресурса, который потребляем, учет людей, которые получают субсидии. У нас этого нет. И это проблема.

Ранее эксперт по вопросам энергетики Юрий Корольчук в эфире 106 FM сообщил, что постоянные конфликты в правительстве и парламенте привели к тому, что зиму Украина встретила со значительным дефицитом топлива. Он также отметил, что нехватка газа в хранилищах может привести к срыву поставок "голубого топлива" в страны Евросоюза.

В свою очередь, руководитель аналитического департамента компании Concorde Capital Александр Паращий рассказал о том, что Украина резко сократила добычу собственного угля и газа, на 13% сократилось и производство электроэнергии. Паращий выразил уверенность в том, что это привело не только к проблемам в экономике, но и к срыву осеннего отопительного сезона.

Самое читаемое
    Темы дня