наверх
20.04.202415:18
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Погребинский об уходе Яценюка, рисках Порошенко и страхе Гройсмана

Гройсман, Парубий и новый Кабмин. (976)

(обновлено: )7417326
Владимир Гройсман в кресле премьера не сможет радикально повлиять на политику в стране, поскольку будет в тени президента и его решений, а Арсению Яценюку следовало бы поискать работу в Европе или США, считает политолог Михаил Погребинский.

Евгений Стримов, РИА Новости Украина

Неделю назад президент Петр Порошенко дал Верховной Раде неделю на решение политического кризиса в стране, формирование работоспособной коалиции и смену правительства. По мнению главы государства, затягивать с решением этих вопросов больше нельзя, так как Киев может не получить деньги, обещанные США и международными финансовыми организациями.

10 апреля премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что принял решение покинуть пост главы правительства Украины. Теперь в вопросе его увольнения слово — за Верховной Радой.

Наиболее вероятным кандидатом на пост премьера называют нынешнего спикера парламента Владимира Гройсмана.

Сложившуюся в стране ситуацию РИА Новости Украина прокомментировал политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Он рассказал, что отставка Яценюка была ожидаема, но окончательно договорились о ней после визита Петра Порошенко в Вашингтон.

"Нужен был звонок вице-президента США Байдена лично Яценюку. Сейчас не очень ясно, этот звонок был после того, как Яценюк записал это обращение об отставке, или до того. Есть противоречивая информация на этот счет, но это не принципиально.

Понятно, что раз Байден звонит и благодарит за работу и высказывает различные ожидания от следующего правительства — что оно будет работать в том же самом русле, что и это — то ясно, что этот вопрос с отставкой Арсения Яценюка в Соединенных Штатах был решен, и остались только формальности. Вот мы их дождались, он заявил об отставке. Теперь понятно, что игры типы того, что было два месяца назад, с участием олигархов, президента, американцев — уже не пройдут. И теперь уже тем, кто не проголосует за отставку, придется иметь дело с американским посольством.

Поэтому, я думаю, что вопрос с отставкой решен. Ясно, Гройсман тоже утвержден в Соединенных Штатах. По-видимому, есть большинство под него в новой коалиции, которая будет состоять из двух фракций. Во всяком случае, такой намек прозвучал в выступлении, посвященном уходу в отставку Яценюка, в котором он сказал, что партнеры из "Блока Петра Порошенко" предлагают кандидатуру Гройсмана, и наша фракция не уходит из коалиции. Это значит, что есть добро этой фракции на голосование за Гройсмана.

Поэтому я предполагаю, что большинство Гройсман получит. В отношении состава правительства никакой надежной информации нет, есть только слухи о предварительных договоренностях, я пока избегаю говорить на эту тему.

Что ждет Арсения Яценюка после отставки? Какая судьба?

— Мне кажется, что столь нелюбимого людьми и политической элитой премьера у нас никогда не было. Он, конечно, не преминул сам себя похвалить и бросить камень в адрес партнеров "Блока Петра Порошенко", что, на самом деле, этот кризис — искусственный, что ради того, чтобы избавиться от меня лично — и так далее…  Это плач амбициозного человека, который не может с достоинством уйти. А дальше он делает хорошую мину при плохой игре, говорит, что мои планы и амбиции шире, чем премьерские…

Я этот текст понимаю таким образом, что он ни на какую должность не пойдет — не знаю, предлагали или нет, но явно дает понять, что он собирается заниматься глобальными делами в смысле продвижения Украины в Европу, в НАТО. То есть говорит, что будет заниматься политикой.

В каком качестве — это не совсем ясно, но, возможно, намек есть такой, что он хочет возродить рейтинг своей партии или возглавить какую-то новую — он же меняет их, как перчатки. Речь идет, по-моему, о том, что он хочет в политику войти чуть ли не как победитель, которого обманули, подставили, не поддержали, и вернуть себе первые роли в украинской политике.

Я не верю в то, что он на это способен. Мне кажется лучшее, что может произойти в его карьере сейчас — если американцы с европейцами найдут ему работу вне Украины. Может быть, в каких-то европейских структурах — он владеет языком, или в американских структурах.

Во всяком случае, это более безопасно для него, потому что он уже не может иметь такую охрану, какая была у премьер-министра, а он такое количество врагов себе создал за эти два года, что ему просто опасно без мощной охраны ходить. Так что, мне кажется, лучшее, что можно придумать — это попросить своих опекунов, чтобы они нашли ему работу вне Украины.

Антон Геращенко написал, что теперь Порошенко берет на себя всю ответственность за ситуацию в стране, по сути, сам становится премьером…

— Конечно, после ухода человека, который был одним из организаторов государственного переворота, который постоянно стоял на Майдане, "кулявлоб" и так далее… Уход его оставляет Порошенко как главного ответственного за ситуацию в стране.

Конечно, взять этот груз на себя Гройсман не может. Ясно, что он будет выступать как бы в тени президента. И я думаю, что в каком-то смысле, когда некоторые люди говорят, что теперь и премьером будет Порошенко (как он является министром иностранных дел — реально) — они правы, да.

А касательно Гройсмана, что ожидает его: рост рейтингов, поддержки?

— Я не уверен, что это (пост премьер-министра — Ред.) соответствует его амбициям, что он хотел этого добиться…

Мне кажется, что он просто не мог от этого уклониться. Он в команде Порошенко, а у Порошенко — очень узкий круг людей, которым он доверяет. Вот Гройсман — среди них, проверенный партнер, многолетний. И в этом смысле, мне кажется, что это, скорее, такое техническое назначение для Порошенко.

Сумеет ли Гройсман реализовать себя так, как он реализовал себя в мэрском кресле, где он оказался успешным мэром (Винницы — Ред.) — я не верю в это. Прежде всего, потому, что не так уж много от него зависит. Он вынужден работать в коридоре, который задан документами о Евроассоциации и требованиями Международного валютного фонда — это в части экономики.

А в части политики — он ничего не решает, он произносит то, что хочет от него президент. Уже он произнес, что никаких выборов (в Донбассе — Ред.) до тех пор, пока мы — Украина — не получим контроль над границей, иными словами — никогда. Он не собирается, как и президент, выполнять "минские соглашения",  где обусловлена совсем другая последовательность. Поэтому я не ожидаю ничего.

Вот его текст в "Зеркале недели" субботнем — он упомянул Россию дважды, и оба раза — как страну-агрессор. А Донбасс вообще не вспомнил. Мне кажется, что он просто не рисковал высказать любую позицию, поскольку не хотел дразнить потенциальных оппонентов любой позицией перед голосованием в Верховной Раде.

Смотрите также: Гройсман о своем Кабмине: за мной не заржавеет, умею работать 24 часа в сутки

Так что в политике я тоже ничего не ожидаю. А раз не будет разрешена тема Востока, то никакие экономические управленцы не в состоянии остановить движение страны в пропасть.

Самое читаемое
    Темы дня